Файл: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗНАКОВ (Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

​​​​​​​1.2. Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков

Система нормативных актов, определяющих правовой режим общеизвестного товарного знака включает:

Во первых это международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а именно Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., Соглашение ТРИПС 1994 г., Соглашение стран СНГ о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, Сингапурский договор о законах по товарным знакам 1994 г. (последний Российская Федерация ратифицировала в 2009 г.

После ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам возникло противоречие между ст. 1501 ГК РФ и ст. 14(2) Сингапурского договора и Правилом 9 Инструкции к Сингапурскому договору, которым предусмотрены послабления в случае несоблюдения заявителем сроков, связанных с регистрацией товарного знака, а именно продление соответствующего срока, продолжение процедуры или восстановление прав заявителя. Положениями ст. 14(2)iii Договора и Правила 9(3) Инструкции к Договору предусмотрены следующие условия для послабления в форме восстановления прав:

- если несоблюдение срока произошло, несмотря на принятие заявителем надлежащих мер, или (по выбору договаривающейся стороны) такая задержка была непреднамеренной

- если ходатайство о восстановлении прав подано в течение установленного договаривающейся стороной срока. В соответствии с Правилом 9(3)(c) такой срок не может быть менее шести месяцев.

В Российской Федерации нормативными актами регулирующими правовой режим общеизвестного товарного знака являются Конституция РФ. часть четвертая ГК РФ, а также ведомственные акты Роспатента. Дегламентация порядка рассмотрения заявлений и предоставления правовой охраны таким товарным знакам содержится в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам и Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 ; Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 Период действия этих документов определен ст. 4 Вводного закона к части четвертой ГК РФ - до вступления в силу соответствующего административного регламента.


Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров в Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:

- собственно общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

- регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

- сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двубуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

- перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам МКТУ, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

- дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

- дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

- дата внесения товарного знака в Перечень;

- дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

- адрес для переписки;

- иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака в Государственный реестр ТЗ вносятся такие же сведения, за исключением сведений о правообладателе исключительного права на общеизвестный товарный знак На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство. Для совершения этого действия федеральному органу исполнительной власти предоставляется срок в один месяц со дня внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков. Форма этого свидетельства отличается от формы свидетельства на "обычный" товарный знак. В частности, в нем указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным, и отсутствует указание на дату, до которой действует правовая охрана общеизвестного товарного знака.

Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504 ГК).


В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров[6] основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.

В настоящее время 136 товарных знаков и обозначений признаны общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками. Российским правообладателям принадлежат, в частности: "Известия", "Седьмой континент", "ГАРАНТ", "ЛУКОЙЛ", "ГАЗПРОМ", "ГАЗ", "КАМАЗ", "ПЕНТАЛГИН", "Смирнов", "АВТОВАЗ", "ЛАДА", "ММК", "УгМК", "Аргументы и факты", "Детский мир", "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", "Яндекс", "КОММЕРСАНТЪ", "ЛОКОМОТИВ", "АЛЕНКА", J-7, "РЖД", "ОЧАКОВО", "ВТБ", "КВН", "Футбольный клуб "Зенит", среди принадлежащих иностранным правообладателям "Кока-Кола", ряд названий армянских коньяков, "Липтон", ряд знаков: "Интел", "Пентиум", "Рижский бальзам", "Нестле", "Смирнофф", "Нескафе", "Маги", "Институт Гэллапа", "Тиффани", "Несквик", "Найк", "Абсолют", "Дисней", "Хейнекен", "ИНТЕРФАКС/INTERFAX", "CHANEL".

Признание товарного знака в качестве общеизвестного предполагает повышенный уровень его защиты. Тем самым достигается цель соблюдения конкурентного баланса на рынке. Принципы защиты общеизвестных товарных знаков можно объяснить простой формулой: чем больше вложения правообладателя в создание имиджа товарного знака, его узнаваемости у потребителей, тем больше риск злоупотреблений со стороны конкурентов правообладателя и, следовательно, тем более строгие критерии защиты применяются к такому товарному знаку.

