Файл: Учебно-практическое пособие по индивидуальному заданию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 30.10.2018

Просмотров: 760

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможны и другие признаки группировки и структуризации в зависимости от конкретных целей исследования.

С точки зрения решения задач финансово – экономического планирования одной из первоочередных целей выделения объектов, элементов финансового управления, учёта и контроля является выделение так называемых бизнес - единиц (business units), которые приносят прибыль и в которых осуществляется полный цикл оборота денег. Это могут быть как направления деятельности, так и подразделения. По ним назначаются лица, ответственные за финансы, и эти центры называют Центрами финансовой ответственности (ЦФО).

Для многоуровневой организационной структуры необходимо зафиксировать и принять к исполнению финансовые планы (бюджеты) как организации в целом (master budget), так и всех подразделений (divisional budgets) и направлений деятельности (project budgets). Для каждого элемента организационной структуры должны быть сформированы таблицы анализа движения денежных средств. Процедура формирования таких таблиц включает три фазы:

  1. Сверху вниз формируются цели, задачи и задания.

  2. Сначала по каждому элементу нижнего уровня формируются предложения к плану и соответствующие им финансовые потоки, и снизу вверх определяются финансовые потоки по уровням организационной структуры путём последовательной консолидации информации элементов нижнего уровня вплоть до получения консолидированного финансового потока по предприятию в целом.

  3. На верхнем уровне проводится анализ консолидированного финансового потока, принимаются решения о взятии кредита и других мерах по снятию дефицита наличия денежных средств, и производится уточнение и согласование финансовых планов сверху вниз.

Пусть целевые установки сформированы (фаза 1) и сформированы предложения к плану по каждому элементу нижнего уровня и соответствующие финансовые потоки (начало фазы 2). Тогда решение задачи формирования консолидированного финансового потока для многоуровневой организационной структуры разбивается на ряд последовательных (по уровням структуры) решений типовых двухуровневых задач: по заданным финансовым потокам элементов нижнего уровня сформировать финансовый поток элемента верхнего уровня.

Технология анализа финансовых потоков в многоуровневой организации сводится к следующим основным этапам.

  1. Формируются исходные данные.

    1. Для каждого элемента нижнего уровня определяются средства на начало периода, поступления, платежи и производится расчёт сальдо и наличия денежных средств по технологии прогнозирования наличия и движения денежных средств.

    2. Для каждого элемента верхнего уровня определяются свои дополнительные средства на начало периода, свои дополнительные поступления и платежи (если они есть).

  2. Определяется финансовый поток для группы элементов нижнего уровня, входящих в данный элемент верхнего уровня. Для этого:

    1. Суммируются по элементам нижнего уровня: средства на начало периода, поступления и платежи, - для каждого периода времени.

    2. По полученным в п.2.1. данным по технологии прогнозирования наличия и движения денежных средств рассчитываются сальдо и наличие денежных средств. Анализ полученного потока представляет самостоятельный интерес, т.к. позволяет отдельно учитывать финансовый поток по группе элементов нижнего уровня без собственных дополнительных средств элемента вышестоящего уровня.

  3. Строится консолидированный финансовый поток:

    1. К полученным значениям средств на начало периода, поступлениям и платежам добавляются данные п. 1.2.: собственные дополнительные средства на начало периода, собственные дополнительные поступления и затраты.

    2. По полученным таким образом новым значениям проводится расчёт сальдо и наличия денежных средств.

  4. Аналогично (и, возможно, параллельно во времени) эта задача решается для других элементов этого же уровня.

  5. Повторяется очередной цикл из шагов 1 - 4, в котором финансовые потоки, сформированные на 3-ем шаге предыдущего цикла, являются исходными данными для формирования финансовых потоков элементов следующего в иерархии уровня, вплоть до формирования консолидированного финансового потока по организации в целом.

  6. Производится уточнение, корректировка и согласование финансовых потоков сверху вниз, формирование и утверждение обязательных для исполнения финансовых планов элементов всех уровней.



