Файл: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗНАКОВ (Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
1.1. Основания и порядок признания товарного знака общеизвестным
1.2. Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОЛЛЕКТИВНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА
2.1 Понятие и признаки коллективного товарного знака
2.2 Особенности правового режима коллективного товарного знака
Дополнительно к общим основаниям прекращения правовой охраны товарного знака предусматривает возможность полного либо частичного прекращения правовой охраны коллективного знака, если товары и услуги, обозначенные этим знаком, не соответствуют единым характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Соответственно, запись о регистрации коллективного знака может быть аннулирована, если коллективный знак не соответствует требованиям абз. 2 п. 1 ст. 1510 ГК РФ. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны может быть подано в суд (но не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) любым заинтересованным лицом.
Существует возможность преобразования коллективного знака в товарный знак, и наоборот. Кроме того, и заявка на регистрацию коллективного знака может быть преобразована в заявку на регистрацию товарного знака, и наоборот. Необходимость преобразования коллективного знака в товарный знак может возникнуть, в частности, если в объединении лиц, являющемся правообладателем коллективного знака, осталось всего лишь одно предприятие, имеющее право использования коллективного знака[12] . Помимо этого преобразование коллективного знака в товарный знак возможно в случаях, если ассоциация или союз, на которые зарегистрирован коллективный знак, вследствие начала ведения предпринимательской деятельности преобразуются в хозяйственное общество или товарищество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). В качестве примеров преобразования "обычных" товарных знаков в коллективные можно привести следующие: "БЕРЕЗКА - BEREZKA" (класс 33 МКТУ), БИОСУЛИН (класс 5 МКТУ) - БИОСУЛИН (класс 10 МКТУ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в настоящей работе анализ позволил сделать следующие выводы и заключения.
В литературе принято выделять четыре типа оснований для предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности: факт создания, регистрацию, сохранение конфиденциальности и общеизвестность. Причем два первых основания являются основаниями, а два последних - исключениями. Объекты, для которых приоритетное значение имеет - форма результата, охраняются по факту их создания, для которых имеет значение существо результата - по регистрации. Традиционно считается, что средствам индивидуализации правовая охрана предоставляется по регистрационной системе, за исключением общеизвестных товарных знаков. Между тем, помимо регистрации самостоятельным основанием является известность средств индивидуализации. По факту регистрации правовая охрана возникает в отношении товарного знака, коллективного товарного знака и фирменного наименования, по факту известности - в отношении общеизвестного товарного знака, наименования места происхождения товара и коммерческого обозначения.
При этом фактор известности, помимо того, что он является самостоятельным основанием, значительным образом воздействует как на возможность предоставления охраны посредством регистрации в отношении указанных объектов, так и на прекращение этой охраны. Фактор известности имеет большое значение для охраны рассматриваемых объектов ввиду их особой значимости для общества, в котором эти объекты и приобретают известность.
Сомнительным является подход, согласно которому правовая охрана средствам индивидуализации может предоставляться лишь по факту их использования, поскольку это противоречит сущности и природе средств индивидуализации. Использование средств индивидуализации является лишь приданием нематериальным объектам объективной формы. Обособление же этих объектов происходит только по факту приобретения ими известности, то есть закрепления обозначений как средств индивидуализации конкретных объектов в сознании общества, или по факту регистрации.
Средства индивидуализации являются достаточно специфическими объектами, по сравнению с результатами интеллектуальной деятельности, поэтому первые по своему режиму лишь приравнены к последним. При этом и те, и другие имеют важную общую черту - нематериальность. Нематериальные объекты должны обладать способностью поддаваться обособлению для возможности получения правовой охраны, однако из-за различия в сущности объектов, охраняемых ч. 4 ГК РФ, правовая охрана предоставляется им по различным основаниям.
Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака в Государственный реестр ТЗ вносятся такие же сведения, за исключением сведений о правообладателе исключительного права на общеизвестный товарный знак На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство.
