Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под сбором необходимо понимать обязательный взнос, который взымается с организаций и физических лиц, оплата которого является основным из условий осуществления в отношении плательщика сбора органами местного самоуправления, государственными органами, иными уполномоченными органами власти и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий и операций, включая также предоставление определенных прав или выдачу лицензий (разрешений), либо уплата которого определена осуществлением в пределах определённой территории, на которой введен данный сбор, отдельных разновидностей предпринимательской деятельности.

Под страховыми взносами следует понимать обязательные платежи, осуществляемые на обязательное пенсионное страхование, а также обязательное социальное страхование при возникновении случаев временной нетрудоспособности и в результате с материнства, на обязательное медицинское страхование, которые взымаются с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения осуществления прав застрахованных лиц для получения страхового обеспечения по определенному виду обязательного социального страхования.

В Российской Федерации Налоговым Кодексом устанавливаются страховые взносы, являющиеся федеральными и обязательными к уплате на всей территории России.

1. При определении страховых взносов устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом плательщики, а также элементы обложения[7]: объект обложения; база исчисления взносов; расчетный период уплаты взносов; тарифы страховых взносов; порядок начисления страховых взносов; порядок, а также сроки уплаты страховых взносов.

Плательщиками страховых взносов признаются лица, которые являются страхователями в соответствии с федеральным законодательством о конкретных наименованиях обязательного социального страхования:

1) лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: предприятия; индивидуальные предприниматели; физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе адвокаты, нотариусы, медиаторы, осуществляющие частную практику, арбитражные управляющие, патентные поверенные, оценщики и иные лица, которые занимаются в установленном законами Российской Федерации частной практикой.

Если плательщики относятся одновременно к нескольким указанным категориям, то ему необходимо исчислять и уплачивать страховые взносы раздельно по каждому основанию.


Объектами обложения страховыми взносами плательщиков, признаются выплаты, а также иные вознаграждения в пользу физических лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствие с федеральным законодательством о конкретных наименованиях обязательного социального страхования.

Субъектом налога (налогоплательщиком) является лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность начислять и уплачивать налоги. В определенных случаях налоги могут быть переложены налогоплательщиком (субъектом налога) на другое лицо, которое является тем самым конечным его плательщиком. Это происходит преимущественно при взимании косвенных налогов. Если налог не может быть переложен на другое лицо, то субъект и носитель налога – одно лицо. В случае, если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают. Таким образом, под субъектом налоговых платежей подразумевается лицо, обязанное платить налоги. Носитель налога – лицо, его уплачивающее.

Объект налогообложения – это предмет, который подлежит налогообложению. Действующим российским законодательством предусмотрены такие объекты налогообложения как: стоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг); прибыль организации; совокупный доход физических лиц; имущество, которое находится в собственности юридических и физических лиц и др.[8]

Налоговая база характеризуется стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. База используется для количественного измерения объектов налогообложения и представляет собой величину, с которой непосредственно исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка представлена налоговыми начислениями на единицу налоговой базы. Различают такие налоговые ставки как: процентные и твердые ставки.

Процентные налоговые ставки устанавливаются прямо к налоговой базе. Выделяют следующие ставки: пропорциональные процентные ставки, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.

Твердые ставки налогов устанавливаются в абсолютной денежной сумме на каждую единицу налагаемой базы. Данные ставки обычно используются при налогообложении земельным налогом. В России согласно действующему налоговому законодательству данные ставки нашли широкое использование при обложении акцизным налогом.

За налоговый период, как правило, принимается календарный год или другой период применительно к некоторым налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога. Для каждого вида налога установлен налоговый период, например, год, квартал или месяц. По одному виду налога возможно применение одного или нескольких различных налоговых периодов.


Налоговыми льготами считаются определённого рода преимущества, закрепленные законодательством и предоставляемые некоторым категориям плательщиков налогов, по сравнению с иными плательщиками, включая возможность вовсе не уплачивать налоговые платежи или уплачивать их в наименьшем размере.

Российским законодательством предусматривается следующая система льгот: необлагаемый минимум; снятие налоговых платежей для определенных лиц или категорий плательщиков; снижение размеров налоговых ставок; изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога[9].

На сегодняшний день Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

1. Упрощенная система налогообложения (УСН). ИП могут перейти на УСН в тех случаях, если у них выполняется следующее ограничение: средняя численность работающих не превышает ста человек. Организация может применять упрощенную систему налогообложения, если по результатам девяти месяцев года, в котором организацией подается уведомление о переходе и использовании упрощенной системы налогообложения, доходы, которые определяются в соответствии Налоговым Кодексом, статья 248, не превысили сумму равную 112,5 млн. рублей.

2. Система налогообложения представленная в виде единого налога на вмененные доходы для определённых видов деятельности (ЕНВД). Налог, который вводится законами субъектов Российской Федерации и заменяющий уплату целого ряда налогов и сборов, в значительной мере уменьшает и упрощает контакты с налоговыми службами. Налоговым периодом считается квартал. Величина налоговой ставки составляет 15% от размера вмененного дохода.

3. Система налогообложения применяемая при выполнении соглашений о разделе продукции. Представляет собой особую систему налогообложения, а также специальный налоговый режим, который применяется при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Функционирование данного режима выгодно инвестору, а также государству: первый получает благоприятные условия для вложения средств в поиск, разведку, добычу полезных ископаемых; государство, в свою очередь, приобретает гарантии получить часть прибыли от данной деятельности.

4. Система налогообложения используемая для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Плательщиками при данном налоговом режиме считаются сельскохозяйственные производители товаров (организации, а также индивидуальные предприниматели), которые добровольно перешли под данный режим.


Организация обладает правом перейти на уплату ЕСХН, если в результате работы за календарный год удельный вес доходов от реализации продукции составляет не меньше 70%. Объектам налогообложения признаются доходы, которые уменьшены на сумму расходов. Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов, которые были уменьшены на величину расходов.

5. Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.

Применяется если средняя численность наемных работников, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек.

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате:

  • налог на доходы физических лиц. В части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении; которых применяется патентная система налогообложения
  • налог на имущество физических лиц. В части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
  • НДС. За исключением НДС, подлежащего уплате:
  1. при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения
  2. при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  3. при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Анализ становления налоговой системы в РФ

В конце XIX в. и особенно в ХХ в. в жизни общества огромную роль стали играть крупные города. В связи с этим интересно проанализировать, из чего складывались доходы городов России, например крупнейшего города Москвы.


Налоговые поступления обеспечивали более 60 % всех доходов, если же добавить к ним сборы с особых предприятий и сборы с городских изданий – эти своего рода отчисления от прибыли предприятий, подведомственных Городской управе, то 70 – 75 % доходов[10].

Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, трактиров, огородов, постоялых дворов, лошадей, содержимых частными лицами.

Косвенные сборы и пошлины взимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, за выдачу справок из адресного стола.

Город не имел налоговой инициативы. Налоги, которые он мог собирать в свою пользу, были установлены в выпущенном правительством Городовом положении. Там же определена максимальная ставка налога с суммы чистого дохода от недвижимого имущества до 10 %.

С приходом к власти большевиков в налоговой системе произошли изменения. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования:

  • установление прогрессивного подоходного налога;
  • отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости;
  • установление высоких налогов на предметы роскоши.

Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнить задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питей; табачный доход и доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; нефтяной доход; сахарный доход; чайный доход.

Экономическая политика Советской России первоначально была направлена на установление прогрессивного подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости и установление высоких налогов на предметы роскоши.

В период Гражданской войны товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем. Основным источником доходов центральных органов советской власти была эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.