Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие и факторы формирования группового поведения в организации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие группового поведения в организации
1.1. Понятие группы, виды групп и их характеристики
1.2. Понятие и факторы формирования группового поведения в организации
Глава 2. Практические аспекты изучения группового поведения сотрудников в ООО «Престиж-Сервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Престиж-Сервис»
2.2. Анализ управления персоналом и группового поведения в ООО «Престиж-Сервис
Введение
Актуальность темы. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Зная, что движет человеком, можно разработать эффективную систему управления персоналом. Для этого необходимо знать, как осуществляется мотивирование людей.
Оплата труда (или заработная плата) зависит от времени, затрачиваемого на труд. При определении размеров заработка и материальной заинтересованности работников в улучшении результатов работы и итогов деятельности, предприятию необходимо обеспечить учет количественных и качественных результатов труда.
В современной экономике условием успеха организации является не только максимизация прибыли, но и социальное обеспечение сотрудника, развитие его личности. Таким образом, актуальность работы имеет большое практическое значение.
Объектом исследования является предприятие сферы услуг ООО «Престиж-Сервис», г. Воркута.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу управления персоналом.
Целью работы является повышение эффективности управления групповым поведением.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить инструменты стимулирования сотрудников;
- провести анализ общей характеристика предприятия ООО «Престиж- Сервис»;
- провести анализ управления персоналом ООО «Престиж-Сервис»;
- разработать мероприятия по повышение эффективности управления персоналом.
При исследовании использованы экономико-статистические методы, методы систематизации данных, и другие методы научного анализа.
Информационной базой исследования стали материалы периодической печати, статистические данные, научные труды ученых по проблеме исследования, корпоративная отчетность исследуемого предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие группового поведения в организации
1.1. Понятие группы, виды групп и их характеристики
В любой организации индивиды объединяются в группы. Причем группы эти могут быть как формальными, так и неформальными. Группа играет большую роль в организационном поведении, поскольку хорошо интегрированная группа может выполнять значительно более сложные задачи и с гораздо большей производительностью, чем-то же количество индивидов по отдельности. [21.C.54]
Трудовой коллектив можно представить, как совокупность формальных и неформальных групп.
Группа — это два лица и более, которые осуществляют совместную деятельность и оказывают взаимное влияние.
Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели. Группы могут быть формальными и неформальными. [21.C.65]
Управлять группой или организацией в целом значительно сложнее, чем иметь дело с каждым подчиненным в отдельности.
Как вызвать у каждого члена группы желание трудиться на совесть, повышать свою квалификацию? Как поддерживать у членов группы чувство взаимной симпатии друг к другу? От решения этих вопросов зависят настроение людей в организации, результаты их трудовой деятельности.
Человек не может жить без общества. Именно участие в группах (семья, класс, школа, дружеская компания, трудовой коллектив и т.д.) дает ему возможность развиваться. Устанавливая продолжительные и повседневные контакты, люди учатся ценить друг друга, учитывать индивидуальные особенности каждого. [4,C.54]
В системе разных научных дисциплин понятие «группа» трактуется по- разному. Так, Г. М. Андреева приводит определение условных групп: это объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа для целей статистического учета и научных исследований. [2.C.67]
Реальные группы — это объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков. Группы бывают большими и малыми (контактными), в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым. [17.C.43]
Малые группы — это два лица или более, взаимодействующие между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. [5. C.65]
Группы делятся на формальные и неформальные.
Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации; роль и место этих групп в общем трудовом процессе определены в нормативном документе «Положение о подразделении». Среди формальных групп выделяют команды - соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты - специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. (правление банка, совет директоров). [18.C.65]
Формальные группы предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например, отделы в организации или менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняются, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной группы может служить сформированная из менеджеров различных подразделений временная комиссия по подготовке и проведению сокращения персонала в период реорганизации производства или, например, группа, готовящая презентации и т. д., т. е. группы, созданные по воле администрации, называются формальными и соответствуют подразделениям организации. [15.C.43]
Лидеры этих групп (руководители подразделений) обычно назначаются администрацией, и члены группы (работники подразделений) тоже принимаются на работу ею. [13.C.55]
По признаку выполнения формальной группой общественно-значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» - рабочая группа, достигшая высокого уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп. [19.C.65]
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т.п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.[20.C.32]
Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях, и т.п. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре. [8.C.3]
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий.
Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: того, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. [5,C.65]
Неформальная группа - это группа людей, не связанных должностной иерархией и объединенных на основе дружеских отношений, общности интересов и т.п. В такие группы объединяются люди, испытывающие потребность в принадлежности, взаимопомощи, защищенности, общении. [5.C.55]
Исследования показали, что групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха. [10.C.12]
Факторы группового поведения.
Основными факторами, определяющими эффективность работы группы, являются:
- задачи, стоящие перед группой;
- внешние условия;
- возможности членов группы;
- гармоничное дополнение членов группы друг друга для решения поставленных задач;
- структура группы;
- тенденции и динамика групповых процессов;
- степень компетентности и сплоченности группы как единого организма. [7.C.21]
Групповой процесс. Эффективность работы группы во многом зависит от того, как организован групповой процесс: как осуществляются обмен информацией внутри группы, групповое принятие решений, управление конфликтом. Для лучшего понимания этого процесса может быть использовано понятие синергетического эффекта. [18.C.6]
Задачи, стоящие перед группой. Существенным фактором, определяющим специфику работы группы и организацию группового процесса, является специфика задач, которые приходится решать этой группе. Особое место занимают такие характеристики, как взаимосвязь и сложность этих задач. Так, при решении сложных, нестандартных задач наибольший выигрыш будет достигнут в результате обсуждения различных подходов к решению проблемы и использования эффективных методов группового принятия решений. Если же требуется решение простых, рутинных задач, то необходимость обсуждения альтернативных решений отпадает; при этом упор должен быть сделан, как правило, на стандартизацию и формализацию процесса работы. Кроме того, если выполнение задач требует тесной взаимосвязи и взаимозависимости участников группового процесса, то хорошо налаженный обмен информацией и результатами работы станет необходимым условием для успешного выполнения задания. [9.C.31]
Еще одна проблема, которая связана с взаимодействием членов группы, - доведение друг до друга объективной оценки работы. Рекомендации по высказыванию критических замечаний в процессе совместной трудовой деятельности:
- начать с положительного;
- не критиковать работника как личность;
- концентрировать внимание на фактах;
- контролировать эмоции;
- говорить о том, что находится в сфере контроля (конструктивность критики); [7.C.33]
- стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.
Считается, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше сплоченности мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом. [6.C.5]
Большинство исследований показывают, что под угрозой неблагоприятных внешних факторов сплоченность людей в группах обычно увеличивается. Особенно часто это происходит, когда группа оказывает поддержку, обеспечивает ощущение безопасности и помогает преодолевать трудности.
Прежние успехи или неудачи, достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов. Так, успешное трудоустройство и продвижение по службе выпускников того или иного высшего учебного заведения могут послужить достаточно сильным фактором для привлечения значительного количества абитуриентов в данное учебное заведение. [14.C.9]
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе (как уже отмечалось, эти нормы могут в большей мере определять поведение людей, чем формально установленные нормы и правила работы), допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы.[6.C.65] Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы. [8.C.43]
1.2. Понятие и факторы формирования группового поведения в организации
Выделяют следующие основные факторы группового поведения:
- профессиональная сработанность группы, которая формируется в результате совместной работы в коллективе и проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости, взаимоответственности и др.; [15.C.7]
- морально-психологическая сплоченность: наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о самих себе;
- межличностная совместимость: психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом; [17.C.21]
- целеустремленность и демократичность - в основном эти факторы задаются руководителем и зависят от его позиции по отношению к группе. Например, целевая установка может навязываться руководством или вырабатываться сообща всеми сотрудниками. [6.C.62]Демократизм отношений может проявляться в совместном обсуждении управленческих решений и в стимулировании инициативных предложений, исходящих от группы; [5.C.65]
- продуктивность и удовлетворенность результатами труда. Этот фактор является показателем профессионально-групповых усилий, который показывает, насколько человеческий потенциал группы воплотился в конкретные дела, насколько признаны трудовые усилия профессиональной группы, если оплата труда ее работников начисляется по конечным результатам. [12.C.53]