Исключительная защита общеизвестного товарного знака представляется оправданной, поскольку регистрация обозначения, сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, в большинстве случаев будет расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. Она также может быть расценена как ущемляющая интересы публики, которая будет в результате такой регистрации введена в заблуждение

Оценка товарного знака относительно возможности его смешения с общеизвестным товарным знаком дается компетентным органом соответствующего государства. При этом указанный орган должен рассматривать вопрос с точки зрения потребителей товара, в отношении которого такое обозначение используется .

При охране общеизвестного товарного знака имеются некоторые исключения, в соответствии с которыми таким знакам предоставляется более широкая правовая охрана. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, комментируемая статья устанавливает, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи с обладателем исключительного права, товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.


Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным ГК РФ .

В свое время большие споры вызывал отказ в регистрации общеизвестного товарного знака по причине совпадения его с доменным именем зарегистрированным в России.

Для разрешения этоо противоречия была изменена и ст. 1483 ГК РФ, которая исключала возможность отказа в государственной регистрации товарного знака, тождественного доменному имени, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака. Такое изменение, как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", необходимо в связи с тем, что Соглашение ТРИПС не относит доменное имя к числу охраняемых объектов, а следовательно, нет оснований для противопоставления его товарному знаку.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков определяется и судебной практикой. При применении законодательства о товарных знаках важную роль играют акты Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, разработанные как до вступления в силу части четвертой ГК РФ, так и после, прежде всего это Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"[7] , обзоры судебной практики.

При этом наличие сложившейся нормативной правовой базы, правоприменительной практики не снимает целого ряда правовых проблем, обозначенных еще до вступления четвертой части ГК РФ в силу.

Так, Постановлениями Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию" <1>, от 26 февраля 2009 г. N 175 "О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом" <2> за Российской Федерацией закреплена принадлежность целого ряда товарных знаков, в то время как обладателем исключительного права на товарный знак, согласно ст. 1478 ГК РФ, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Порядок регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак изменился. С 1 октября 2014 г. государственной регистрации подлежат не договоры, а отчуждение, залог исключительного права, предоставление права, а также переход права без договора. Регистрация будет носить уведомительный, а не проверочный характер, что позволит уменьшить сроки регистрации и ускорить процесс введения в гражданский оборот средств прав на товарные знаки, что является, безусловно, важной задачей в деле построения инновационной экономики.


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОЛЛЕКТИВНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА

2.1 Понятие и признаки коллективного товарного знака

Коллективные знаки являются разновидностью товарных знаков. Коллективными знаками являются знаки принадлежащие не одному лицу, а коллективу лиц. Они регистрируются на объединения лиц (ст. 1510 ГК РФ).

Лицами, входящими в указанное объединение, выступают как юридические лица, так и граждане-предприниматели. Эти лица получают право маркировать производимые или реализуемые ими товары коллективным знаком, причем эти товары должны обладать "едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками", указанными в заявке и документах о регистрации коллективного знака (ст. 1511 ГК РФ). Таким образом, качества товаров, маркируемых коллективным знаком, формируются при регистрации этого средства индивидуализации.

В отличие от редакции ст. 20 Закона о товарных знаках 1992 г., в соответствии с которой правообладателями коллективного знака могли быть союзы, хозяйственные ассоциации и иные добровольные объединения предприятий, ГК РФ не называет конкретные организационно-правовые формы объединений лиц, которые вправе зарегистрировать коллективный знак.

При этом, понятие "объединение лиц" в ГК РФ не определяется. На практике этот термин может использоваться для обозначения как юридических лиц, так и объединений юридических и (или) физических лиц для определенных целей. Однако поскольку речь идет об одной из категорий товарных знаков, во внимание должны приниматься установления ст. 1478 ГК РФ

Таким образом, правообладателем коллективного знака может быть объединение лиц, которое принимает участие в гражданском обороте в качестве юридического лица[8] . Действующее российское законодательство не признает юридическим лицом такое объединение лиц, как простое товарищество. Поэтому такие объединения лиц не могут обладать коллективными знаками.

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Однако в Кодексе понятие "объединение" используется только в отношении отдельных форм некоммерческих организаций, а именно ассоциаций, союзов (ст. 121 ГК) и добровольных объединений граждан для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.