Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных видов деятельности любого государства является формирование государственных доходов. Государственный доход – это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций.
Налоговая система представляет собой совокупность таких элементов как: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования.
Налоги являются основной формой доходов государства в современном мире. Формирование государственных и социальных программ происходит из налоговых поступлений, а также обеспечение функционирования государства.
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти.
Налоги предусматривают собой изъятие государством части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей. Взносы на обязательное социальное страхование, установленные также государством, являются обязательными.
Исследование вопросов расчетов российских организации с бюджетом и государственными внебюджетными фондами сегодня чрезвычайно актуальна, так как полная и своевременная уплата налогов и взносов важна для функционирования любой экономики. Руководство современной организации должно уделять особое внимание за контролем и правильностью уплаты налогов и взносов. Неправильный учет может привести к крайне неблагоприятным последствиям, таким как штрафные санкции со стороны государства. Первоочередной задачей коммерческой организации является получение и увеличение прибыли. Для достижения поставленной цели главным фактором является правильный выбор режима налогообложения, оптимизация совокупности уплачиваемых налогов и взносов.
Актуальность исследования. Эффективность государственного регулирования экономики и реализация социально-экономических функций государства зависит от соответствия налоговой системы государства целям и задачам развития экономики. В российской экономике в настоящее время налоговые доходы консолидированного бюджета недостаточны для реализации социально-экономических задач ее развития. Следовательно, важным и актуальным является определение рациональной и эффективной налоговой системы государства и механизмов ее функционирования с целью увеличения доходов консолидированного бюджета.
Целью работы является анализ налоговая система РФ и определения направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности налоговой системы РФ;
- проанализировать налоговую систему РФ;
- определить проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – современное состояние налоговой системы РФ.
В курсовой работе использованы методы сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
В качестве теоретической базы исследования использовалась учебная и специальная периодическая литература, Интернет-источники, законодательные и нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из введения, основной части работы, разбитой на две главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие налогов и их признаки
В наиболее широком смысле под налогами понимаются взимаемые на основании государственного принуждения и не носящие характер компенсации или наказания обязательный безвозмездный платеж[1].
Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. Таким образом, к налогам не относятся платежи, обязанность по уплате которых появляется в ситуации заключения каких-либо договоров между плательщиком и государством или разнообразными органами государственной власти[2].
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти. В тоже время налоговые платежи подлежат зачислению не только в государственный (федеральный и региональный) бюджеты или бюджеты местных органов власти (самоуправления), отметим, что они могут выступать основным средством формирования различного рода государственных фондов[3].
В экономическом смысле налоговые платежи представляют собой инструмент перераспределения новой созданной стоимости – национального дохода, а также выступают составной частью целостного процесса воспроизводства производственных отношений. Перераспределение национального дохода обеспечивает государственную власть частью созданной стоимости в денежной форме. Определенная часть национального дохода, которая перераспределена благодаря налогам, становится централизованным источником финансовых ресурсов государства. Данный процесс – принудительного отчуждения некоторой части национального дохода – имеет направленность от налогоплательщика к государству[4].
Налоговая система представляет собой совокупность таких элементов как: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования.
В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации выделяется два основных понятия налоговой системы: налог и сбор.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства[5].
Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий.
Налог представляет собой определенную форму доходов государства или каких-либо иных общественно-принудительных условных единиц, когда данные доходы, которые формируются с имущества граждан, являются их жертвой, осуществляемой в одностороннем порядке, без получения ими каких-либо ответных эквивалентов, целью налогов является удовлетворение общественных потребностей.
Из данного определения можно выделить следующие основные признаки налогов:
1) имеют общеобязательный характер, ст. 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов России и муниципальных образований устанавливают жесткий перечень налоговых платежей, обязанность уплачивать которые возложена на всех налогоплательщиков, определенных законом;
2) безвозмездность налогов. За счет налоговых платежей происходит финансирование деятельности государства, при этом какое-либо физическое или юридическое лицо, которое начисляет и уплачивает определенный налог, не получает какого-либо возмещения в виде имущества, имущественных либо неимущественных прав;
3) денежная форма налогов. Налоговые платежи взимаются в форме денежных средств, которые принадлежат юридическим или физическим лицам;
4) публичный характер налоговых платежей. В соответствии со ст. 57 Конституции России каждый обязан уплатить соответствующие налоги и сборы. Обязанность уплачивать налоги имеет особый характер, что обусловлено природой самого государства по смыслу статьи 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции России;
5) нецелевой характер налогов. Важнейшей целью налогообложения является финансирование деятельности государства. Данный признак налогов вытекает из статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлен принцип всеобщего покрытия государственных расходов. Указанный принцип, означает, что все расходы государственного бюджета должны покрываться суммой доходов бюджета и поступлений из разнообразных источников финансирования. Доходы бюджета и поступления финансовых средств не могут быть связаны с какими-либо расходами бюджета, кроме средств иностранных кредитов имеющих целевую направленность, доходов целевых фондов, а также в случаях централизации финансовых средств из бюджетов остальных уровней бюджетной системы России.
В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов).
1.2. Виды налогов и сборов
Виды налогов и сборов, установленных в Российской Федерации:
1) Федеральные: Налог на добавленную стоимость (далее НДС); Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ); Налог на прибыль; Водный налог; Государственная пошлина; Налог на добычу полезных ископаемых; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Акцизы.
2) Региональные: Налог на имущество организаций; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес.
3) Местные: Земельный налог; Налог на имущество физических лиц; Торговый сбор.
К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, установленные НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги, установленные НК, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[6].
Важное место наряду с расчетами с бюджетом по налогам и сборам занимает расчет организаций с государственными внебюджетными фондами.
Социально направленный характер современной политики России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.
Основное их назначение – обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков.
Государственные внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность. С помощью социальных внебюджетных фондов возможно: оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий; субсидировать и финансировать социальную инфраструктуру в целом.
На разнообразие источников формирования внебюджетных фондов и их величину оказывает влияние экономическое и социальное положение страны на том или ином историческом этапе развития.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, а также государственных и таможенных пошлин. В состав государственных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.