Признание товарного знака в качестве общеизвестного предполагает повышенный уровень его защиты. Тем самым достигается цель соблюдения конкурентного баланса на рынке.
Исключительная защита общеизвестного товарного знака представляется оправданной, поскольку регистрация обозначения, сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, в большинстве случаев будет расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. Она также может быть расценена как ущемляющая интересы публики, которая будет в результате такой регистрации введена в заблуждение
Коллективные знаки являются разновидностью товарных знаков. Коллективными знаками являются знаки принадлежащие не одному лицу, а коллективу лиц. Они регистрируются на объединения лиц (ст. 1510 ГК РФ).
Лицами, входящими в указанное объединение, выступают как юридические лица, так и граждане-предприниматели. Эти лица получают право маркировать производимые или реализуемые ими товары коллективным знаком, причем эти товары должны обладать "едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками", указанными в заявке и документах о регистрации коллективного знака (ст. 1511 ГК РФ). Таким образом, качества товаров, маркируемых коллективным знаком, формируются при регистрации этого средства индивидуализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
- Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883)// "Закон", N 7, 1999
- Соглашение о международной регистрации знаков" (Заключено в Мадриде 14.04.1891)(ред. от 02.10.1979)(вместе с "Инструкцией к мадридскому Соглашению ..." от 01.04.1992)// Публикация ВОИС, N 260(R), 1992
- Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков"
- (Заключено в г. Ницце 15.06.1957// Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Публикация N 292(R).- Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1992.
- Договор о законах по товарным знакам" (Вместе с "Инструкцией к Договору...", <Типовыми международными бланками>) (Подписан в г. Женеве 27.10.1994)// Договор о законах по товарным знакам и Инструкция, подписанные в Женеве 27 октября 1994 г. Публикация N 225(R).- Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1994.
- Минское Соглашение от 04.06.1999 "О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний"// "Бюллетень международных договоров", N 3, 2002
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.](Заключено в г. Марракеше 15.04.1994)// Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. V). С. 2336 - 2369.
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
Приказ Роспатента от 17.03.2000 N 38 с изм. на 05.03.2004 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. 5 июня. N 23
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности заключена в г. Париже 20.03.1883 с изм. на 02.10.1979
Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. 9 июня. N 23
- Приказ Роспатента от 22.04.2003 N 56(ред. от 29.11.2013) "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам"//"Российская газета", N 95, 21.05.2003,
- Приказ Минобрнауки РФ от 12.12.2007 N 34"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности"// "Российская газета", N 134, 25.06.2008
Акты судебных органов
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. N 70. 22.04.2009.
Использованная литература
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе 76 / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015.
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М., 2003. С. 42
Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. С.
- Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 2004. С. 76.
Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4. С. 8
- Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. СПб., 2004. С. 614.
Интернет-ресурсы:
№ |
Наименование портала (издания, курса, документа) |
ссылка |
Основные учебные материалы |
||
Справочная правовая система «Консультант Плюс». |
http://www.consultant.ru/ |
|
Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации |
http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx |
|
РосПровосудие – портал общедоступной судебной практики |
https://rospravosudie.com/ |
-
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М., 2003. С. 42 ↑
-
Приказ Роспатента от 17.03.2000 N 38 с изм. на 05.03.2004 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. 5 июня. N 23 ↑
-
Парижская конвенция по охране промышленной собственности заключена в г. Париже 20.03.1883 с изм. на 02.10.1979. ↑
-
Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. 9 июня. N 23 ↑
-
Приказ Роспатента от 22.04.2003 N 56(ред. от 29.11.2013) "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам"//"Российская газета", N 95, 21.05.2003, ↑
-
Приказ Минобрнауки РФ от 12.12.2007 N 34"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности"// "Российская газета", N 134, 25.06.2008 ↑
-
Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. N 70. 22.04.2009. ↑
-
Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 2004. С. 76. ↑
-
Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. С. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе 76 / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015. ↑
-
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. СПб., 2004. С. 614. ↑
-
Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4. С. 8 ↑