Файл: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗНАКОВ (Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
1.1. Основания и порядок признания товарного знака общеизвестным
1.2. Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОЛЛЕКТИВНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА
2.1 Понятие и признаки коллективного товарного знака
2.2 Особенности правового режима коллективного товарного знака
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы связанные с общеизвестными товарными знаками и коллективными товарными знаками изучена российским авторами недостаточно полно.
В литературе принято выделять четыре типа оснований для предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности: факт создания, регистрацию, сохранение конфиденциальности и общеизвестность. Причем два первых основания являются основаниями, а два последних - исключениями. Объекты, для которых приоритетное значение имеет - форма результата, охраняются по факту их создания, для которых имеет значение существо результата - по регистрации. Традиционно считается, что средствам индивидуализации правовая охрана предоставляется по регистрационной системе, за исключением общеизвестных товарных знаков. Между тем, помимо регистрации самостоятельным основанием является известность средств индивидуализации. По факту регистрации правовая охрана возникает в отношении товарного знака, коллективного товарного знака и фирменного наименования, по факту известности - в отношении общеизвестного товарного знака, наименования места происхождения товара и коммерческого обозначения.
При этом фактор известности, помимо того, что он является самостоятельным основанием, значительным образом воздействует как на возможность предоставления охраны посредством регистрации в отношении указанных объектов, так и на прекращение этой охраны. Фактор известности имеет большое значение для охраны рассматриваемых объектов ввиду их особой значимости для общества, в котором эти объекты и приобретают известность.
Сомнительным является подход, согласно которому правовая охрана средствам индивидуализации может предоставляться лишь по факту их использования, поскольку это противоречит сущности и природе средств индивидуализации. Использование средств индивидуализации является лишь приданием нематериальным объектам объективной формы. Обособление же этих объектов происходит только по факту приобретения ими известности, то есть закрепления обозначений как средств индивидуализации конкретных объектов в сознании общества, или по факту регистрации.
Предметом исследования являются правовые режимы общеизвестных и коллективных товарных знаков.
Объектом исследования являются нормы права, регулирующие правовую охрану и защиту общеизвестных и коллективных товарных знаков.
Цель исследования состоит в изучении особенностей правового режима общеизвестных и коллективных товарных знаков.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- Изучены основания и порядок признания товарного знака общеизвестным
- Проанализированы особенности правового режима общеизвестных товарных знаков
- Проанализированы понятие и признаки коллективного товарного знака
- Изучены особенности правового режима коллективного товарного знака
Научная разработанность темы исследования. Вопросы, связанные с темой настоящей работы, изучались в трудах таких авторов как: Дозорцев В.А. Калятин В.О. Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Сергеев А.П.
Структура работы включает в себя: введение, две главы , четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
1.1. Основания и порядок признания товарного знака общеизвестным
Средства индивидуализации являются достаточно специфическими объектами, по сравнению с результатами интеллектуальной деятельности, поэтому первые по своему режиму лишь приравнены к последним. При этом и те, и другие имеют важную общую черту - нематериальность. Нематериальные объекты должны обладать способностью поддаваться обособлению для возможности получения правовой охраны, однако из-за различия в сущности объектов, охраняемых ч. 4 ГК РФ, правовая охрана предоставляется им по различным основаниям.
В.А. Дозорцев пишет, что результаты интеллектуальной деятельности делятся на две группы - объекты, для которых приоритетное значение имеет форма результата и существо результата[1]. Для первых каких-либо специальных актов закрепления прав в этом случае не требуется, основанием возникновения является сам факт создания произведения, поскольку повторное создание такого же результата практически невозможно. В отношении вторых для установления правовой охраны требуются специальные мероприятия по обособлению объекта - регистрация, поскольку такой же результат может быть создан повторно другим лицом. Вместе с тем, права на средства индивидуализации возникают, как правило, тоже по регистрационной системе. Однако, если в силу многолетней традиции средство индивидуализации оказывается общеизвестным, то закон в порядке исключения может установить, что общеизвестность также является основанием для предоставления правовой охраны
Для определения основания предоставления правовой охраны определенному виду средства индивидуализации следует рассмотреть каждый из них в отдельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1508 ГК РФ, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они в результате интенсивного использования стали широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Признание общеизвестности осуществляется в соответствии с Правилами признания товарного знака общеизвестным[2]. Из правил ст. 6.bis Парижской конвенции[3] вытекает, что правовая охрана общеизвестного товарного знака может возникать и без специальной регистрации.
