Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Становление аутсорсинга: история возникновения, понятие, виды
1.1 Возникновение и развитие аутсорсинга
1.2 Понятие и виды аутсорсинга
Глава 2 Функции логистики, передаваемые на аутсорсинг
2.1 Принятие решения о передаче функций логистики на аутсорсинг
2.2 Общие причины передачи логистических функций на аутсорсинг
- при аутсорсинге предприятие-заказчик освобождается от необходимости организовывать и контролировать процесс выполнения работы аутсорсером, поскольку приемка осуществляется только по конечному результату;
- наряду с аутсорсером на этом же рынке работают и другие хозяйствующие субъекты, стремящиеся занять его место. Это вынуждает аутсорсера постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на должном уровне, в том числе снижать цены и повышать качество произведенной продукции (товаров, работ, услуг).
Следует отметить, что "обратной стороной медали" аутсорсинга являются в первую очередь более высокие требования к системе управления предприятия-заказчика: отношения с аутсорсерами должны быть выстроены безупречно как в организационном плане (в том числе должна быть налажена четкая система постановки конкретных заданий, учета и контроля количества и качества выполненных работ), так и в правовой сфере, т.е. со специалистом, знающим себе цену, необходимо работать исключительно профессионально. В противном случае перечисленные преимущества аутсорсинга превратятся в недостатки: предприятие-заказчик за сравнительно большие деньги получит безответственного и необязательного контрагента, при этом весьма важные для жизнедеятельности предприятия функции станут источником повышенных рисков, так как качество их реализации из-за отсутствия должного контроля будет недостаточными. Это неизбежно в конечном счете приведет к снижению конкурентоспособности предприятия-заказчика.
На первый взгляд может показаться, что аутсорсинг - это перевод трудовых отношений в гражданско-правовые. Однако это поверхностное суждение и, следовательно, ошибочное.
Во-первых, гражданско-правовая договорная конструкция - это юридическая форма, экономическим же содержанием аутсорсинга является внедрение во внутрипроизводственные отношения рыночных механизмов регулирования с целью мобилизации скрытых ресурсов работников-профессионалов путем предоставления им, но ни в коем случае не навязывания, свободы предпринимательской инициативы.
Во-вторых, аутсорсинг - это отнюдь не "революционный переворот" в организации производственного процесса. Наоборот, это закономерный этап в эволюционном пути повышения эффективности производства за счет придания все большей экономической самостоятельности структурным подразделениям предприятия, превращения их в полноценные центры финансовой ответственности (ЦФО). Предыдущими стадиями являются перевод структурных подразделений на "внутренний хозрасчет" и "бригадный подряд".
История учит, что попытки "форсировать" эволюционный ход развития ни к чему хорошему не приводят. Поэтому перед тем, как переводить "свои" подразделения "на вольные хлеба" аутсорсинга, рекомендуется протестировать их готовность к самостоятельности определенным периодом функционирования в автономном режиме "внутреннего хозрасчета" (ЦФО). Если предприятие к этому явно не готово, остается альтернативный путь - ликвидация собственного подразделения и передача его функций независимому аутсорсеру. Конечно, этот способ внедрения аутсорсинга дороже, зато ввиду своей прозрачности практически лишен неожиданных рисков.
Глава 2 Функции логистики, передаваемые на аутсорсинг
2.1 Принятие решения о передаче функций логистики на аутсорсинг
При передаче бизнес-функции на аутсорсинг компания-клиент (далее — фокусная компания цепи поставок — ФК) и компания-поставщик (далее — аутсорсер) заключают контрактное соглашение, которое в том числе определяет состав услуг и условия их предоставления. По условиям соглашения ФК может передать аутсорсеру средства производства в виде персонала, активов или других ресурсов. Как правило, на аутсорсинг отдаются функции логистики, IT, управления персоналом, управления недвижимостью, бухгалтерского учета. Многие компании отдают на аутсорсинг поддержку клиентов и функции call-центра, а также телемаркетинг, рыночные исследования, производство и разработки.
Принятие решения о передаче функции на аутсорсинг или исполнении ее своими силами основывается на оценке экономического эффекта от каждого из решений, а также с учетом возможных стратегических преимуществ, получаемых компанией. Для оценки экономического эффекта может быть использован алгоритм оценки общих затрат (Total Cost Ownership — ТСО).
Не менее важным основанием для принятия решения является оценка стратегических преимуществ, соотнесенных со стратегией компании, ее рыночной политикой, специализацией и состоянием бизнес-среды. В качестве примера таких преимуществ можно привести анализ причин «делать» или «покупать», приведенный в таблице 1).
