Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета приходится на налог на прибыль организаций – 31,8%, при этом за 2008 год его доля сократилась на 7,4 п.п., а по сравнению с 2006 годом увеличилась на 3,4 п.п. Такое изменение в структуре налоговых доходов можно объяснить существенным ростом налогов на прибыль организации в 2007 году, а уже в 2008 году в результате мирового финансового кризиса налоги на прибыль организаций уменьшились, что повлияло на изменение структуры налоговых доходов.

Далее, в таблице 2.3 представим динамику налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 годы..

Таблица 2.3 – Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 2006-2007 гг., млрд руб.[15]

Налоги и сборы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего

6731,7

8602,7

10929

из них:

налог на прибыль организаций

1264,5

1774,4

2270,3

налог на доходы физических лиц

1665,1

1789,6

1994,9

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1176,6

1328,7

1753,2

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

81,7

441,4

603,9

налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации

873,4

1169,5

1497,2

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимы на территорию Российской Федерации

19,8

30,1

46,6

налоги на имущество

569,7

628,2

678,0

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1080,9

1440,8

2084,9

В 2009 году поступление налогов и сборов сократилось на 14,7 % (1165,9 млрд руб.), причиной сокращения поступления налоговых доходов консолидированного бюджета являлся продолжающийся финансовый кризис, в результате которого произошло сокращение поступлений налога на прибыль организаций (1248,6 млрд. руб.), а также налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (на 661,7 млрд. руб.). В 2010 году поступления налогов увеличились – на 27,8 % (1871 млрд руб.). В 2011 году налоговые поступления в консолидированный бюджет увеличились – на 27 % (2326,3 млрд. руб.) В целом за рассматриваемые три года, к 2011 году поступления налогов увеличились на 4197,3 млрд. руб.


На рисунке 2.2 представим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 годы.

Рис. 2.2. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 2009-2011 гг., %

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета приходится на налог на прибыль организаций – 20,8%, при этом за 2011 год его доля увеличилась на 0,2 п.п., а по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2 п.п.

Рассмотрим динамику поступления налогов и сборов в бюджет в 2012 – 2014гг. (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 2012-2014гг., млрд руб.[16]

Налоги и сборы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего

12268,3

12622,9

13657,1

из них:

налог на прибыль организаций

2355,4

2071,7

2375,3

налог на доходы физических лиц

2260,3

2497,8

2702,6

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1886,1

1868,2

2188,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

783,6

952,5

1000,6

налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию РФ

1659,7

1670,8

1750,2

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимы на территорию РФ

53,4

63,4

71,6

налоги на имущество

785,3

900,5

957,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2484,5

2598,0

2610,5

В 2013 году поступление налогов и сборов увеличилось на 3,36 % (354,6 млрд руб.), а в 2014 году – на 8,2 % (1034,2 млрд руб.). Таким образом, к 2015 году увеличилась динамика поступлений налогов и сборов.

Рис. 2.3. Структура поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в 2012 – 2014гг., млрд руб.

Формирование всех доходов в 2014 году обеспечено за счет поступления НДПИ – 19,1 %, НДФЛ – 19,8 %, налога на прибыль – 17,4 %, НДС – 28,8 %.


Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 375,3 млрд рублей, или на 14,5 % больше, чем в 2013 году.

Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2702,6 млрд. рублей, или на 7,6 % больше, чем в 2013 году.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 188,8 млрд рублей, или на 16,8 % больше, чем в 2013 году. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило на 79,4 млрд рублей, или на 9,5 % больше, чем в 2013 году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 1072,2 млрд рублей, или на 4,9 % больше, чем в 2013 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 957,5 млрд рублей, или на 6,1 % больше, чем в 2013 году.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг. представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг., млрд. руб.

Виды налогов

Год

Темп роста, %

2015

2016

НДПИ

3205,7

2951,8

92,1

НДФЛ

2806,5

3017,3

107,5

Налог на прибыль

2598,9

2770,2

106,6

НДС (на товары, реализуемые на территории РФ)

2448,4

2657,4

108,5

Акцизы (на товары, реализуемые на территории РФ)

1014,4

1293,9

127,6

Имущественные налоги

1068,4

1116,9

104,5

Ключевой вклад в положительную динамику в 2015-2016 гг. внесли основные бюджетообразующие налоги. Так, налог на прибыль организаций вырос на 6,6%; НДФЛ – на 7,5%; лидер по приросту – НДС – 8,5% и в целом в 2016 году он демонстрирует положительную динамику.

НДС в отличие от НДПИ и налога на прибыль в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, поэтому он имеет важное фискальное значение особенно в период сложных экономических явлений.

