Файл: Особенности организации проблемного обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Перевод вопроса в проблемную ситуацию осуществляется: через углубление вопроса; через поиск разных граней его решения; через сопоставление разных вариантов ответа.

6) Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия; научный спор; лекция; задачи и задания; задачи исследовательского характера; документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

7) Правила создания проблемных ситуаций:

  • перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.
  • предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса.
  • проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
  • нельзя смешивать проблемную ситуацию и аналогичное задание. Такое задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.
  • проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено).
  • возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Вы можете выполнить это задание?

В чем затруднение?

Почему не получается выполнить?

Что вас удивляет?

Какова же будет тема урока?

Проблемная ситуация: приемы создания

  1. Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.
  2. Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.
  3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)
  4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
  5. Задания с элементами исследования.
  6. Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.
  7. Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.
  8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Вопрос является таковым, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
  9. Учитель сам ставит проблему.
  10. Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация. Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.

Правила создания проблемных ситуаций

Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При этом необходимо соблюдать следующие основные условия:

  • Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.
  • Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые условия выполнения действия.
  • Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Степень трудности предлагаемого такого задания можно оценить по двум основным показателям:

1) степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности.

Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.

Правило третье. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем материал, который должен быть сообщен учащимся, и тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.

Правило четвертое. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы, в) практические задания и т. п. Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем подобного в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое. Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает подобную ситуацию, центральным звеном, которой становится потребность в новом неизвестном способе действия.


Правило шестое. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания. Одна и та же проблема может быть поставлена различными способами.

Разрешить ту или иную проблему– значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Подводящий диалог.

3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Первый путь лежит через проблемную ситуацию. Создать ее означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения. Выход заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. В теории проблемного обучения известны три принципиально разных способа разрешения проблемной ситуации:

  • учитель лично заостряет противоречие и создает учебную проблему;
  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Из указанных способов выхода из проблемной ситуации наиболее эффективным является побуждающий диалог.

Проблемная ситуация “с затруднением” возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

а) невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

б) невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

в) невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Выводы по главе 2

В практической деятельности преподавателей использование проблемного обучения в работе с младшими школьниками выражается в использовании технологии проблемного обучения под их чутким руководством.

В рамках организации учебных занятий преподаватель создает проблемные ситуации, с которыми ученики должны справиться самостоятельно. Такой процесс способствует творческому овладению знаниями, навыками, умениями и развивает мыслительные способности.

Эмпирическое исследование проходило в теоретическом лицее им «Штефана чел Маре». В эксперименте приняли участие 10 преподавателей начальных классов.

Преподавателям предлагалась анкета, в рамках которой им нужно было ответить на вопросы отражающие степень использования в их практической деятельности методов проблемного обучения.


По итогам анкетирования оказалось, что большинство преподавателей начальных классов используют в своей практике методы проблемного обучения.

Преподаватели считают этот метод эффективным в активизации деятельности учащихся на уроках. Половина из тех, кто участвовали в анкетировании согласились с тем, что данный метод является универсальным в изучении школьных предметов учащимися начальной школы.

Для наиболее успешного применения проблемного обучения в начальных классах преподавателям предлагаются соответствующие способы и рекомендации.

Заключение

В образовательном процессе проблемное обучение связано с организацией преподавателем проблемных ситуаций в учебном процессе и управление когнитивной деятельностью школьников по усвоению новых знаний, посредством решения учебных проблем, задач и вопросов. Поисковый путь в усвоении знаний, систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

Для создания и решения проблемной ситуации необходимы три аспекта: познавательная потребность индивида; соотношение данного и искомого; определение физических и интеллектуальных возможностей решения данной проблемы. То есть, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения. И он сам должен найти выход.

Эмпирическое исследование проходило в теоретическом лицее им «Штефана чел Маре». В эксперименте приняли участие 10 преподавателей начальных классов.

Преподавателям предлагалась анкета, в рамках которой им нужно было ответить на вопросы отражающие степень использования в их практической деятельности методов проблемного обучения.

По итогам анкетирования оказалось, что большинство преподавателей начальных классов используют в своей практике методы проблемного обучения.

Преподаватели считают этот метод эффективным в активизации деятельности учащихся на уроках. Половина из тех, кто участвовали в анкетировании согласились с тем, что данный метод является универсальным в изучении школьных предметов учащимися начальной школы.

Для наиболее успешного применения проблемного обучения в начальных классах преподавателям предлагаются соответствующие способы и рекомендации.

Список использованной литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.:УРАО, 2003. - 273 с.
  2. Бородина А.И. С помощью методов проблемного обучения // Вестник высшей школы. 1986. - №7. - С. 31-32
  3. Бэкон Ф. Сочинения. – М. : Мысль, 1977.
  4. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  6. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
  7. Данилов Д.Д., Исаева Н.А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 04. – С. 22 – 34.
  8. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2004. – 180 с.
  9. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. - 573.
  11. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
  12. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. –М.: Педагогика, 1972. – 257 с.
  13. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: кн. для учителей. – М.: Просвещение, 2007. – 240 с.
  14. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – Воронеж: Модэк, 2004. — 512 с.
  15. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.
  16. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006. – 426 с.
  17. Планируемые результаты начального общего образования / Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  18. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Ак. Наук СССР,1958. - 148 с.
  19. Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. : Академия, 2007.- 416 с.
  20. Саутина Е.В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 1999. - 20 с.
  21. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.
  22. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2009. – 520 с.
  23. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 72 с.
  24. Щукина Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 334 с.

Приложение 1

Показатели анкетирования

№ п.п.

1

2

3

4

5

6

7

1

А

А

А

А

А

А

А

2

Б

Б

Б

А

Б

В

Б

3

А

А

А

А

А

А

А

4

А

А

Б

А

А

В

Б

5

А

А

А

А

А

Б

А

6

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

7

А

А

Б

А

Б

А

А

8

Б

Б

Б

Б

А

В

Б

9

А

А

А

А

А

А

А

10

А

А

А

А

А

А

А

Приложение 2

Приемы создания проблемных ситуаций

1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.