Таблица 1 - Общие причины «делать» или «покупать» в логистике
№ |
Причины «делать» |
Причины «покупать» |
1 |
Снижение операционных затрат. |
Освобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе (ключевых компетенциях). |
2 |
Неопределенность (высокие риски) поставщиков услуг. |
Снижение затрат на основные фонды. |
3 |
Страхование (гарантии) адекватных поставок (по количеству и ассортименту). |
Сохранение обязательств перед поставщиками услуг. |
4 |
Использование избыточного персонала или логистических мощностей. |
Приобретение новых технологических или управленческих возможностей. |
5 |
Поддержание желаемого уровня качества сервиса. |
Отсутствие адекватных мощностей для выполнения операций. |
6 |
Поддержка ключевых компетенций. |
Уменьшение затрат на управление запасами. |
7 |
Защита прав собственности на уникальные проекты (технологии). |
Страхование за счет альтернативных источников услуг. |
8 |
Увеличение или поддержание размера компании. |
Неадекватные технологические или управленческие ресурсы. |
9 |
Предотвращение сговора поставщиков услуг. |
Сотрудничество с поставщиками услуг. |
2.2 Общие причины передачи логистических функций на аутсорсинг
Логистический аутсорсинг или «контрактная логистика» – это привлечение сторонней организации для выполнения всех или части логистических функций и операций с целью оптимизации деятельности предприятий.
При этом предприятие-заказчик услуг сосредотачивается на основной деятельности и передаёт непрофильные функции внешним исполнителям. В результате снижаются затраты на логистику, улучшается качество продукции и достигается максимальная оперативная гибкость.
Использование аутсорсинга в деятельности предприятий предполагает долгосрочные партнёрские контракты. Поэтому перед передачей логистической функции на аутсорсинг необходимы изменения как во взаимоотношениях с клиентами компании, так и во внутренних процессах предприятия.
На внешнее исполнение могут передаваться следующие логистические функции:
- информационная поддержка склада; снабжение и поставки; транспортировка и складирование; сбыт; управление возвратами и утилизация отходов; управление запасами; экспедирование грузов.
При этом логистический посредник оказывает услуги в рамках одной функции, а логистический провайдер в виде выполнения комплекса функций – к примеру, распределение готовой продукции производственного предприятия.
Причины передачи функций логистики на исполнение специализированной организации:
- возможность повышения эффективности собственной деятельности за счёт освобождения от вспомогательных неприбыльных для предприятия работ и сосредоточение на основных наиболее прибыльных функциях;
- необходимость укрепления конкурентных позиций за счёт повышения качества обслуживания потребителей, предоставления им услуг, которые предприятие не может оказывать собственными силами;
- стремление снизить расходы на логистические операции, которые выполняются специализированными организациями с более высокой производительностью и точностью за счёт их опыта и масштабов деятельности, имеющихся у них специальных технологий и оборудования;
-отсутствие у собственного персонала достаточного опыта и квалификации для выполнения некоторых работ;
-стремление использовать для повышения собственной конкурентоспособности высокую репутацию или популярную марку избранного поставщика логистических услуг.
Решению против передачи функций внешнему исполнителю может способствовать ряд факторов:
-передача некоторых функций на аутсорсинг может привести к утечке информации и к снижению оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления предприятием;
-отказ от выполнения некоторых функций может привести предприятие-заказчика к полной зависимости от внешних исполнителей;
-достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, если на рынке нет хорошо зарекомендовавшего логистического посредника или провайдера;
отсутствие контроля над деятельностью организации, предоставляющей услуги.
Кроме того по аутсорсингу не проработана российская законодательная база.
Таким образом, при передаче логистической функции или комплекса функций на аутсорсинг необходим тщательный анализ состояния логистической системы предприятия. Следует также проанализировать, как связана передаваемая функция с другими функциями предприятия и как повлияет её передача на его дальнейшую работу.
Заключение
Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
Таким образом, при передаче логистической функции или комплекса функций на аутсорсинг необходим тщательный анализ состояния логистической системы предприятия. Следует также проанализировать, как связана передаваемая функция с другими функциями предприятия и как повлияет её передача на его дальнейшую работу.
Библиография
1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента: учебник / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. – М.: Инфра-М, 2008. – 320 с.
2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие./ Н.П. Кондраков – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.
3. Бекасова, И.Э. Что такое аутсорсинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rk-audit.ru/article/buhuchet/statiya5_ buhuchet .html. – Имеется печатный аналог.
4. Бондаренко, В. Аутсорсинг: внешние ресурсы для ваших потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.outsourcing.ru/content/rus/1849-article.asp/ .– Имеется печатный аналог.
5. Ермошкин, Н. Аутсорсинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expo.hrm.ru/db/hrm/category.html. – Электронная версия печ. публикации.
6. Суворова, Е. аутсорсинг – это больше, чем просто деньги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saldo.ru/article/ articleru.html. – Имеется печатный аналог.
7. Теплоухова Е. Выжить в кризисе поможет аутсорсинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. outsourcing-perm.ru/pubcrizis.html. – Загл. с экрана.