Файл: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗНАКОВ (Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом организации, названные в ст. 117 ГК РФ, не могут обладать коллективным знаком, так как их члены не вправе использовать коллективный знак. В соответствии с абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 121 ГК РФ как коммерческие, так и некоммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов. Учредителями ассоциаций и союзов могут быть как коммерческие, так и некоммерческие лица.

Индивидуальные предприниматели также могут входить в ассоциации и союзы. В правоприменительной практике наряду с ассоциациями и союзами юридических лиц, способными обладать коллективными знаками, признаются и торгово-промышленные палаты, а также некоммерческие партнерства. За другими объединениями право обладать коллективными знаками в литературе не признается. Это, в частности, касается коммерческих организаций, хотя такие организации с формальной точки зрения также являются объединениями лиц. К этим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Коллективным знаком может пользоваться не только само объединение, но и каждое из входящих в него лиц. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим индивидуальным товарным знаком наряду с коллективным знаком. Таким образом, при рассмотрении вопроса о субъекте права на коллективный знак следует отличать обладателя исключительного права на коллективный знак от лица, которое имеет право пользоваться коллективным знаком.

При этом необходимо иметь в виду, что пользователем коллективного знака может быть только лицо, которое могло бы быть обладателем индивидуального товарного знака. Поэтому граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями, а также объединения лиц, которые не признаются юридическими лицами, не могут пользоваться коллективными знаками.

Объектом отношений является коллективный знак. Коллективный знак (так же, как и общеизвестный товарный знак) - особая категория товарного знака, что подтверждается выделением ст. 1510, 1511 ГК РФ в отдельный подраздел 5 "Особенности правовой охраны коллективного знака" в рамках § 2 гл. 76 Кодекса.

Коллективные знаки используются в различных целях. Например, использование коллективного знака может быть предпочтительным по сравнению с лицензированием обычного товарного знака прежде всего для лиц, имеющих право использовать коллективный знак, в частности, когда они в силу своего членства могут оказывать влияние на объединение - правообладателя коллективного знака. Коллективные знаки могут применяться ассоциациями и союзами для объединения сил вместо использования многочисленных индивидуальных товарных знаков.


В отличие от правоприменения за рубежом в Российской Федерации число зарегистрированных коллективных знаков невелико. Кроме того, ряд ранее охранявшихся коллективных знаков прекратил свое действие. Одним из старейших коллективных товарных знаков, охраняемых на территории России, является изобразительный товарный знак со стилизованным изображением летящего аиста и изображением виноградной лозы и гроздьев винограда. Этот коллективный знак предназначен для маркировки продукции классов 32 и 33 МКТУ и принадлежит правообладателю из Республики Молдова. Правообладателю из Дании принадлежат два коллективных знака - "LURPAK" и "ЛУРПАК", предназначенных для маркировки товаров класса 29 МКТУ (в том числе молоко, молочные продукты). Правообладателю из Грузии принадлежат два комбинированных коллективных знака (этикетки), содержащих словесный элемент "БОРЖОМИ", предназначенных для маркировки минеральной воды и напитков. Для индивидуализации товаров класса 8 МКТУ зарегистрирован коллективный знак "SOLINGEN". В России была создана ассоциация "Табакпром", на имя которой был зарегистрирован коллективный знак "Прима" для маркировки сигарет[9] <1>.

Коллективные товарные знаки, так же как и индивидуальные, могут использоваться для индивидуализации (маркировки) как товаров, так и услуг. В качестве коллективных знаков могут охраняться любые виды обозначений, предусмотренных ст. 1482 ГК РФ. При этом обозначение должно отвечать требованиям, предъявляемым ст. 1477, 1483 ГК РФ. В частности, коллективный знак должен обладать различительной способностью, причем достаточно "коллективной различительной способности", т.е. способности отличать товары, работы или услуги лиц, входящих в объединение, от товаров (работ, услуг) других предпринимателей или объединений лиц . В отличие от обычных (индивидуальных) товарных знаков коллективные знаки могут содержать описание характеристик товаров, если они относятся к конкретным характеристикам данного товара, которыми отличаются товары определенных производителей[10].

Дополнительным условием для предоставления коллективному знаку правовой охраны является наличие единых характеристик качества или иных общих характеристик товаров или услуг, обозначаемых данным коллективным знаком. В настоящее время ни в правоприменительной практике, ни в юридической литературе не выработано общего мнения по поводу содержания понятия "иные характеристики", в частности, в отношении общего географического происхождения товаров, маркируемых коллективным знаком.


2.2 Особенности правового режима коллективного товарного знака

В соответствии с п. 1 ст. 1229 и п. 1 ст. 1484 ГК РФ правообладатель товарного знака может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. В свою очередь распоряжение исключительным правом реализуется путем его отчуждения другому лицу либо посредством заключения лицензионного договора. В отличие от этих общих положений установлено, что право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель товарного знака наряду с правом использования товарного знака имеет право запрещать другим лицам его использование. В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя его товарный знак или сходные с этим товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Исходя из вышеизложенного исключительное право запрещать третьим лицам использование коллективного знака принадлежит объединению лиц, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, как правообладателю товарного знака. В случае нарушения исключительного права на коллективный знак третьим лицом объединение вправе потребовать в судебном порядке возмещения убытков (см. ст. 1252, 1515 ГК). При этом следует иметь в виду, что, как правило, само объединение не производит и не реализует товары с использованием коллективного знака, поэтому у него обычно материальные убытки не возникают. Вместе с тем ст. 1515 ГК РФ следует понимать расширительно, как предоставляющую объединению возможность потребовать от имени входящих в него лиц возмещения ущерба, понесенного последними вследствие несанкционированного использования коллективного знака или сходного с ним обозначения.