1.3. ЗАДАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ


Пусть предприятие состоит из трёх крупных подразделений. Руководители финансовых отделов этих подразделений составили финансовые планы (бюджеты) на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и направили эти планы руководству предприятия для анализа и выработки согласованной финансовой политики. На первом этапе руководство приняло решение провести анализ движения денежных средств.

Денежные средства (в млн. руб.) на 01.01.2015 и ожидаемые ежемесячные поступления и платежи для каждого подразделения представлены в следующей таблице:

Таблица 1

Исходные данные по подразделениям

месяц

Подразделение 1

Подразделение 2

Подразделение 3

Денежные средства на начало периода: S1

Денежные средства на начало периода: S2

Денежные средства на начало периода: S3

Поступления

Платежи

Поступления

Платежи

Поступления

Платежи

Январь

100

80

50

35

80

65

Февраль

75

120

30

40

70

65

Март

50

120

15

50

50

145

Апрель

70

50

30

30

60

20

Май

85

80

45

30

70

35

Июнь

60

40

20

20

50

20

Июль

120

45

50

25

35

20

Август

110

35

50

15

90

25

Сентябрь

90

150

50

110

60

80

Октябрь

150

160

70

90

125

130

Ноябрь

55

35

40

20

35

25

Декабрь

45

20

20

10

30

15


Исходные данные по денежным средствам на начало периода для каждого подразделения необходимо выбрать из приведённой ниже таблицы (Табл.2) согласно своему варианту задания. Номер выбираемого варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки.

Таблица 2

Значения денежных средств на начало периода по вариантам

варианта:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

S1:

25

20

15

35

20

15

15

15

20

25

S2:

15

10

10

15

35

15

20

15

10

10

S3:

15

35

15

5

10

20

20

15

15

15

На основе приведённых данных требуется:

1. Для каждого подразделения дать прогноз наличия и движения денежных средств по периодам (месяцам) и проверить финансовую реализуемость плана. Ответ оформить в виде таблиц и графиков, характеризующих наличие денежных средств в зависимости от периода времени.

2. Построить консолидированный финансовый поток в целом по предприятию и проверить финансовую реализуемость консолидированного плана. Результат оформить в виде таблицы и графика зависимости наличия денежных средств от периода времени.


3. В случае финансовой нереализуемости консолидированного плана, определить сроки и объёмы необходимых заёмных средств. Модифицировать таблицу для консолидированного финансового плана, введя новые строки, такие как «поступление кредита», «платежи по возврату кредита», «выплата процентов за кредит». Расчёты произвести исходя из следующих условий:

- кредит берётся только сроком на 3 месяца;

- возврат суммы кредита производится ежемесячно равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором кредит был взят;

- выплата процентов производится единовременно в последний период возврата суммы кредита из расчёта Q1 процентов годовых.

Исходные данные по процентам, под которые может быть взят кредит, необходимо выбрать из приведённой ниже таблицы (Табл.3) согласно своему варианту задания. Номер выбираемого варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки.

Таблица 3

Значения процентных ставок по вариантам

варианта:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Q1:

45

38

39

40

41

43

42

36

42

45


Расчеты могут носить многошаговый характер, т.е. может потребоваться выполнение нескольких итераций по привлечению кредита с прежними условиями. Признаком окончания итераций служит финансовая реализуемость варианта плана.

Результаты расчётов оформить в виде таблицы, а также графика зависимости наличия денежных средств от периодов времени.

4. Оценить целесообразность взятия заёмных средств (представив результат оценки в виде краткого вывода) исходя из двух критериев:

а) прирост наличия (разность между наличием денежных средств на конец и на начало планового периода) до и после взятия заёмных средств;

б) устранение дефицитов наличия денежных средств по периодам до и после взятия заёмных средств.

Рекомендуется производить расчёты в одной из электронных таблиц, например в MS Excel.

