Файл: Исследование и диагностика конфликта (Классификация конфликта и его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения своих целей. К примеру, выбор в пользу сотрудничества происходит, если есть уверенность в способности находить взаимоприемлемые решения; предварительные успехи по достижению согласия в данном конфликте; присутствует посредник;оценка готовности другой стороны к сотрудничеству положительная; доверие к оппоненту (Г.Прюитт).

Статус участника конфликта. Обнаружено, что люди склонны выбирать стратегии поведения в зависимости от того, кто противостоит им в конфликте - их руководитель, коллега по работе либо подчиненный. (табл. 1).

Таблица 1. Стратегии поведения инженерно-технических работников в ситуации конфликта,%

Стратегия

Отношения с

Руководством

Коллегой

Подчиненным

Настоять на своем

78,8

75

56,2

Уступить

21,2

25

43,8

Также обнаружено, что те же военнослужащие выбирают разные стратегии поведения в зависимости от должностного статуса в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия. Будучи руководителем, они в основном придерживаются следующих стратегий (в порядке убывания частоты применения): компромисс, сотрудничество и ухода. В ситуациях,они же выступают в роли подчиненных, соотношение стратегий, которые используются, другое: избегание, компромисс, сотрудничество.

Наличие времени способствует использованию стратегии избегания.

Выделяют следующие виды тактики воздействия на оппонента.

1. Тактика поведения в конфликте. Стратегии в конфликте реализуются через различную тактику. Тактика (от греч.tasso - построить войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Та же тактика может использоваться в рамках различных стратегий. Так, угроза либо давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности либо неспособности одной из сторон уступать далее определенных границ.

2.Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален. Это могут быть как межличностные конфликты (самовольное заселение в квартиру, к примеру), так и межгрупповые и межгосударственные. Для конфликтов между группами и государствами такая тактика зачастую является сложной, и в нее входит ряд этапов деятельности,которая включает политические, военные, экономические и другие средства.


3. Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (до убийства), блокирование чужой деятельности, задачи боли и т. П.

4. Тактика психологического насилия вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь ее проявления: оскорбление, оскорбительные жесты, грубость, негативная личностная оценка, клевета, дискриминационные меры, дезинформация, унижение, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью.Часто (более 40% случаев) применяется в межличностных конфликтах.

5. Тактика давления предъявление требований, приказов, указаний, угрозы, вплоть до ультиматума, шантаж,предъявление компромата. В конфликтах по вертикали применяется в 70% ситуаций.

6. Тактика демонстративных действий применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей личности. Это могут бытьзаведомо неудачная попытка самоубийства, публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, обязательства, невыход на работу, протесты (перекрытие железнодорожных путей, бессрочные голодовки, автомагистралей, использование транспарантов, лозунгов,плакатов и т. д.).

7. Тактика санкционирования. Влияние на оппонента выражается с помощью взысканий, увеличения рабочей нагрузки, наложений запретов, установление блокад, невыполнение распоряжений под любым предлогом, открытый отказ от выполнения распоряжений.

8. Тактика коалиций. Целью данной тактики является усиление своего ранга в конфликте. Выражается она в образовании союзов, привлечении общественности, друзей, родственников, увеличении группы поддержки за счет руководителей, обращениях в СМИ и различные органы власти. Используется в более чем 30% конфликтов[3].

9. Тактика фиксации своей позиции - тактика, которая наиболее часто применяется (75-80% конфликтов). Основывается на использовании фактов,логики для подтверждения правильности своей позиции. Этокритика, убеждение, просьбы, выдвижение предложений и т. д.

10. Тактика дружелюбия. Данная тактика включает корректное обращение, демонстрацию готовности решать проблему, подчеркивание общего, предоставление необходимой информации, оказание услуги, извинение, предложение помощи, поощрение.

11. Тактика соглашений предусматривает взаимный обменкакими либо благами, извинениями,обещаниями, уступками.

Тактики бывают твердыми, нейтральными и мягкими (рис. 5). В конфликтах применения тактик обычно идет от мягких до более твердых.


Рис. 5. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

Разумеется, бывает и резкое, неожиданное применение жестких приемов к оппоненту (к примеру, внезапное нападение или начало войны). Помимо этого, выделяются рациональные (санкционирование,фиксация своей позиции, дружелюбие) и иррациональные (психологическое насилие, давление) тактики (Дж. Бакстер, Т. Фабло, Л. Перл).

Информационные модели конфликтной ситуации. Иначе, этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта.

Уровень отношения образа конфликтной ситуации и реальности может быть различным. Учитывая это, выделяются четыре случая.

1.Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

2. Существует объективная конфликтная ситуация и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, но с теми либо иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта)[1].

