Файл: Требования, предъявляемые к менеджеру проекта (О роли руководителя проекта).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
Введение
Руководители, командиры и вожди появились многие тысячи лет назад. Кто-то управлял государством, кто-то войском или кораблем, кто-то строительством. Говоря современным языком, каждая их задача являлась проектом, а они его руководителем.
В жизни мы постоянно наблюдаем реализацию множества сложных и инновационных проектов. Растет потребность в людях, умеющих спланировать и организовать выполнение задуманного, сделавших управление (менеджмент) своей профессией. Проекты самых разных видов и масштабов стали современным способом деятельности многих организаций.
Профессия «менеджер проекта» появилась в середине XX столетия в военных ведомствах США[1], где были созданы первые инструменты управления проектами. На рубеже веков она получила всеобщее признание и была названа самой востребованной профессией десятилетия.
Понятие Project Manager родилось в сфере информационных технологий, поэтому именно там самый высокий спрос на менеджеров проектов. При этом в каждом крупном бизнесе эта профессия нужна и экономически оправдана.
Управление проектом — довольно сложная задача, требующая от специалиста тонкого понимания в области организационных и межличностных вопросов. Поэтому требования к менеджерам проектов очень высоки, спектр обязанностей широк и разнообразен. В данной работе мы рассмотрим какими именно навыками и умениями, а так же личностными качествами должен обладать менеджер проекта для успешного выполнения возложенных на него задач.
Менеджер проекта – ключевая фигура в управлении проектами, от него во многом зависит успешная реализация проекта, поэтому важно знать какими качествами он должен обладать и какие требования предъявляют к менеджерам проектов.
Актуальность темы не вызывает сомнений, т. к. спрос в организациях различного уровня на менеджеров проектов очень высок, а уровень подготовки специалистов в данной области остается пока недостаточным. В данной работе будет изучен вопрос - где и как проходят обучение менеджеры проектов.
При изучении данной темы были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов, таких как: профессоры И. И. Мазур и В. Д. Шапиро, профессор Е. М. Рогова, профессор М. А. Разу, Стэнли И. Портни - специалист по управлению проектами, профессор Г. Дитхелм и др. В работах этих авторов очень развернуто раскрыта тема управления проектами. Так же были изучены требования работодателей к соискателям на должность менеджера проекта.
Данная тема очень актуальна в настоящее время и вызывает интерес тем, что требования к менеджерам проектов очень различны. Определим наиболее общие функции менеджера проекта, относящиеся к любому проекту.
1. О роли руководителя проекта
Сначала дадим определение менеджера (руководителя) проекта. В различной литературе каждый автор дает свое определение данному понятию. Приведем некоторые из них.
Деятельность в проектах относится, как правило, к сотрудничеству между людьми, которые хотят вместе достичь его успешного завершения. Работа и управление в проектах, таким образом, являются специальной дисциплиной кадрового менеджмента. В зависимости от различных условий сотрудничества и менеджмента во многих аспектах управления проектами встает вопрос руководства. Управление можно рассматривать как меру, способствующую изменению отношения (поведения), а не как право руководителя проекта отдавать распоряжения. Другими словами, руководство предполагает достижение общей цели через других людей и вместе с ними[2].
Особое место в осуществлении проекта занимает руководитель проекта (менеджер проекта). Это юридическое лицо, которому заказчик (инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами: планированию, контролю и координации функций других участников проекта. Под руководством руководителя работает команда проекта – специфическая организационная структура, которая возглавляется руководителем и создавается на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей[3].
На Западе под словом «менеджмент» обычно понимают орган управления, руководство конкретной фирмы, то есть рассматривают менеджмент как собирательное от слова «менеджер». Менеджер – это человек, который организует работу подчиненных ему сотрудников[4].
Руководитель (менеджер) проекта — отвечает за управление проектом и несет ответственность за его результат. Как правило, в крупных проектах полномочия и обязанности руководителя и менеджера разделяются. Менеджер проекта осуществляет оперативное управление, но не освобождая руководителя от общей ответственности за результаты, в то время как руководитель осуществляет стратегические функции[5].
Таким образом, исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что руководитель (менеджер) проекта – это человек, который управляет командой, созданной для достижения определенной цели в установленные сроки и несет ответственность за выполнение этой цели.
Как видим, в различных источниках можно встретить различные подходы к пониманию английского термина "project manager". Некоторые отождествляют его с понятием руководителя, другие разделяют понятия руководитель и менеджер.
Следовательно, возникает недопонимание относительно того, как основные функции руководителя по проектам и проектного менеджера соотносятся между собой.
Исходя из сложившейся практики, можно, говорить о том, что при реализации одной конкретной задачи менеджер проектов является и управленцем и исполнителем в одном лице. Если же мы рассматриваем разветвленную систему или портфель проектов, то возможен вариант, когда общее управление осуществляет главный проектный менеджер (senior project manager), а по ответвленным направлениям работают специально подобранные линейные менеджеры. Кроме того, иногда в крупных компаниях, ориентированных на проектную деятельность, есть штатная должность руководителя по новым инициативам, которому подчиняются менеджеры, ведущие отдельные направления.
