Файл: Исследование и диагностика конфликта (Классификация конфликта и его функции).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конфликт как психологическое явление и научное понятие.
1.1. Общая характеристика конфликта как явления
1.2. Классификация конфликта и его функции.
2.1. Объективные составляющие конфликта.
2.2. Психологические составляющие конфликта
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наука, связанная с изучением конфликтов, имеет огромную актуальность. В России, как и в других странах посттоталитарного пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблеме, как "конфликт - феномен общественного развития". Ориентация на "бесконфликтное" развитие общества делала данную проблематику неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из сферы научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы решения конфликтов.
В повседневном общении слово "конфликт" применяется по поводу широкого круга явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп к служебным либо семейным спорам, в проблемах каждой личности, сопровождающих ее в течение всей жизни.
Но мало кто знает истинное значение этого слова. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus -столкновение. Почти в таком виде оно входит и в другие языки (conflict -английский, conflikt - немецкий, conflit - французский и др.).
Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной сфере знаний (науки) либо практики. Это социальный феномен, проникает во все сферы человеческого социума, поэтому его и начали изучать специалисты разных отраслей науки (психологи, социологи, менеджеры). Но для изучения конфликта как объекта исследований в той либо иной области необходимо понять его составляющие. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы − «Структура конфликта».
Существует немало научных трудов зарубежных авторов, в которых даются практические рекомендации о путях избегания и преодоления конфликтов и споров. Психологические аспекты конфликтологии хорошо изложены в книгах Дж. Скотт, М. Фейра, В. Зигерт и Л. Ланга и других известных ученых.
Однако в СССР было издано немного книг, посвященных проблеме конфликтов. Причины - запрет самой темы, догматическая убежденность многих критиков в том, что при социализме не может быть серьезных социальных конфликтов, а словосочетание "антагонистический конфликт при социализме" было просто предано анафеме. Среди первых отечественных работ, посвященных проблеме конфликтов, можно назвать книгу Ф. М. Бородкина, Н. М. Коряк "Внимание: конфликт!". Вкоторой, на многочисленных конкретных примерах, рассматриваются причины возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов на предприятиях. Из современных можно привести труды Г. В. Ложкина и Н. И. Повякель, А. М. Бандурки, В. А. Друзя,А. Г. Здравомыслова и др.
Тема Курсового проекта «Исследование и диагностика конфликта». Актуальность данного проекта обусловленна:
отсутствием эффективных организационно-правовых механизмовуправления конфликтами;
необходимостью введения инновационного подхода к решениюконфликтных ситуаций;
целесообразностью выделения эффективных инструментов диагностики и управленияконфликтными ситуациями.
Целью курсовой работы является исследование конфликта и определение его основных составляющих.
К задачам курсовой работы можно отнести:
1)рассмотрение сущности конфликта;
2) определение функций конфликта и его типов;
3) рассмотрение способов диагностики конфликта и способов управления конфликтом;
4) рассмотреть объективные и субъективные составляющие конфликта.
Глава 1. Конфликт как психологическое явление и научное понятие.
1.1. Общая характеристика конфликта как явления
Конфликт как теоретико-практическая категория выступает предметом специального рассмотрения учеными от зарождения человечества до сегодняшнего дня. Первые попытки методологического осмысления конфликтов и механизмов управления ими принадлежат древнегреческим философам.
Трактовка сущности конфликтов никогда не была однозначной, учеными поровну приходилась их положительная и отрицательная роль в жизни общества. Древнегреческие философы с одной стороны осуждали споры между людьми, а с другой - настаивали на том, что благодаря именно им и рождается истина, - противоречия являются движущей причинойлюбых изменений и развития[1].
История развития человечества доказывает невозможность своего существования без конфликтов. Благодаря этому накоплен значительный опыт предупреждения конфликтных ситуаций и управления конфликтами. Это заложило историко методологические основы формирования отдельной предметной области -конфликтология.
Конфликтология - это отдельная предметная область, которая изучает сущность, формы, методы, модели и механизмы урегулирования конфликтов.
В широком контексте понятия конфликт характеризует различные формы несовпадения интересов между людьми, что приводит к межличностным и организационным разногласиям.
Конфликты традиционно возникают вследствие нарушения баланса интересов двух и более сторон. Природа возникновения конфликтов крайне разнообразна: влияние политики, экономики, социальные отношения, взгляды и убеждения людей.
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявление объективно существующих противоречий, которые являются движущей силой развития общества, конкретного человека.
Каждое противоречие в системе отношений между людьми имеет свою специфику и требует метода решения.
Противоречие и конфликт не являются тождественными понятиями: не каждое противоречие может привести к развитию конфликта. Противоречия затрагивают интересы и ценности людей, их статус, нравственное достоинство.
Большинство определений конфликтов подчеркивает наличие противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия между людьми, и характеризует определенные различия в их ценностях, взглядах интересах. В основе любого конфликта лежит отсутствие согласия между людьми, или даже между отдельными группами людей.
