Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Становление аутсорсинга: история возникновения, понятие, виды
1.1 Возникновение и развитие аутсорсинга
1.2 Понятие и виды аутсорсинга
Глава 2 Функции логистики, передаваемые на аутсорсинг
2.1 Принятие решения о передаче функций логистики на аутсорсинг
2.2 Общие причины передачи логистических функций на аутсорсинг
Благодаря широкому распространению концепция аутсорсинга стала применяться и в инвестиционных проектах на малоизвестных рынках. Так, фармацевтическая компания “СмитКляйн_Бичем” (после слияния в 2000 г. “ГлаксоСмитКляйн”) при реализации проекта “Milky Way” на российском рынке первоначально планировала создание совместного предприятия, управленческий аппарат которого должен был заключить несколько контрактов: на оказание бухгалтерских и налоговых услуг с другой дочерней структурой компании, на приобретение услуг производственного аутсорсинга с российским партнером, на услуги логистики (физической дистрибуции). Несмотря на то что впоследствии компания отказалась от применения аутсорсинговой схемы на российском рынке, данный пример показывает влияние концепции аутсорсинга на мышление западных инвестиционных менеджеров.
К настоящему времени западными компаниями накоплен определенный опыт работы концепции аутсорсинга на локальных и глобальном рынке. Данный опыт позволил аналитикам более рационально подойти к выгодам и недостаткам данной управленческой концепции. В течение 3 лет проводилось обширное исследование результатов внедрения ИТ атсорсеров в 40 американских и британских компаниях, которое дало следующие результаты. Исследователи установили, что из 61 решений об ИТ аутсорсинге 56% были удачными, 23% неудачными, а 21% решений был принят относительно недавно и слишком рано делать какие-то выводы.[7]
При внедрении аутсорсинговых схем ведения отечественного бизнеса необходимо помнить, что концепция аутсорсинга является одной из западных концепций, отражает западную практику хозяйственной жизни, основанную на определенных ценностях рыночной экономики и западной культуры. Это, прежде всего, уважение к правам контрагента по деловым отношениям и его бизнеса, а также доверие к деловым партнерам. Концепция использования сторонних организаций для удовлетворения внутренних потребностей компании предполагает безусловную лояльность поставщика услуг и строгое выполнение им своих контрактных обязательств.
Развитие аутсорсинга явилось одной из предпосылок становления контрактной экономики, в которой выполнение контрактных обязательств и ответственность перед партнерами выступают основой развития всей экономической системы. Для того чтобы использовать преимущества, вытекающие из данной концепции, предпринимательским структурам необходимо развивать коммуникационные взаимосвязи с партнерами по бизнесу.
Логика движения современной рыночной экономики состоит в том, что конкуренция рождает не только противостояние и противоборство сторон, но и сотрудничество, которое цементирует современную систему бизнеса. На эту черту современного бизнеса и конкуренции обратил особое внимание Ю.Б. Рубин в своем широко известном исследовании профессионального бизнеса.[8]
Из такого подхода следует, что предприниматели, передавая часть своих внутренних функций сторонней организации партнеру по бизнесу, должны быть готовыми воспринимать сигналы партнера и реагировать на них. Передача функций не есть механическое отделение какой-то части из внутренней структуры организации и ожидание результатов работы партнера. Новая организация бизнеса должна быть построена как на использовании компетенций партнера и его ресурсов, так и на развитии собственных компетенций, в частности коммуникационных способностей фирмы.
Целесообразно в структуре организации иметь менеджера, общающегося со сторонними поставщиками и умеющего оценить качество предлагаемых услуг. В настоящее время эту функции выполняет менеджер по закупкам (procurement), к числу профессиональных компетенций которого должно относится не только проведение тендеров на поставку тех или иных товаров и услуг, но и умение оценить степень соответствия предоставленных услуг потребностям фирмы. По существу, совокупность данных вопросов требует для своего решения выделения специального раздела в теории и практике управления, а именно менеджмента аутсорсингового бизнеса.
Таким образом, без всестороннего подхода к оценке преимуществ, недостатков, новых требований к внутренней организации бизнеса концепция аутсорсинга рискует быть только модным увлечением некоторой части предпринимательских структур на российском рынке. Заложенный в ней потенциал может сработать на повышение конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур только в случае комплексного подхода к реорганизации бизнеса и готовности к развитию бизнес - коммуникаций.
1.2 Понятие и виды аутсорсинга
Деятельность любого хозяйствующего субъекта невозможна без обязательного выполнения многочисленных функций:
-создание и функционирование системы управления предприятием, в том числе стратегическое и оперативное планирование, реализация планов, план-фактный анализ;
-снабжение, т.е. закупка материалов, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (товаров, работ, услуг);
-производство продукции (товаров, работ, услуг);
-реклама и сбыт готовой продукции;
-обслуживание и ремонт основных производственных фондов;
-транспортное обслуживание, связь, IT;
-ведение бухгалтерского, налогового, управленческого учета;
-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;
-система безопасности, в том числе охрана имущества предприятия, и др.
Обычная практика такова: предприятие своими силами выполняет практически все необходимые функции: правовое обеспечение осуществляет юридический отдел; бухгалтерский, налоговый, управленческий учет ведет бухгалтерия; безопасность и охрану обеспечивает служба безопасности и т.д. Это называется инсорсингом (insourcing - внутренний источник): использование внутренних, а не внешних источников для обеспечения нормального хода производственного процесса.
