Файл: Исследование и диагностика конфликта (Классификация конфликта и его функции).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конфликт как психологическое явление и научное понятие.
1.1. Общая характеристика конфликта как явления
1.2. Классификация конфликта и его функции.
2.1. Объективные составляющие конфликта.
2.2. Психологические составляющие конфликта
Конфликт - источник развития. Это позитивная его функция. Она принимает форму кризиса и стимулирует изменения в обществе,концептуально ее осмыслил Эриксон. Помимо этого, существует ряд другихконцепций, которые приводятся далее, потому что в процессе труда встречается множество разновидностей конфликтных ситуаций.
Конфликт - сигнал к изменению. Осмысливая типы критических ситуаций. Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, "потребность" внутренних конфликтов для жизни: "Они сигнализируют об объективных спорах жизненных отношений и позволяют решить их либо довести до реального столкновения, что может закончиться пагубно для личностей "[4].
Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях.Конфликт - возможность сближения. В некоторых случаях бывают проблемные ситуации, которые могут сблизить людей. Социологи чикагской школы утверждали, что "конфликт – этовозможность разговаривать откровенно ", когда личности, пообщавшись, должны объясниться.
Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления»отношений. Достаточно активно используется в педагогической практике.А.С.Макаренко рекомендует решать его методом "взрыва".Взрывом он называл доказательства конфликта до последней черты, до такого состояния, когда нет возможности для любой тяжбы между личностями и обществом, когда ребром поставлен вопрос - быть членом общества либо выйти из него.
Глава 2. Структура конфликта.
2.1. Объективные составляющие конфликта.
Конфликт как явление многомерное имеет свою структуру. Но само понятие "структура" зачастую трактуется по-разному. К примеру, при анализе объектов социальной и материальной жизни часто под структурой подразумевается совокупность элементов, составляющих объект. К примеру, в социальной структуре общества обычно выделяются различные классы и другие социальные слои. В некоторых случаях структура может рассматриваться как устройство, порядок расположения элементов[3].
По отношению к конфликту такие подходы неприемлемы, так как вместе с тем, что он является системой, конфликт является и процессом. Поэтому структура конфликта является совокупностью устойчивых связей конфликта, которые обеспечивают его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни,без которых он не будет существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Помимо понятия "конфликт" часто используется и понятие "конфликтная ситуация" - отдельное понятие о конфликте. Конфликтная ситуация является не только частью конфликта, цельным эпизодом его развития, своеобразличным "фотографическим снимком" конфликта на определенный момент времени.Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Начнем рассмотрение с объективного содержания конфликтной ситуации[2].
1. Участники конфликта. В любом конфликте, будь то межличностный либо межгосударственный конфликт,основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (к примеру, семейный конфликт), какюридические лица (представители организаций), либо как официальные лица (конфликт по вертикали). Помимо этого, они могут входить в различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Учитывая это выделяются: основные участники конфликта, группы поддержки, другие участники.
Основные участники конфликта − их часто называют противоборствующими силами либо сторонами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно активно действуют (наступают либо защищаются) друг против друга. Определенные авторы ввели такое понятие, как "оппонент", что в переводе с латинского означает "возражение", "противник в споре".
Стороны - это ключевое звено любого конфликта. Если одна из сторон выходит из конфликта, то он прекращается. Когда в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, превращается в новый конфликт. Это происходит из-за того, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
В межгрупповом либо межгосударственном конфликте уход либо появление нового участника не влияет на конфликт.В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе либо государства.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия, ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как "виновник". Очевидно, это понятие менее удачное, из-за того что априори несет определенное негативное смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не означает, что она не права. К примеру, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной. Но в длительных затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Много таких конфликтов имеют свою историю, которая насчитывает десятилетия, поэтому сложно бывает определить тот шаг, который привел к борьбе[7].
Подстрекатель - это лицо, организация либо государство, подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не принимать участие.Его задача - спровоцировать, разрешить конфликт. Организатор - лицо либо группа, которая планирует конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.[10].
В некоторых случаях к участникам конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т. Д.). На наш взгляд, это не вполне правомерно.Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той либо иной степени участвуют в конфликте, способствуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в участников конфликта.
2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является спор. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это спор, как правило, в свою пользу.
Таким образом,предмет конфликта - это объективно существующая либо воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это тотспор, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3.Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект.
Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной либо духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных либо государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому определенные авторы считают, что объект конфликта должен быть неделимым. "Неделимость объекта является одним из необходимых (но и недостаточных) условий существования конфликтных ситуаций". Но объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, то есть для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.
Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его решить. Потеря объекта конфликта, ложное выделение ложного объекта существенно усложняют процесс решения проблемы.
4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия,в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро- и макросреда, в котором возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.
2.2. Психологические составляющие конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации является стремление сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые есть в каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
В конфликте часто сложно определить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которое отличается от первичных мотивов (рис. 2. и рис 3.).
Рис. 2. Система стремлений оппонентов, в конфликте (заявленных и открытых).
Рис. 3. Система стремлений оппонентов, в конфликте (скрытых мотивов).
Базисным побудителем активности оппонента в конфликте является его потребности. Они состоянием субъекта, создаются нуждой, испытываемый оппонент в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступают источником его активности[10].
Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т. П.присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам. По мнению Д. Бертона, только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести к действительному завершению конфликта.
Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает,что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента являются осознанными потребностями, обеспечивающими его направленность на объект конфликта и способствующими реализации его конфликтного поведения.
Близкие к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (к примеру,подлинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в определенном произведении искусства, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).
Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится. Чаще социальнодезорганизующие процессы, которые происходят в обществе, деформируют общественное сознание, реализуемой и изменяется через потребности, интересы и, следовательно, через цели, поступки и действия конкретных людей и групп.
Мотивы противодействующих сторон находят отражение в их целях. Целью называется осознанный образ результата, предположительно,на достижение которого направлены действия субъекта. Целью субъекта в конфликте является его представление о необходимом ему результате конфликта, его полезный (с точки зрения личности либо общественной, групповой значимости) результат, который предполагается. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента - овладение объектом конфликта,ей подчинены тактические цели. Но в зависимости от развития конфликта эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба - материального, морального, психологического - оппоненту), которая в начале конфликта выступала как цель-средство[7].
Последним элементом, наиболее видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте,который обычно анализируется и учитывается в расчет, позиция. Это система отношение оппонента к элементам конфликтной ситуации проявляется в соответствующем поведении и поступках. Другими словами, это совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализуемых в конкретной конфликтной ситуации посредством общения,поведения и деятельности. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой - относительной устойчивостью.
2. Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями достигаются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактику. (рис. 4).
Рис.4. Стратегии поведений в конфликте
Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне лучшего для себя решение. Сотрудничество (проблемнорешающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособления (уступка) основывается на снижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.При исключении (бездействия) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению[3].
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, В некоторых случаях доминирует одна из них.
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две группы: факторы ситуации и личностные факторы[2].