Наряду с самим объединением - правообладателем коллективного знака каждое лицо, входящее в данное объединение, вправе самостоятельно защищать в судебном порядке свое исключительное право на использование коллективного знака от нарушений и требовать возмещения убытков, понесенных вследствие неправомерного использования коллективного знака (или сходного с ним обозначения). Согласия объединения для этого не требуется.


К коллективному знаку применимы положения ст. 1486 ГК РФ о последствиях неиспользования товарного знака. ГК РФ не содержит специальных положений о том, кто именно должен осуществлять использование коллективного знака. Поэтому использование коллективного знака хотя бы одним из лиц, входящих в объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, либо самим объединением как правообладателем товарного знака может считаться использованием, удовлетворяющим требованиям ст. 1486 ГК РФ.

Заявка на регистрацию коллективного товарного знака подается в Роспатент. К заявке на регистрацию коллективного знака предъявляются установленные в ст. 1492 ГК РФ общие требования к заявкам на товарные знаки, проверка на соответствие которым проводится согласно ст. 1498 ГК РФ Роспатентом. Кроме того, к заявке на регистрацию коллективного знака должен прилагаться устав коллективного знака. Дата представления устава коллективного знака не учитывается при установлении даты подачи заявки и, соответственно, при установлении даты приоритета.

Устав должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование. Наименование объединения должно включать в себя и сведения о его организационно-правовой форме. Помимо этого в уставе должен быть приведен перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака. Предполагается, что одновременно эти лица являются и участниками объединения. Лица, имеющие право использования коллективного знака, также должны быть указаны достаточно конкретно.

В уставе должна быть указана цель регистрации коллективного знака. В качестве основной цели (в рассматриваемом контексте) указывается гарантирование наличия определенных характеристик у товаров или услуг, обозначенных данным коллективным знаком. Поэтому устав должен содержать перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. Это особенно важно в случаях, когда коллективный знак призван гарантировать определенные качественные свойства товаров либо услуг. Лица, имеющие право использования коллективного знака, вправе обозначать им свои товары или услуги, только если товары и услуги соответствуют требованиям, установленным в уставе коллективного знака.

Устав коллективного знака должен содержать условия использования коллективного знака. При этом следует иметь в виду, что условия использования коллективного знака, которые определяют не свойства товаров и услуг, а иные особенности использования знака. Условия использования могут устанавливаться по собственному усмотрению правообладателя (членов объединения). Вместе с тем оно ограничено общими положениями применимого законодательства, в особенности нормами законодательства о защите конкуренции (запрет введения потребителя в заблуждение и ограничение конкуренции).


Устав коллективного знака должен содержать положения о порядке контроля за использованием коллективного знака. Если иное не установлено в уставе коллективного знака, право контролировать соблюдение требований устава лицами, имеющими право использования коллективного знака, принадлежит объединению лиц, являющемуся правообладателем <1>. В особенности это касается требований, устанавливающих стандарты соответствия товаров или услуг предусмотренным уставом характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Как правообладатель коллективного знака, объединение лиц не только обладает правом, но и обязано принимать соответствующие меры для предотвращения использования коллективного знака, если использование противоречит требованиям устава коллективного знака. Следовательно, на правообладателя налагается обязанность по осуществлению контроля за соблюдением предусмотренных в уставе условий использования коллективного знака. В связи с этим в уставе должно быть определено, каким образом объединение лиц будет контролировать соблюдение устава, в частности, установленных в уставе единых характеристик качества либо других общих характеристик товаров или услуг, условий использования коллективного знака и т.д[11].

Положения устава коллективного знака не должны иметь декларативный характер, поэтому в нем должны быть закреплены правила об ответственности за его нарушение. Такие положения призваны регулировать исключительно внутренние правоотношения между правообладателем и лицом, имеющим право использования товарного знака, они не затрагивают правоотношения с третьими лицами. Речь идет об ответственности лиц, имеющих право использования товарного знака, перед правообладателем в случаях нарушения закрепленных в уставе коллективного знака условий использования знака.

В соответствии с п. 1 ст. 1497 ГК РФ орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан проводить экспертизу заявок на регистрацию коллективного знака в числе заявок на регистрацию "обычных" товарных знаков на соответствие как формальным, так и материальным требованиям законодательства.

В отношении коллективного товарного знака имеются некоторые процессуальные особенности регистрации коллективных знаков, которые призваны в первую очередь гарантировать соблюдение закрепленных в уставе коллективного знака общих характеристик товаров или услуг. Помимо сведений, предусмотренных ст. 1503 и 1504 ГК РФ, в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на коллективный знак вносятся также сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, как и выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров и услуг, которые могут быть обозначены данным коллективным знаком, должны быть опубликованы федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в своем официальном бюллетене. Федеральный орган исполнительной власти публикует и все изменения, связанные с регистрацией коллективного знака, о которых его обязан уведомить правообладатель коллективного знака (см. также комментарии к ст. 1503 - 1506 ГК).