Файл: Построение организационных структур (АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЗАО «ТЕХНОТРОН»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие и принципы построения организационных структур
1.2.Виды организационных структур
1.3. Факторы, влияющие на развитие организационной структуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЗАО «ТЕХНОТРОН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ТЕХНОТРОН»
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «ТЕХНОТРОН»
2.3. Анализ организационной структуры управления на ЗАО «ТЕХНОТРОН»
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (Табл. 1).
Таблица 1-Преимущества и недостатки линейной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки, которые рассматриваются в таблице 2.
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональной структурой.
Таблица 2-Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Линейно-функциональная организационная структура управления - ступенчатая иерархическая структура. Ее также называют линейно-штабной.
При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач[20, с.52].
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. Преимущества и недостатки данного вида организационной структуры представлены в таблице 3.
Таблица 3-Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
|
3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации |
Линейно - функциональная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
Дивизиональная структура управления. Потребность в применении дивизиональной структуры связанна с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.
В дивизиональных структурах часть или даже все «штабные» функции (финансовое управление, учет, планирование) передаются производственным звеньям. Это позволяет им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство, и сбыт своей продукции. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона компании высвобождаются для решения стратегических задач[20, с.54].
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
1. по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);
2. по ориентации на потребителя (потребительская специализация);
3. по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
Дивизиональные структуры управления приводят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они требуют формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу, на котором представлена типичная для современной крупной компании дивизиональная структура управления.
Как и у всех организационных структур управления, у дивизиональной структуры также имеются свои преимущества и недостатки (Табл. 4).
Таблица 4-Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Одной из самых интересных и пожалуй, самых важных органических структур управления является матричная.
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб).
Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, т.е. заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.
Основополагающим принципом в матричном подходе к построению организационных структур управления является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
Это требование выполняется здесь за счет того, что в матричной структуре параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти проектные группы формируются за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений. Преимущества и недостатки матричной структуры управления рассмотрим в таблице 5.
Таблица 5-Преимущества и недостатки матричной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
1.Получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, программ, продуктов 2. Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по реализации организационных проектов и, прежде всего, по ускоренному техническому совершенствованию производства 3. Усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы 4. Достижение большей гибкости и скоординированности работ, чем в линейно-функциональных и дивизиональных организационных структурах управления, т. е. лучшее и более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды 5. Преодоление внутриорганиза ционных барьеров, не мешая при этом развитию функциональной специализации |
1.Сложность матричной структуры для практической реализации, для ее внедрения необходима длительная подготовка работников и соответствующая организационная культура 2.Структура сложна, громоздка и дорога не только во внедрении, но и в эксплуатации 3.В связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам 4.Чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей, а также на разрешение конфликтных ситуаций, в случае их возникновения 5.Несвоевременно принимаются управленческие решения; как правило, характерно групповое принятие решений 6.Нарушается традиционная система взаимосвязей между подразделениями 7.В условиях матричной структуры затрудняется и практически отсутствует полноценный контроль по уровням управления 8.Структура считается абсолютно неэффективной в кризисные периоды |