Основные определения конфликта:
Конфликт (от лат.«Conflictus» - столкновение, столкновение) - это форма выражение противоречия.
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в контексте решение вопросов социальной и личной жизни человека.
Конфликт - это форма межличностных и групповых отношений, отношений, которая направлена на достижение общей цели.
Конфликт - это несогласие между двумя и более сторонами социального взаимодействия, характеризующая стремление каждой из сторон доказать свои взгляды, цели, ценности как самодостаточные.
Конфликт - это ситуация, в рамках которой двое и более людей демонстрируют различия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [2]
Конфликт - это источник изменений в отношениях между людьми.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений где каждая из сторон пытается доказать свою точку зрения на конкретно-предметную проблему[3].
Конфликт - это одна из форм взаимодействия людей и групп, в рамках которой действия одной стороны, сталкиваясь с интересами другой стороны,препятствуют реализации ее целей.
Современные школы исследования конфликтов:
1. Американская школа связывает конфликт с агрессией, спорами, войнами, поэтому он не может быть желанным (Веберовская школа) [4].
2. Европейская "школа человеческих отношений" доказывает, что конфликт индикатором отсутствия эффективной деятельности органах государственной власти, а потому, только доброжелательные отношения в органах государственной власти могут предотвратить возникновение конфликтов [5].
Современные конфликтологические школы настаивают на том, что конфликт является необходимым условием развития и эффективного функционирования органах государственной власти. Более того, конфликт является своеобразным показателем развития органах государственной власти, поскольку он выполняет диагностическую функцию, позволяет выявить проблемные зоны, в деятельности органах государственной власти и оценить перспективы ее дальнейшего развития.
Основные признаки конфликта:
столкновения противоречивых интересов, позиций, тенденций (наличие конфликтной ситуации);
биполярность (одновременная взаемопротивоположность мыслей одновременно);
борьба различных мотивов (желание участников продолжать конфликтное противостояние).
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемыеконфликтогены. Это слова, действия (бездействие), которые могут привести к конфликтам, или конфликтным ситуациям – то, что способствует конфликту.[7]
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами (основные составляющие от которых зависит развертывания конфликта), которые позволяют проанализировать процесс зарождения и распространения конфликта.
1.2. Классификация конфликта и его функции.
В научной и научно-практической конфликтологической литературе выделяют определенные подходы к классификации конфликтов.
По масштабу выделяют глобальные и частичные конфликты. Ученые, исследуя критерии классификации конфликтов, подают такой критерий, как отношение человека к конфликту. К примеру, возможно, такое разделение:
• конфликты, которые расцениваются как нежелательные - при этом появляется защитная позиция личности;
• конфликты, воспринимаются человеком, как необходимые - в таком случае человек ведет себя естественно, адекватно.
Достаточно интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов [5].
1. По причине:
а) конфликты, возникающие вследствие действий объективных факторов социальной ситуации;
б) конфликты, возникающие в результате столкновения потребностей, мотивов, взглядов, поведения.
2. По содержанию:
а) конфликты как деловые отношения;
б) конфликты как личные интересы.
3. По значимости:
а) конфликты, важные лишь для отдельных индивидов;
б) конфликты, важные для отдельных индивидов, групп, слоев населения и тому подобное.
4. По типу решения:
а) конфликты, приводящие к модификации с обеих конфликтующих сторон;
б) конфликты, приводящие к уничтожению одной из сторон конфликта, ее позиций, стереотипов, установок;
в) конфликты, которые привели к другой точке зрения обе конфликтующие стороны.
5. По форме проявления:
а) конфликты того либо иного направления действия, поведения ("приближения - удаления", "приближения - приближения "," удаление - удаление ");
б) конфликты того либо иного качества, интенсивности действия, поведения;
в) конфликты, выражающиеся вербально либо - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);
г) по типу структуры взаимоотношений - скрытые, открытые;
д) по социальной формализации - конфликты официальные и неофициальные т.д.;
е) конфликты "прав и обязанностей".
Традиционное выделение видов конфликта основывается на противостоянии конфликтующих сторон. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую явления от внутриличностного конфликта и межличностного уровня до конфликтов между государствами, до противостояния Запад - Восток.
А. Г. Здравомыслов[6],основываясь на трудах Н. Смелзера, классифицирует конфликты по конфликтующим сторонам:
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповыеконфликты
3. Конфликты между ассоциациями, партиями.
4. Внутри имежличностные конфликты.
5. Конфликты между секторами разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями.
7. Конфликты между культурами и типами культур и тому подобное.
Рис.1. Виды конфликтов.
Функции конфликтов в обществе изучаются всегда. Л. Козер (США) в 1956 издал книгу "Функции социальных конфликтов". Каждый его анализ до сих пор остается классическим образцомописания именно функций конфликтов.
Конфликтологи и психологи пришли к выводу, что правомерно выделятьдве функции любого типа конфликтов: положительную (конструктивную) инегативную (деструктивную).