Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Принципы системы психофизиологического отбора для разных категорий профессий).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Современные условия развития общества предъявляют повышенные требования к современному человеку. Безусловно, это должна быть свободная, творчески мыслящая и гармонически развитая личность, приносящая пользу обществу и обладающая знаниями и определенной специальностью.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.[1]
В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление которых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно еще до начала обучения проводить определение на профпригодность. Это позволяет значительно сократить отсев в процессе в процессе обучения и трудовой деятельности.
Исходя из этого, определение профпригодности является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы «человек-машина», высокой «ценой» ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.
Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности по комплексу информативных показателей выполнению определенной деятельности.
Цель данной курсовой работы – изучение методов определения профессиональной пригодности для разных категорий профессий.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность;
- рассмотреть методы определения профпригодности;
- проанализировать методы определения профпригодности на примере предприятия Управление социальной защиты ст. Северской Краснодарского края.
- определить дальнейшее развитие исследования профпригодности для разных категорий профессий.
1 Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность
1.1 Принципы системы психофизиологического отбора для разных категорий профессий
При разработке системы психофизиологического отбора военно-морских специалистов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
- обоснованность - должна быть обоснована сама необходимость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей;[2]
- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способностей, означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного определения его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;
- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военно-морскими специалистами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;
- этапность отбора - выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероприятий в целом);
- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет совершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельности;
- группировка специальностей (дифференцированное прогнозирование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;
- практичность психофизиологического отбора означает проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.
Практическому проведению психофизиологического отбора должен предшествовать этап разработки организационно-методических рекомендаций по отбору.
Создание практических рекомендаций по психофизиологическму отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения строго определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физиологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.
Определение необходимости, целесообразности разработки системы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабочей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с особенностями индивидуального состояния, степени развития психофизиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях:
- при высокой "цене" ошибки в материальном или моральном отношении;[3]
- при существенной доле лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения;
Требования деятельности к профессионально важным качествам специалистов определяются в ходе психофизиографического анализа деятельности.
Затем выбирается соответствующий методический аппарат. Вопрос об определении методических принципов изучения профессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.
Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных психофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.
При применении первого подхода исходят из того, что любой рабочий процесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого действия, а также для одного и того же действия, но в различных видах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания этих качеств.
Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структура системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.
1.2.Требования к методическим приемам определения профпригодности
К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре определения профпригодности , предъявляется ряд требований.
Главными из этих требований являются следующие:
а) Валидность (англ. valid - действительный, пригодный, имеющий силу) - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
В наиболее простой и общей формулировке валидность теста - это "... понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает". В стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания.
б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемого.
в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреляции между результатами выбранной методики и других методик, направленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей. Для определения дифференцированности методик необходимо произвести вычисление корреляционной матрицы (определить величину интеркорреляции методик попарно).[4]
Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений, главными из которых являются следующие.
Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые являются профессионально важными для того или иного вида деятельности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.
Принцип объективности. Реализация данного принципа предусматривает необходимость создания и поддержания в период обследования стандартности: обстановки и методик обследования, инструкции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, анализа и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к понижению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.
Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и обработки его результатов, а также экономичными в отношении времени, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обследование при участии ограниченного количества обслуживающего персонала.
Эффективность применяемых методов профессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от организации психофизиологического обследования.
Основными требованиями при его проведении являются:
- профессиональная подготовленность и компетентность руководителя обследования и ассистентов;
- наличие специально подготовленного для проведения психофизиологического обследования помещения;
- положительная установка обследуемых на качественное выполнение заданий;
- соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обследования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).
1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности
Имея разную направленность, психологические тесты, соответственно, неодинаковы по своему содержанию.
Содержание общих тестов производительности подчинено измерению таких способностей кандидата, как умение концентрироваться, проявлять активность в производственных ситуациях. Тесты, выявляющие способность концентрироваться, должны измерить работоспособность при длительной и монотонной нагрузке. Наиболее известными и эффективными являются "Aufmerksamkeit-Belastwigstest" Брихенкампа, "Konzentration-Leistungstest" Линерта, "Konzentration-Verlauf-Test" Абеля.[5]
Показатель такого тестирования складывается из "смешанной производительности", которая детерминируется через быстроту обработки и ошибочную смелость, например, при сложении чисел, обведении букв или решении простых арифметических задач.