Файл: Особенности организации проблемного обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач. Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.

7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися аналогичный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:

1. Учитель сам ставит проблему.

2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

3. Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.

4. Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.

5. Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

6. Учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника, в которых нет готового ответа.

7. Ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала.

8. Житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными. 9. Используя какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме.

Виды проблемных уроков

1. Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).

Регламентированная дискуссия.

Ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. В малых группах происходит обсуждение одной общей проблемы.


Ход урока.

  • учитель формулирует общую проблему.
  • выдвигает возможные гипотезы её решения.
  • определяет структуру малых групп.

Ход дискуссии в группе.

Представители групп: ведущий - организует, аналитик - подвергает сомнению мнения, протоколист - фиксирует, наблюдатель -даёт оценку работы каждого, формулируется общее решение.

Проблемно-проектная дискуссия.

1) Постановка учителем проблемы.

  • Как сделать что-то, чтобы достичь…?
  • При каких условиях возможно…?
  • Как организовать, чтобы…?

2) Индивидуальное обдумывание идей.

3) Предложение идей и наглядная их фиксация.

4) Группировка идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде.

5) Коллективное обсуждение.

6) Принятие решения.

"Круглый стол".

Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

Панельная дискуссия.

Намеченная проблема обсуждается в группе, а затем её участники излагают позиции.

Форум. Сходна с предыдущей, но отличие в том, что группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Симпозиум. (Выступление с заранее подготовленными сообщениями. После заслушивания аудитория задает докладчику вопросы).

Парная дискуссия ("Вертушка"). Вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы.

Создается 2 круга: внутренний и внешний.

Внутренний круг неподвижный. Внешний – учащиеся пересаживаются по сигналу учителя на стул вправо. Сидят лицом друг к другу.

Техника "Аквариума".

2.Урок-проблемная лекция.

3.Урок-семинар.

а) семинар-дискуссия. "мозговой штурм" "спор рядов" +судьи "учитель против учащихся" (учащиеся стремятся найти верное решение проблемы, а учитель против каждой версии выдвигает контраргумент). "ученики против учителя" (учитель отвечает на вопросы).

б) семинар - взаимообучение.

"Круглый стол".

Урок- исследования.

Коллективные занятия проблемного характера.

4.Уроки креативного типа:

а) урок-диалог;

б) урок-дискуссия;

в) диспут;

г) урок - противоречия;

д) поисковый урок;

е) урок изобретательства;

ж) урок открытий;

з) деловая игра;

и) урок-наоборот (ученик в роли учителя);

к) урок в школе будущего;

л) урок защиты творческих работ.

5. Парное взаимообучение.

6. Групповая работа по общей теме.

7. Взаимообучение групп.

  1. Бэкон Ф. Сочинения. – М. : Мысль, 1977.

  2. Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. : Академия, 2007.- 416 с.

  3. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.:УРАО, 2003. - 273 с.

  4. Рубинштейн C. JI. О мышлении и путях его исследования. - М.: Ак. Наук СССР,1958. - 148 с.

  5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2004. – 180 с.

  6. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.

  7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2009. – 520 с.

  8. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М. : Просвещение, 2009. – 208 с.

  9. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М. : Академия, 2003. – 89 с.

  10. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2009. – 520 с.

  11. Махмутов И. В. Проблемное обучение. Ононые вопросы теории. – М. : Логос, 2007. – 240 с.

  12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Просвещение, 2009. – 129 с.

  13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 334 с.

  14. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971.-208 с.

  15. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М. : Просвещение, 2004.- 186 с.

  16. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 72 с.

  17. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. – М., 2006. – 426 с.

  18. Бородина А.И. С помощью методов проблемного обучения // Вестник высшей школы. 1986. - №7. - С. 31-32

  19. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.

  20. Данилов Д. Д., Исаева Н. А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 04. – С. 22 – 34.

  21. Кукушин В. С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.