В соответствии с Правилами признания товарного знака общеизвестным, таким знаками в России могут быть признаны товарные знаки или знаки обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, или обозначение, используемое в качестве средства индивидуализации товаров и (или) услуг, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате их интенсивного использования в отношении товаров или услуг конкретного лица стали в Российской Федерации широко известны среди потребителей этих или однородных им товаров или услуг.
Таким образом, основанием предоставления правовой охраны общеизвестного товарного знака является общеизвестность. Общеизвестный - известный всем, каждому . Известный - такой, о котором или которого знают; знакомый всем каким-либо качеством, свойством. Общеизвестность обеспечивается фиксацией обозначения в сознании членов общества, что свидетельствует о влиянии общества на возникновение конкретного общеизвестного товарного знака. Согласно п. 2.2 указанных Правил, Роспатент для признания товарного знака общеизвестным учитывает следующие фактические данные: 1)об интенсивном использовании товарного знака; 2)о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; 3) о произведенных затратах на рекламу товарного знака; 4)о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; 5) о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.
Представляется, что определяющим обстоятельством, подтверждающим общеизвестность, должны быть результаты опроса потребителей, остальные приведенные фактические данные должны быть лишь косвенными обстоятельствами, подтверждающими общеизвестность поскольку именно из опроса потребителей напрямую можно установить известность или неизвестность товарного знака. Кроме того, думается, что, если все фактические данные свидетельствуют об общеизвестности товарного знака, но опрос показал обратное, признать общеизвестность в этом случае невозможно.
По общему правилу, основанием предоставления правовой охраны товарным знакам является регистрация, однако на правовую охрану в значительной степени влияет фактор общеизвестности: в одних случаях являясь основанием самой регистрации, в других - препятствием для такой регистрации и основанием для прекращения правовой охраны.
Общество играет важную роль и для возникновения конкретного товарного знака, поскольку от мнения общества зависит возможность наделения или лишения обозначения правовой охраны в качестве этого средства индивидуализации. Безусловно, средства индивидуализации приобретают содержание, вкладываемое правообладателями, но последние не всегда способны спрогнозировать и предугадать окончательную реакцию потребителей на знак, поскольку невозможно предусмотреть все факторы, способные оказать влияние на этот процесс, ввиду чего субъективный элемент нельзя считать абсолютным при возникновении средства индивидуализации
К товарному знаку предъявляется требование, что он не должен являться обозначением, вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. При этом, во-первых, такое обозначение не может стать товарным знаком, согласно п. 1 п. 1 ст. 1483 ГК РФ, а во-вторых, в случае превращения товарного знака в такое обозначение, он лишается правовой охраны на основании п. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ.
По сути, указанный критерий вхождения обозначения во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида означает, что такое обозначение становится общеизвестным как обозначение товаров определенного вида. С другой стороны, в том случае, когда обозначение по своим свойствам не способно стать товарным знаком из-за отсутствия у него различительной способности, оно может приобрести различительную способность в результате его использования, согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ. Согласно п. 2.3.2.3 Правил регистрации товарного знака[4], к доказательствам приобретения обозначением различительной способности, в частности, относятся сведения о длительности использования обозначения, об интенсивности его использования и т.д.
Такие доказательства, в сущности, совпадают с обстоятельствами, согласно которым товарный знак признается общеизвестным. По сути, приобретение различительной способности в результате использования происходит ввиду того, что это обозначение становится общеизвестным как товарный знак, то есть обозначение, которое приобрело различительную способность в результате использования, допустимо считать частным проявлением общеизвестного товарного знака.
Весьма важным, с точки зрения признания товарного знака общеизвестным, является запрет на такое признание, если товарный знак стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного с ним до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров. Цель такого запрета - предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.
Роспатентом определены требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. В настоящее время они содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам[5], Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Заявление о признании товарного знака общеизвестным оформляется на русском языке в произвольной форме. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории РФ; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почты, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарного знака, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями, в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака.