Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период нэпа. Тогда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, существовали различные формы собственности, действовали экономические законы. Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов. Первым денежным налогом периода нэпа был промысловый налог, взимаемый с частных торговых и промышленных предприятий (1,5 % торгового оборота). Кроме того, в состав промышленного налога входил и патентный налог. Стоимость патента варьировались в зависимости от вида занятий и географического положения региона [11].

В годы нэпа широко использовались налоговое регулирование, когда необходимо было использовать накопление в частном и государственном секторах экономики в интересах общественного хозяйства, выравнивание уровней развития различных районов страны без покушения на само существование частников, дававших основную массу товарной продукции. В этот период учитывалось, что при больших налоговых изъятиях может исчезнуть сам объект обложения. Результатом экономически обоснованного обложения явилось достаточно сильное развитие частного предпринимательства.

Налоговая система времен НЭПа позволяла в значительной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налогов. Вместе с тем она была достаточно громоздкой. Действовало 86 видов платежей в бюджет. Одни и те же товары облагались многократно в процессе их производства и обращения.

В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несоциалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к исчезновению легально работавших частных предприятий.

Таким образом, налоги начинают использоваться как орудие политической борьбы с частными производителями. Постепенно в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны. Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью привели к существенным изменениям в области финансов. Так, финансовая система от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет.


Налоговая реформа 1930 г. привела к упразднению множественности налогов и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота. Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.

С 1930 по начало 1990 г. юридически перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали в 1930 г. около 6 % всех доходов, в том числе акцизы – около 30 %, промысловый налог – 20 %. В 1931 г. было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли[12].

В советский период вводились и отдельные целевые налоги. В связи с дополнительными потребностями бюджета в военный период с 1941 г. были введены военный налог и налог на холостяков, который просуществовал до 1980 г. Его предназначение – покрытие государственных расходов на помощь одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли на войне.

В послевоенные годы наметился рост поступлений в государственный бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных предприятий, что позволило снизить налоги с населения.

В этот период население уплачивало подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных, сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств.

Однако в Советском государстве в идеологическом смысле налоги рассматривались как чуждый для социалистического строительства элемент. Так, как чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству. Платежи с прибыли называли отчислениями из прибыли. Осуществление рыночных преобразований в экономике Российской Федерации в конце 1980-х гг. потребовало создания адекватной новым условиям хозяйствования налоговой системы. В таких условиях и начала формироваться российская налоговая система. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в период перехода к рыночным отношениям на рубеже 1990-х гг.

Как известно, вся организационная структура управления налоговым хозяйством бывшего СССР противоречила самой природе и сути процесса налогообложения. Не было никаких предпосылок в плане научных теорий и тем более практического опыта. Сжатые сроки, отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отношений, быстро меняющееся правовое пространство, экономический и социальный кризис были причинами врожденных недостатков российской налоговой системы. Поэтому формирование налоговой системы в нашей стране до сих пор продолжается.


В 1986 г. в бывшем СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, в связи с чем Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. 7284-XI была установлена плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью.

Доходы, получаемые от занятия индивидуальной трудовой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от суммы доходов и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство бывшие союзные республики использовали в политических целях: повсеместно устанавливались собственные налоги, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой.

В 1998 г. была принята первая часть НК РФ; в 2000 г. – отдельные главы второй. Принятие НК РФ явилось историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением его в действие начался этап комплексного реформирования всей системы налогообложения.

Первая часть НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России. Здесь определены порядок формирования налоговой системы страны, основы налоговых правоотношений, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения налоговых обязанностей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, определены понятия «налог», «сбор», «пошлина», рассмотрены методы взимания налогов и т.д.

Принятия первой части НК РФ не обеспечило всестороннего решения принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ.

Принятие НК РФ обеспечило не только совершенствование налогового законодательства, но и повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, упрощение, стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Формирование эффективной налоговой системы – центральная экономическая проблема любого государства. За последние несколько столетий становления национальных налоговых систем предложено и апробировано множество их моделей, основанных на самых разнообразных идеях и теориях[13].


Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление создать справедливую, простую, эффективную налоговую систему и поиск способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.

В начале XXI в. одним из препятствий на этом пути стало несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции и имеет ярко выраженный фискальный интерес; роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета.

В ближайшей перспективе одна из текущих задач – обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.

Период кардинальных изменений налоговой системы подошел к концу. На первый план вышла задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения суммы налоговых поступлений в бюджет. Стабильность налоговой системы подразумевает неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода. Вносимые в налоговое законодательство отдельные изменения должны быть направлены на повышение ясности законодательства о налогах и сборах.

2.2 Анализ налоговых доходов бюджетов в РФ

Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей. Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП.

В таблице 2.1 представим налоговое бремя в Российской Федерации за 2006-2016 годы.

Таблица 2.1 – Налоговое бремя в Российской Федерации за 2006-2016 годы

Показатель

Период (год)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

ВВП, млрд. руб.

26917

33248

41277

38807

46309

59698

66927

71017

77945

80804

85881

Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млрд. руб.

5881

8773

7897

6732

8603

10929

12268

12623

13657

13142

13808

Налоговое бремя в РФ, %

21,8

26,4

19,1

17,3

18,6

18,3

18,3

17,8

17,5

16,3

16,1


Исходя из данных, представленных в таблице 2.1, показатель налогового бремени в Российской Федерации в период с 2006 по 2016 год имел тенденцию к снижению (с 21,8 до 16,1 процентов), а с 2012 году происходят постепенные сокращения данного показателя.

Рис. 2.1. Динамика показателя налогового бремени РФ, %

Рассмотрим динамику поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет в 2006 – 2008 гг. (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 2006-2007 гг., млрд руб.[14]

Налоги и сборы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Всего

5880,9

8773,4

7896,9

из них:

налог на прибыль организаций

1670,6

3438,2

2513,1

налог на доходы физических лиц

930,4

1266,1

1665,6

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

924,4

1390,4

998,4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

253,3

108,8

314,7

налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации

586,7

897,3

133,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимы на территорию Российской Федерации

17,3

26,2

35,3

налоги на имущество

310,9

411,2

493,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1187,3

1235,2

1742,6

В 2007 году поступление налогов и сборов увеличилось на 49,2 % (2892,5 млрд руб.), а в 2008 году поступления налогов сократились – на 10 % (876,5 млрд руб.). В целом за рассматриваемые три года, к 2008 году поступления налогов увеличились на 2016 млрд. руб.

На рисунке 2.1 представим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета за 2006-2008 годы.

Рис. 2.1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 2006-2008 гг., %