Файл: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА. Оферта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акцепт «включает» действие договора. Подписание предложенного договора, посадка, а общественный транспорт, устное согласие-это некоторые разновидности акцепта (принятия предлагаемых условий и вступления в договорную связь).

В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжения, услуги связи и т.п.) оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается Президиум ВАС РФ Письмом №14 от 05. 05. 1997г. года разъяснил, что арбитражные суды должны иметь следующее:

«Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные».

Следует учитывать, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом ГК РФ не требует выполнение условий оферты в полном размере. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора) приступило к её выполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для её акцепта срок. (Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01. 07. 1996 № 6/8 ).

В ст. 439 ГК РФ законодатель установил отзыв акцепта.

«Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается не полученным.»

Указанная норма есть зеркальное отражение положений абзац 2 п.2ст.435 ГК РФ. Акцепт в том же порядке, что и оферта, может быть отозван, что означает не возникновение договорной связи.

Статьи 440-443 ГК РФ определяют важные, хотя и процедурные моменты юридической конструкции «оферта-акцепт» Законодатель тем самым минимизирует возможные неясности в определении как факта заключения договора, так и момента его заключения.

Так, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.

Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен,- течение нормального необходимого для этого времени.

Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о её акцепте.


В случаях, когда своевременно, направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона направившая оферту немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.

Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии её акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.

Пленум ВС РФ и ВАС РФ В постановлении № 6/8 от 01 07 1996г разъяснил:

«Если в оферте, законе, иных правовых актах, помимо срока для акцепта оферты, определён срок для её рассмотрения и извещение об акцепте направлено адресату в пределах указанного срока, договор должен признаваться заключенным даже в том случае, если извещение об акцепте получено адресатом с опозданием, за исключением случаев, когда сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении её акцепта с опозданием. (ст. 442 ГК РФ)

Заключение договора может осуществляться и в ином порядке. Будущие контрагенты составляют полный текст договора и одновременно его подписывают; в этих случаях выделение стадий оферты и акцепта оказывается невозможным. Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Если для договора предписана нотариальная или государственная регистрация договор считается заключенным только после выполнения названных юридических процедур.

В ходе переговоров о заключении договора стороны нередко составляют документы, которые именуются письмами или соглашениями о намерениях и содержат различную информацию о намечаемом договоре. Гражданское законодательство Российской Федерации не определяет правовое значение таких документов и содержащихся в них данных. По общему правилу письма и соглашения о намерениях следует считать стадией переговоров о заключении будущего договора, которые правовых обязанностей для сторон не порождают. Однако с учетом их содержания и статуса подписавших лиц таким документам может быть данная правовая оценка.

Документы о намерениях должны рассматриваться в качестве предварительного договора, если они не отвечают требованиям, предусмотренным для таких договоров ГК (ст. 429) и были подписаны лицами, уполномоченными совершить договор. Письмо о намерениях, если оно отвечает требованиям, установленным для оферты ст. 435 ГК РФ должно признаваться офертой. Делаемые в документах о намерениях заявления стороны по поводу отдельных условий будущего договора, обычно льготного характера (аванс, рассрочка платежа), должны трактоваться как её обязательство принять такие условия, если намечаемый договор будет подписываться, и контрагент вправе требовать включения в договор подобных условий.


В Гражданском кодексе Российской Федерации выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый « публичный договор» В ст. 426 ГК РФ содержится следующее определение публичного договора» публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится(розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание)и т. п.

Какими же характерными чертами должен обладать конкретный гражданско-правовой договор чтобы был отнесён к категории публичных?

Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается.

Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п.1 ст. 426 ГК РФ Действительно, все эти совершено разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако, если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.


Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации.

Из анализа текста ст.426 ГК РФ, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, и являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующее:

1.для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнёра, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий. При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора суды общей юрисдикции и арбитражные суды исходят из того, что бремя доказывания отсутствие возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Кроме того, разногласия по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации

(п.55 Постановления Пленумов №6/8);

2. коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора,не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключение из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3.условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4 в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того имеется ли согласие на то обеих сторон.


В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

При регулировании отдельных видов договорных обязательств в части 2 ГК РФ законодатель нередко прямо указывает, какой из видов договоров является публичным.

Такого рода указания можно обнаружить применительно к договорам: розничной купли-продажи (п..2 ст. 492 ГК РФ) проката (п.3 ст. 626 ГК РФ) ;бытового подряда (п.2 ст. 730 ГК РФ); перевозки транспортом общего пользования (п.2 ст. 789 ГК РФ); банковского вклада, если по договору вкладчиком является гражданин (п.2 ст. 834 ГК РФ); складского хранения, если он заключается товарным складом общего пользования ( п.2 ст. 908 ГК РФ ); хранения в ломбарде вещей принадлежащих гражданину (п.1 ст. 919 ГК РФ ); хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.923 ГК РФ );личного страхования (п.1 ст. 927 ГК РФ).

Еще одна особенность публичного договора относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п.4 ст. 626 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительству РФ предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлением правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Один из способов формулирования сторонами условий договора, значительно облегчающих его оформление, заключается в отсылке к условиям различных примерных договоров (ст. 427 ГК РФ). Для этого достаточно, чтобы примерные условия договоров были разработаны применительно к конкретным видам договоров (например, договор купли-продажи нежилых помещений, договор строительного подряда, договор поставки металлопродукции и т.п.). а главное, чтобы эти примерные условия были опубликованы в печати, т.е. были бы общеизвестны и определимы.