Однако есть и альтернативный путь - аутсорсинг (outsourcing - внешний источник): предприятие передает определенные функции (или отдельные бизнес-процессы как части функций) самостоятельному хозяйствующему субъекту (далее - аутсорсер), специализирующемуся в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Правоотношения между предприятием-заказчиком и аутсорсером основаны на нормах гражданского права, регулирующих договоры подряда и/или возмездного оказания услуг (реже - поставки). Следовательно, отношения между ними характеризуются следующим:
-аутсорсер самостоятельно организует свой "производственный процесс", т.е. планирование, снабжение, выполнение заказа, контроль качества находится в его исключительной компетенции. Предприятие-заказчик принимает только конечный результат, поэтому не вправе вмешиваться в производственный процесс аутсорсера;
-аутсорсер использует при выполнении заданий предприятия-заказчика свои собственные трудовые (всегда) и материальные (как правило) ресурсы;
-исключительно на аутсорсера ложатся риски, связанные с его профессиональной деятельностью, несмотря на то, что работа осуществляется в интересах предприятия-заказчика;
-аутсорсер не зависим от предприятия-заказчика, т.е. отношения между ними равноправные, партнерские.
Эксперты советуют придерживаться следующего правила при выборе между инсорсингом и аутсорсингом.
Ключевые функции, т.е. те, которые непосредственно связаны с производством профильного "продукта" (товара, работы, услуги), а также содержат основные риски для предприятия, целесообразно выполнять собственными силами (оставить на инсорсинге). Реализация обеспечительных, подсобных, вспомогательных функций может быть передана на аутсорсинг. Это относится, например, к таким функциям:
-правовое обеспечение, ведение бухгалтерского и налогового учета, внедрение информационных технологий, обслуживание и ремонт различного оборудования;
-научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;
-вспомогательные и обслуживающие производства - организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;
-изготовление и поставка отдельных деталей, комплектующих, полуфабрикатов, использующихся в производственном процессе.
Недавно стал известен нестандартный пример внедрения аутсорсинга одной московской компанией[9]. Вместо содержания собственного служебного автотранспорта (инсорсинг) компания заключила договор на транспортное обслуживание с таксопарком. Заказ (вызов) такси вправе осуществлять строго определенные сотрудники, работа которых имеет разъездной характер. Расчеты между компанией и таксопарком производятся в безналичном порядке на основании актов, где отражаются точные параметры оказанных за отчетный период транспортных услуг.
Аутсорсинг позволяет гибко управлять затратами (методика директ-костинг). Рассмотрим этот процесс на примере функционирования системы правового обеспечения риэлторской компании.
Известно, что система правового обеспечения предприятия может функционировать путем найма по трудовому договору юрисконсульта - это инсорсинг (используется "внутренний" источник), или путем заключения с юридической компанией (адвокатом, юристом-предпринимателем) гражданско-правового договора на оказание правовых услуг - это аутсорсинг (используется "внешний" источник).
Допустим, риэлторская компания до кризиса заключала в месяц десять договоров с клиентами, после начала кризиса - по одному в месяц; каждый договор приносит ей доход (выручку) в размере 20 000 руб. Фонд оплаты труда (заработная плата, ЕСН и начисления в социальные фонды) "своего" юрисконсульта составляет 50 000 руб. в месяц, вознаграждение юридической компании за правовое "сопровождение" одного (каждого) договора - 10 000 руб. Теперь посчитаем.
Доход риэлторской компании в докризисный период был 200 000 руб. в месяц, после начала кризиса - 20 000 руб., при этом затраты на правовое обеспечение в каждом месяце составили:
-в докризисный период при аутсорсинге - 100 000 руб., при инсорсинге 50 000 руб.;
-во время кризиса при аутсорсинге - 10 000 руб., т.е. сократились пропорционально "падению производства" риэлторской компании; при инсорсинге - все те же 50 000 руб.
На довольно примитивном примере наглядно представлена принципиальная разница между инсорсингом и аутсорсингом как альтернативными способами управления затратами по методике директ-костинг. При инсорсинге затраты на правовое обеспечение являются условно постоянными, т.е. их величина не зависит от результата производственной деятельности предприятия*(2), при аутсорсинге - переменными, так как их величина прямо пропорциональна количеству произведенной продукции.
1.3 Преимущества аутсорсинга
Преимущества аутсорсинга заключаются в следующем:
- как было указано выше, предприятие заказывает и оплачивает аутсорсеру только те работы/услуги, которые необходимы для производства востребованного на рынке количества продукции, поэтому его затраты на реализацию функции, выведенной на аутсорсинг, прямо пропорциональны количеству выпускаемой продукции. В свою очередь при инсорсинге затраты носят условно постоянный характер: даже во время простоя каждый месяц необходимо работникам выплачивать заработную плату, а арендодателю офисных (производственных, складских) помещений, в которых расположены рабочие места, перечислять арендную плату;
- аутсорсер, специализируясь на выполнении (оказании) работ (услуг) в сфере определенной профессиональной деятельности, имеет больше потенциальных возможностей для совершенствования своих знаний по сравнению со специалистами предприятия (в том числе потому, что таких заказчиков у аутсорсера, как правило, несколько и он постоянно повышает свое мастерство в ходе практической деятельности);
- аутсорсеру платят только за конечный результат, поэтому у предприятия-заказчика нет издержек на брак;
- у предприятия-заказчика отсутствует риск возникновения убытков в связи с причинением вреда третьим лицам, так как деятельность, являющуюся источником опасности, аутсорсер осуществляет самостоятельно "на свой страх и риск";
- в случае ненадлежащего исполнения договора аутсорсер привлекается к гражданско-правовой ответственности, в том числе обязан возместить предприятию-заказчику возникшие убытки, включающие упущенную выгоду. Напротив, нормативно установленный порядок взыскания с работника причиненных предприятию-работодателю убытков, во-первых, в определенных случаях предусматривает ограничение размера взыскания, во-вторых, возлагает именно на работодателя бремя доказывания наличия в действиях (бездействии) работника вины;