Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период нэпа. Тогда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, существовали различные формы собственности, действовали экономические законы. Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов. Первым денежным налогом периода нэпа был промысловый налог, взимаемый с частных торговых и промышленных предприятий (1,5 % торгового оборота). Кроме того, в состав промышленного налога входил и патентный налог. Стоимость патента варьировались в зависимости от вида занятий и географического положения региона [11].
В годы нэпа широко использовались налоговое регулирование, когда необходимо было использовать накопление в частном и государственном секторах экономики в интересах общественного хозяйства, выравнивание уровней развития различных районов страны без покушения на само существование частников, дававших основную массу товарной продукции. В этот период учитывалось, что при больших налоговых изъятиях может исчезнуть сам объект обложения. Результатом экономически обоснованного обложения явилось достаточно сильное развитие частного предпринимательства.
Налоговая система времен НЭПа позволяла в значительной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налогов. Вместе с тем она была достаточно громоздкой. Действовало 86 видов платежей в бюджет. Одни и те же товары облагались многократно в процессе их производства и обращения.
В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несоциалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к исчезновению легально работавших частных предприятий.
Таким образом, налоги начинают использоваться как орудие политической борьбы с частными производителями. Постепенно в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны. Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью привели к существенным изменениям в области финансов. Так, финансовая система от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет.
Налоговая реформа 1930 г. привела к упразднению множественности налогов и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота. Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.
С 1930 по начало 1990 г. юридически перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали в 1930 г. около 6 % всех доходов, в том числе акцизы – около 30 %, промысловый налог – 20 %. В 1931 г. было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли[12].
В советский период вводились и отдельные целевые налоги. В связи с дополнительными потребностями бюджета в военный период с 1941 г. были введены военный налог и налог на холостяков, который просуществовал до 1980 г. Его предназначение – покрытие государственных расходов на помощь одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли на войне.
В послевоенные годы наметился рост поступлений в государственный бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных предприятий, что позволило снизить налоги с населения.
В этот период население уплачивало подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных, сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств.
Однако в Советском государстве в идеологическом смысле налоги рассматривались как чуждый для социалистического строительства элемент. Так, как чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству. Платежи с прибыли называли отчислениями из прибыли. Осуществление рыночных преобразований в экономике Российской Федерации в конце 1980-х гг. потребовало создания адекватной новым условиям хозяйствования налоговой системы. В таких условиях и начала формироваться российская налоговая система. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в период перехода к рыночным отношениям на рубеже 1990-х гг.
Как известно, вся организационная структура управления налоговым хозяйством бывшего СССР противоречила самой природе и сути процесса налогообложения. Не было никаких предпосылок в плане научных теорий и тем более практического опыта. Сжатые сроки, отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отношений, быстро меняющееся правовое пространство, экономический и социальный кризис были причинами врожденных недостатков российской налоговой системы. Поэтому формирование налоговой системы в нашей стране до сих пор продолжается.
В 1986 г. в бывшем СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, в связи с чем Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. 7284-XI была установлена плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью.
Доходы, получаемые от занятия индивидуальной трудовой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от суммы доходов и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство бывшие союзные республики использовали в политических целях: повсеместно устанавливались собственные налоги, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм».
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой.
В 1998 г. была принята первая часть НК РФ; в 2000 г. – отдельные главы второй. Принятие НК РФ явилось историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением его в действие начался этап комплексного реформирования всей системы налогообложения.
Первая часть НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России. Здесь определены порядок формирования налоговой системы страны, основы налоговых правоотношений, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения налоговых обязанностей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, определены понятия «налог», «сбор», «пошлина», рассмотрены методы взимания налогов и т.д.
Принятия первой части НК РФ не обеспечило всестороннего решения принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ.
Принятие НК РФ обеспечило не только совершенствование налогового законодательства, но и повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, упрощение, стабильность и предсказуемость налоговой системы.
Формирование эффективной налоговой системы – центральная экономическая проблема любого государства. За последние несколько столетий становления национальных налоговых систем предложено и апробировано множество их моделей, основанных на самых разнообразных идеях и теориях[13].
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление создать справедливую, простую, эффективную налоговую систему и поиск способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.
В начале XXI в. одним из препятствий на этом пути стало несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции и имеет ярко выраженный фискальный интерес; роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета.
В ближайшей перспективе одна из текущих задач – обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.
Период кардинальных изменений налоговой системы подошел к концу. На первый план вышла задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения суммы налоговых поступлений в бюджет. Стабильность налоговой системы подразумевает неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода. Вносимые в налоговое законодательство отдельные изменения должны быть направлены на повышение ясности законодательства о налогах и сборах.
2.2 Анализ налоговых доходов бюджетов в РФ
Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей. Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП.
В таблице 2.1 представим налоговое бремя в Российской Федерации за 2006-2016 годы.
Таблица 2.1 – Налоговое бремя в Российской Федерации за 2006-2016 годы
Показатель |
Период (год) |
||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
ВВП, млрд. руб. |
26917 |
33248 |
41277 |
38807 |
46309 |
59698 |
66927 |
71017 |
77945 |
80804 |
85881 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млрд. руб. |
5881 |
8773 |
7897 |
6732 |
8603 |
10929 |
12268 |
12623 |
13657 |
13142 |
13808 |
Налоговое бремя в РФ, % |
21,8 |
26,4 |
19,1 |
17,3 |
18,6 |
18,3 |
18,3 |
17,8 |
17,5 |
16,3 |
16,1 |
Исходя из данных, представленных в таблице 2.1, показатель налогового бремени в Российской Федерации в период с 2006 по 2016 год имел тенденцию к снижению (с 21,8 до 16,1 процентов), а с 2012 году происходят постепенные сокращения данного показателя.
Рис. 2.1. Динамика показателя налогового бремени РФ, %
Рассмотрим динамику поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет в 2006 – 2008 гг. (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 2006-2007 гг., млрд руб.[14]
Налоги и сборы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Всего |
5880,9 |
8773,4 |
7896,9 |
из них: |
|||
налог на прибыль организаций |
1670,6 |
3438,2 |
2513,1 |
налог на доходы физических лиц |
930,4 |
1266,1 |
1665,6 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
924,4 |
1390,4 |
998,4 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
253,3 |
108,8 |
314,7 |
налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации |
586,7 |
897,3 |
133,8 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимы на территорию Российской Федерации |
17,3 |
26,2 |
35,3 |
налоги на имущество |
310,9 |
411,2 |
493,4 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1187,3 |
1235,2 |
1742,6 |
В 2007 году поступление налогов и сборов увеличилось на 49,2 % (2892,5 млрд руб.), а в 2008 году поступления налогов сократились – на 10 % (876,5 млрд руб.). В целом за рассматриваемые три года, к 2008 году поступления налогов увеличились на 2016 млрд. руб.
На рисунке 2.1 представим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета за 2006-2008 годы.
Рис. 2.1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 2006-2008 гг., %