На поступления налога на прибыль организаций оказывают влияние результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций.

По данным Росстата, по итогам 2015 года по основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций сальдированный финансовый результат составил + 8 421,7 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше 2014 года. Доля убыточных организаций сохранилась на уровне 2014 года и составила 28,1% от общего числа крупных и средних организаций, прибыльных - 71,9%. В 2015 году общая сумма прибыли составила 11 253,9 млрд. рублей и по сравнению с 2014 годом выросла на 19,9%. Общая сумма убытков в 2015 году составила 2 832,2 млрд. рублей и по сравнению с 2014 годом снизилась на 27,2%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2016 года составили 105,6% от объема поступлений налога в 2016 году в размере 464,8 млрд. рублей, учтенного на 2016 год в Федеральном законе от 22.11.2016 № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год».


Совокупная задолженность по налогу на прибыль в консолидированный бюджет Российской Федерации на 01.01.2017 составила 189,0 млрд. рублей и по сравнению с 01.01.2016 увеличилась на 26,2 млрд. рублей, или на 16,1 процента. Совокупная задолженность по налогу на прибыль в федеральный бюджет на 01.01.2017 составила 25,3 млрд. рублей и по сравнению с 01.01.2016 увеличилась на 1,5 млрд. рублей, или на 6,3 процента.

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации. Поступления по сводной группе акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2016 году составили 1177,1 млрд. рублей, что на 254,4 млрд. рублей, или на 27,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Основная доля поступлений по сводной группе акцизов в 2016 году принадлежит акцизам на табачную продукцию (36,1%) и на нефтепродукты (35,0%), производимые на территории Российской Федерации, поступления по которым составили 467,0 млрд. рублей и 452,4 млрд. рублей соответственно.

Совокупная задолженность по акцизам на спирт из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию на 01.01.2017 составила 6,7 млрд. рублей и по сравнению с началом 2016 года выросла на 0,4 млрд. рублей, или на 6,1%. Рост задолженности в основном обусловлен увеличением сумм акцизов, доначисленных по результатам контрольной работы. Недоимка по данному налогу на 01.01.2017 составила 0,8 млрд. рублей и по сравнению с началом года выросла на 0,2 млрд. рублей, или в 1,3 раза.

В 2016 году поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 2660,6 млрд. рублей, в федеральный бюджет – 2600,7 млрд. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизились на 11,2% и на 11,4% соответственно.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году составили 2591 млрд. рублей, что на 189,1 млрд. рублей, или на 7,9% больше, чем в 2015 году. При этом рост поступлений в текущем году на 3,1 п.п. превысил рост поступлений налога в 2015 году (104,4%).

Темп роста поступлений НДФЛ сопоставим с темпом роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в 2016 году, который в номинальном выражении составил 107,7%, в реальном выражении – 100,6%.

В общей сумме поступлений НДФЛ поступления налога, уплачиваемого налоговыми агентами, составили 2 878,0 млрд. рублей с темпом роста 107,8%. Их доля в поступлениях НДФЛ выросла с 95,1% в 2015 году до 95,4% в 2016 году.

Росту поступлений НДФЛ способствовали следующие экономические факторы:


  • темп роста просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2016 году резко сократился и составил 76,3% против 178,1% в 2015 году;
  • сокращение темпов роста общей численности безработных со 107,4% в 2015 году до 99,5% в текущем году. При этом численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2016 году сократилась на 1,2%, тогда как в 2015 году выросла на 9,2%.

На рисунке 2.4 представим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета с учетом страховых взносов на социальное страхование (за 2016 год предоставить данные не возможно ввиду отсутствия официальных данных)[17].

Рис. 2.4. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета с учетом страховых взносов на социальное страхование, %

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета приходится на отчисления в бюджеты внебюджетных фондов – 30,1%, в стоимостном выражении сумма отчислений за 2015 год составила 5947,5 млрд. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования, отметим, что начисление и перечисление суммы налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды является неотъемлемой частью процесса деятельности организации. Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов). Налоговое администрирование как сфера деятельности уполномоченных органов государственного управления охватывает исполнение существующих норм налогового законодательства, а также сбор, анализ информации и данных, в т. ч. по практике исполнения механизма налоговых проверок, разработку мероприятий по реформированию методов исчисления налогов, процедур и методик налогового контроля.

Качественное осуществление работ налоговых органов способно выявлять изъяны и факты несовершенства текущего налогового законодательства, которые позволяют налогоплательщикам минимизировать налоговые платежи или вовсе уклоняться от их уплаты, а также принимать превентивные меры по их ликвидации.