Отчёт по заданию должен быть представлен в электронном виде, и содержать необходимые таблицы, графики (диаграммы) и, при необходимости, пояснительный текст согласно варианту задания. Во время расчётов дробные значения показателей необходимо округлять до двух знаков после запятой.

В заключение, поясним наиболее трудные, на наш взгляд, вопросы, которые могут возникнуть при выполнении практической работы.

1. Построение консолидированного финансового потока в целом по предприятию.

Допустим, имеются три финансовых плана по подразделениям, представленные в таблицах 4, 5 и 6. Необходимо построить консолидированный финансовый поток в целом по предприятию.


Таблица 4.

Финансовый план подразделения №1

Денежные средства на начало периода

40






п/п

Наименование

показателя

Периоды времени

1

2

3

4

5

6

1

Поступления

200

120

200

100

200

100

2

Платежи

250

100

200

150

100

50

3

Сальдо

-50

20

0

-50

100

50

4

Наличие денежных средств

-10

10

10

-40

60

110


Таблица 5.

Финансовый план подразделения №2

Денежные средства на начало периода

35






п/п

Наименование

показателя

Периоды времени

1

2

3

4

5

6

1

Поступления

150

130

100

100

200

100

2

Платежи

100

250

100

100

150

50

3

Сальдо

50

-120

0

0

50

50

4

Наличие денежных средств

85

-35

-35

-35

15

65


Таблица 6.

Финансовый план подразделения №3

Денежные средства на начало периода

25






п/п

Наименование

показателя

Периоды времени

1

2

3

4

5

6

1

Поступления

150

200

300

100

150

50

2

Платежи

100

350

100

200

50

100

3

Сальдо

50

-150

200

-100

100

-50

4

Наличие денежных средств

75

-75

125

25

125

75

На основе данных по подразделениям, а также при отсутствии в условии задачи данных по дополнительным собственным средствам на начало периода, поступлениям и платежам по предприятию, формируем консолидированный финансовый поток (Табл.7):

Таблица 7.

Консолидированный финансовый поток

Денежные средства на начало периода

100






п/п

Наименование

показателя

Периоды времени

1

2

3

4

5

6

1

Поступления

500

450

600

300

550

250

2

Платежи

450

700

400

450

300

200

3

Сальдо

50

-250

200

-150

250

50

4

Наличие денежных средств

150

-100

100

-50

200

250


2. Определение сроков и объёмов необходимых заёмных средств.

Для консолидированного финансового потока (Табл.7) рассмотрим вариант взятия кредита под 42% годовых сроком на три месяца с возвратом суммы кредита равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором кредит был взят, и ежемесячной выплатой процентов с суммы непогашенного долга по состоянию на предыдущий месяц (ВНИМАНИЕ!!! В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЗАДАНИИ УКАЗАН БОЛЕЕ ПРОСТОЙ ВАРИАНТ ВЫПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ!!!). Внесём эти условия в таблицу и рассчитаем новый план (Табл. 8):

Таблица 8.

Консолидированный финансовый план с учётом варианта взятия кредита

Денежные средства на начало периода

100






п/п

Наименование

показателя

Периоды времени

1

2

3

4

5

6

1

Поступления

500

450

600

300

550

250

1.1

Поступление кредита


100





2

Платежи

450

700

400

450

300

200

2.1

Платежи по возврату кредита



33,33

33,33

33,34


2.2

Выплата процентов за кредит



3,5

2,33

1,17


3

Сальдо

50

-150

163,17

-185,66

215,49

50

4

Наличие денежных средств

150

0

163,17

-22,49

193

243

5

Потребность в заёмных средствах


100







Анализ данных таблицы 8 показывает, что в результате проведенной итерации план финансово нереализуем, следовательно, необходимо рассмотреть возможность привлечения еще одного кредита, т.е. перейти к новой итерации (для данной работы – с прежними условиями привлечения кредита) и т.п.