Проектный менеджер, в международном понимании этого термина, отвечает непосредственно перед руководством организации за результат своей деятельности. Для выполнения задания он наделен широкими полномочиями, которых достаточно для самостоятельного принятия оперативных управленческих решений в условиях рисков и ограничений, свойственных всем проектам. Он является центром компетенций, к которому ведут все ниточки от непосредственных исполнителей, и имеет право не согласовывать каждый свой шаг с высшим руководством, поэтому считать его просто специалистом нельзя.
В любом случае, функциональные обязанности менеджера по проектам вносятся в должностную инструкцию с конкретными формулировками, не допускающими иных толкований. Четко поставленные задачи дают возможность оперативно проконтролировать ход их исполнения и делать выводы об эффективности работы всей команды.
Традиционно сложилось так, что обычно непосредственный начальник дает задания своим подчиненным, и по тому, как они выполняются, определяет размер оплаты и карьерный рост. Однако для повышения оперативности и эффективности решения возрастающего потока разнообразных задач все больше организаций переходят от традиционной формы организации труда, где работой персонала руководят административные начальники, к другой форме, где административное и оперативное руководство разделено. Успешное функционирование такой проектно-ориентированной организации требует от руководителя проекта понимания рабочей обстановки и роли различных работников, а также умения организовать их деятельность для достижения поставленных целей[6].
2. Обязанности менеджера проекта
В различной литературе мы находим различные требования к менеджерам проектов.
К основным обязанностям менеджера проекта у Е.М.Роговой относятся[7]:
• обеспечение взаимодействия и оптимального использования ресурсов в проекте;
• обеспечение руководителя проекта необходимой информацией, которая дает возможность оперативного контроля за реализацией проекта, ресурсами и приоритетами;
• составление сбалансированных планов, отвечающих целям и задачам проекта;
• организация сбора информации о работах по проекту и составление отчетов о состоянии проекта.
Типовой набор функциональных обязанностей менеджера проекта у И. И. Мазура и В. Д. Шапиро более развернутый[8]:
• координирование выполнения контракта в интересах заказчика с максимальной эффективностью;
• изучение контракта с целью наиболее эффективной организации работ;
• обеспечение разработки документации и контроль документооборота проекта;
• обеспечение проекта квалифицированным персоналом совместно с соответствующими подразделениями компании;
• разработка схемы организации работ и пакет соответствующих инструкций персоналу;
• установление совместно с другими менеджерами требований к качеству, определение политики его обеспечения, в первую очередь на этапе формирования плана по качеству;
• разработка детальных процедур по управлению проектом в соответствии с базовыми требованиями компании и требованиями контрактов (в первую очередь на предмет упорядочения документооборота);
• составление отчетов о ходе выполнения проекта в соответствии с установленными процедурами;
• обеспечение внутренних коммуникаций, а также необходимых контактов с официальным представителем заказчика: ведение переписки и контроль за документооборотом компании и/или ее дочерних структур; управление прогрессом по работам и по их приемке заказчиком; необходимые согласования; выставление счетов и отслеживание платежей; организация и проведение встреч с заказчиком; обсуждение дополнительных объемов работ; получение актов завершения работ; передача информации о технических процедурах заказчику;
• реализация мероприятий, направленных на охрану здоровья, труда, защиту окружающей среды и безопасности, разработка плана проекта по указанным направлениям (HSES-план);
• прогнозирование потребности в персонале проекта;
• разбиение проекта на пакеты работ и составление их графиков;
• контроль проекта на различных фазах, в том числе: координацию и надзор за ходом разработки проектной документации (инжиниринг, технологии); координацию и надзор за работами на площадке, субподрядными работами; отслеживание соблюдения недельных графиков с использованием S-кривых и гистограмм; отслеживание результатов контроля качества;
• обеспечение управления всеми административными и финансовыми аспектами контракта, включая определение основных субподрядов, так же как и ограничений и требований по генеральному контракту; подготовка документов и встреч; администрирование контракта, связанных с ним изменений и контроль бюджета; проверка ежемесячных докладов по проекту;
• обеспечение в случае создания совместного предприятия контактов между подрядчиками, подписание соответствующих документов, организация встреч;
• отслеживание осуществления политики в области страхования и соответствующих нормативных требований;
• обеспечение передачи всей необходимой документации, процедур и инструкций ответственным менеджерам, субподрядчикам, партнерам по проекту, а также тем, кто отвечает за работы на площадке;
• организация, контроль и одобрение выбора новых технических решений, если данная технология оптимальна с точки зрения эффективности осуществления проекта;
• обеспечение связи с функциональными подразделениями компании;
• обеспечение наилучшего использования трудовых и технических ресурсов с точки зрения плана и бюджета;
• организация встреч со своими и сторонними специалистами по решению специальных проблем;
• информирование корпоративного руководства о принимаемых мерах, включая подготовку детальных докладов;
• отслеживание затрат и сроков по проекту и принятие необходимых корректирующих воздействий;
• предложение корпоративному руководству или его региональному представителю мер по устранению значительных отклонений от сроков или затрат по проекту;
• запрос от коммерческих менеджеров данных, нужных для управления отношениями с заказчиком;
• участие в решениях по спорным вопросам совместно с представителем группы качества проекта;
• подготовка и распределение работ по завершению проекта;
• координация и проверка работы персонала в процессе подготовки ежегодных отчетов;
• организация архивирования документации по проекту.