3.Отсутствует объективная конфликтная ситуация, но отношения сторон ложно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

4. Объективно существует конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван конфликтом, который адекватно воспринимается. Само собой конфликтная ситуация характеризуется значительным уровнем извращенности и неопределенности. Поэтому именно эта "неопределенность" результата является обязательным условием возникновения конфликта, в связи с тем, что только при таком условии в конфликт могут вступать те участники, которые с самого начала обречены на поражение. При нейтральном взаимодействии ситуация общения начинает восприниматься, как правило, адекватно. Разумеется, происходят определенные искажения и потеря информации, как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции, о чем уже сказано выше при рассмотрении генезиса конфликта. Это является вполне естественным, так что информация не обезличена,а носит личностный смысл. Но в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особых изменений - растет уровень субъективности восприятия.

Уровень искажения конфликтной ситуации – не является величиной постоянной. Это могут быть какие-то незначительные отклонения, к примеру, в кратковременных конфликтах. Но исследования социальноперсептивных процессов в сложных ситуациях взаимодействия демонстрируют, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.


2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте

3.Искажение восприятия действий, высказываний, поступков

Выделяют ряд факторов,которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации.

1. Состояние стресса.

2. Высокий уровень негативных эмоций.

3.Уровень информированности участников друг о друге.

4. Особенности персептивных процессов.

5. Неумение предвидеть последствия.

7.Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды».

8. Негативная установка на оппонента.

Помимо этого, определенные авторы справедливо отмечают,что неадекватность оценки ситуации может быть вызвана такими факторами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного либо наркотического опьянения и т. д.

Глава 3. Конфликт как объект изучения и управления

В ХХ веке, уровень развития методологии конфликтологии приобрел определенной модификации,что привело к выделению в пределах нее отдельной предметной области - управление конфликтами.

Управление конфликтами - это отдельная предметная область, которая изучаетпричины формирования и развития противоречий в системе отношениймежду людьми, превращение их в конфликт и методы егопредупреждения, диагностики и профилактики.

Основные факторы возникновения конфликта:

объективные - это реально существующие в действительности обстоятельства;

субъективные - это факторы, обуславливающие конфликтные действий, однако достаточно часто они являются гипотетическими, не имеют надлежащего основания для возникновения конфликта.

В основе возникновения конфликтной ситуации лежат противоречия, обусловленные соответствующими факторами которые являются причиной возникновения конфликта.

Причины возникновения конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующих конфликта и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

В методологии управления конфликтами причины возникновенияконфликтов разделяют на:

общие (имеют место практически при всех видах возникновенияконфликтов)

частичные (непосредственно связанные с конкретным видомконфликта (нарушение трудового законодательства, служебнойэтики, недовольство условиями деятельности и др.));


объективные (не зависящие от воли и сознания людей (ограниченность в ресурсах, плохие коммуникации и т.д.));

субъективные (обусловленные конкретным поведением человека, его психологической структурой (характером, темпераментом, направленностью, ценностными ориентациями, потребностями и т.д.), препятствует реализации ее интересов.

Общие причины возникновения конфликтов:

социально-политические и экономические (связанные с социально-политической ситуацией в стране);

социально-демографические (различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам);

социально-психологические (социально-психологические условия в группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы и т.д.);

индивидуально-психологические (отражают индивидуально психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, потребности и т.п.).

Частичные причины возникновения конфликта:

взаимозависимость задач между людьми;

расхождение в целях;

расхождение в представлениях и ценностях между людьми.

Объективные причины возникновения конфликтов:

ограниченность ресурсов, которые нужно делить;

взаимозависимость задач;

разногласия в цели;

разногласия в представлениях и ценностях;

Эти причины могут порождать как конструктивный так и деструктивный конфликт в деятельности государственного учреждения.

Причины возникновения конструктивных конфликтов:

недовольство условиями труда;

недовольство оплатой труда;

несоответствие прав и обязанностей;

неритмичность работы;

неудобный режим работы;

упущения и недостатки в технологии;

необеспеченность ресурсами;

низкий уровень исполнительской дисциплины;

конфликтогенности организационных структур;

низкий уровень управленческой культуры руководителя и тому подобное.

Причины возникновения деструктивных конфликтов:

неправильные действия руководителя;

неправильные действия подчиненных;

неправильные действия руководителя и подчиненных;

Для определения причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций, психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникших в ситуации их взаимодействия.

Степень неизбежности конфликта в зависимости от наличия конфликтных ситуаций изображена в таблице 2.

Таблица 2. Степень неизбежности конфликта

Наличие конфликтной ситуации

Формула конфликта

Степень неизбежности

Отсутствует

Явно выраженной формулы нет

Случайный

Одна

К=КС+І

Закономерный

Две и более

К=КС1+КС+…+І

Неизбежный