Файл: Особенности организации проблемного обучения в начальной школе.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблемное обучение в контексте теоретических источников
1.1 Исторические аспекты проблемного обучения
1.2 Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проблемного обучения в начальной школе
2.1 Практические особенности использования проблемного обучения в начальной школе
3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.
4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач. Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.
5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.
6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.
7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.
8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися аналогичный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:
1. Учитель сам ставит проблему.
2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
3. Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.
4. Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.
5. Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
6. Учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника, в которых нет готового ответа.
7. Ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала.
8. Житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными. 9. Используя какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме.
Виды проблемных уроков
1. Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).
Регламентированная дискуссия.
Ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. В малых группах происходит обсуждение одной общей проблемы.
Ход урока.
- учитель формулирует общую проблему.
- выдвигает возможные гипотезы её решения.
- определяет структуру малых групп.
Ход дискуссии в группе.
Представители групп: ведущий - организует, аналитик - подвергает сомнению мнения, протоколист - фиксирует, наблюдатель -даёт оценку работы каждого, формулируется общее решение.
Проблемно-проектная дискуссия.
1) Постановка учителем проблемы.
- Как сделать что-то, чтобы достичь…?
- При каких условиях возможно…?
- Как организовать, чтобы…?
2) Индивидуальное обдумывание идей.
3) Предложение идей и наглядная их фиксация.
4) Группировка идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде.
5) Коллективное обсуждение.
6) Принятие решения.
"Круглый стол".
Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.
Панельная дискуссия.
Намеченная проблема обсуждается в группе, а затем её участники излагают позиции.
Форум. Сходна с предыдущей, но отличие в том, что группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
Симпозиум. (Выступление с заранее подготовленными сообщениями. После заслушивания аудитория задает докладчику вопросы).
Парная дискуссия ("Вертушка"). Вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы.
Создается 2 круга: внутренний и внешний.
Внутренний круг неподвижный. Внешний – учащиеся пересаживаются по сигналу учителя на стул вправо. Сидят лицом друг к другу.
Техника "Аквариума".
2.Урок-проблемная лекция.
3.Урок-семинар.
а) семинар-дискуссия. "мозговой штурм" "спор рядов" +судьи "учитель против учащихся" (учащиеся стремятся найти верное решение проблемы, а учитель против каждой версии выдвигает контраргумент). "ученики против учителя" (учитель отвечает на вопросы).
б) семинар - взаимообучение.
"Круглый стол".
Урок- исследования.
Коллективные занятия проблемного характера.
4.Уроки креативного типа:
а) урок-диалог;
б) урок-дискуссия;
в) диспут;
г) урок - противоречия;
д) поисковый урок;
е) урок изобретательства;
ж) урок открытий;
з) деловая игра;
и) урок-наоборот (ученик в роли учителя);
к) урок в школе будущего;
л) урок защиты творческих работ.
5. Парное взаимообучение.
6. Групповая работа по общей теме.
7. Взаимообучение групп.
-
Бэкон Ф. Сочинения. – М. : Мысль, 1977. ↑
-
Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. : Академия, 2007.- 416 с. ↑
-
Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.:УРАО, 2003. - 273 с. ↑
-
Рубинштейн C. JI. О мышлении и путях его исследования. - М.: Ак. Наук СССР,1958. - 148 с. ↑
-
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2004. – 180 с. ↑
-
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с. ↑
-
Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2009. – 520 с. ↑
-
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М. : Просвещение, 2009. – 208 с. ↑
-
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М. : Академия, 2003. – 89 с. ↑
-
Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2009. – 520 с. ↑
-
Махмутов И. В. Проблемное обучение. Ононые вопросы теории. – М. : Логос, 2007. – 240 с. ↑
-
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Просвещение, 2009. – 129 с. ↑
-
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 334 с. ↑
-
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971.-208 с. ↑
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М. : Просвещение, 2004.- 186 с. ↑
-
Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 72 с. ↑
-
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. – М., 2006. – 426 с. ↑
-
Бородина А.И. С помощью методов проблемного обучения // Вестник высшей школы. 1986. - №7. - С. 31-32 ↑
-
Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с. ↑
-
Данилов Д. Д., Исаева Н. А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 04. – С. 22 – 34. ↑
-
Кукушин В. С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. ↑