Файл: Организация внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главными государственными органами по регулированию внешнеэкономической деятельности являются Совет Федерации и Государственная Дума. Они занимаются регулированием и поддержанием деятельности на формально-правовой основе. Также, они занимаются контролем честного ведения операций среди участников деятельности и обеспечивают рост и конкурентоспособность отрасли внешнеэкономической деятельности. [21]

Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обеспечивает баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на всех уровнях и сферах, поэтому каждый участник имеет равные шансы на реализацию своей предпринимательской деятельности и реализацию продукции. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам внешнеэкономической деятельности, координации деятельности министерств и ведомств во внешнеэкономической сфере, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.[22]

Говоря о сферах, государство выделяет три уровня регулирования внешнеэкономической деятельностью, такие как федеральный, региональный и уровень предприятия. Федеральный уровень связан с таможенным регулированием, региональный с проработкой инвестиционной политики и субъектами на региональном уровне и уровень предприятий связан с заключением сделок и проработкой внешнеэкономической стратегии конкретных предприятий. [23] Оказывает влияние на финансовую составляющую Министерство финансов. Оно влияет на пошлины и налогообложение, также выводит поправки об их изменении. Проводит анализ и прогноз экономической ситуации в стране и за рубежом. [24]

Товарно-посреднические услуги регулирует Министерство торговли Российской Федерации. Оно осуществляет схожие функции с Министерством финансов, а именно не меньше влияет на пошлины, налогообложение и влияет на экономическую сферу и ее поддержание. Помимо данных функций, отличительными чертами регулирования этого органа является выработка стратегий и изменений в регулировании внешнеэкономической деятельности, контроль за ней и соблюдением ее правовых норм, контроль единой валюты, осуществление мер нетарифного регулирования и координации международных договоров и соблюдение его заключений. Одной из важных ролей в регулирования принадлежит Центральному банку России. Он заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансовокредитными учреждениями. [25]


К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций. Определенными задачи в регулировании внешнеэкономической деятельности выполняют торгово-промышленные палаты, которые не являются государственной организацией.

Государственные органы регулирующие внешнеэкономическую деятельность занимаются не только введением и сохранением ограничений ввоза и вывоза, но и занимаются его дальнейшим развитием путем выработка новых стратегий и сохранения финансовой стабильности. [26] Организовывают регулирования разные органы, начиная от законодательных и финансовых, заканчивая некоммерческими организациями. [27] Все это позволяет реализовать предпринимателям себя в торгово-экономических отношениях с другими участниками внешнеэкономической деятельности и развивать производство на территории страны, а также реализовывать ее за границей, тем самым повышая свою прибыль и насыщая общий рынок.[28]

Глава 2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

2.1 Нормативно-правовые акты регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации

Внешнеэкономическую деятельность регулируют правовые документы и законы, а именно закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164, закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года № 165, закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июня 2005 года № 116, закон Российской Федерации «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183, закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 11 мая 1993 года № 5003-1.


Данные своды законов направленны на формальные и правовые закрепления деятельности внешнеэкономических субъектов и операций.[29]

Государство Российской Федерации в рамках осуществления и поддержания внешнеэкономической деятельности реализует ряд принципов, таких как защита прав участников внешнеэкономической деятельности, равенство и недискриминация их, единство системы регулирования и обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по внешнеэкономическим договорам. [30]

Если какое-либо государство примет по отношению к России дискриминационные меры,[31] например, валютные ограничения, эмбарго, введение квот или дискриминационного лицензионного режима в коммерции или в сфере инвестиций, то это может прямо затронуть интересы российских предпринимателей.

В таких случаях Россия может принять законные ответные меры сообразно принципу справедливости. Следует также отметить, что в международном торговом праве получил распространение документ «Принципы международных договоров», подготовленный и рекомендованный для применения на всеобщей основе Международным институтом унификации частного права.

Хотя Принципы не имеют нормативного характера, а могут использоваться сторонами сделки факультативно, тем не менее их значение довольно велико, поскольку суды и третейские суды могут скоординировать нормы этих Принципов с отношениями сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос. [32]

Внешнеэкономическая деятельность как объект, операции которого направлены на физических и юридических лиц, включает в себя совершение своей деятельности на государственном уровне.[33] Исходя из этого, к внешнеэкономической деятельности применяются схожие меры регулирования, что и у государственных органов и экономических операций, а именно таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Подобные меры также обусловлены совершением экспорта и импорта, а также другими экономическими операциями с другими странами. На внешнеэкономические связи и операции помимо регулирования действует законодательство страны экспортера или импортера и ограничения на сделки интеллектуальной собственности. [34]

К таможенно-тарифному регулирования относятся определенные виды ставок пошлин, а именно адвалорные, специфические и комбинированные. На таможенной территории России правительство устанавливает особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Они устанавливаются при ввозе товаров и при возникновений определённых условий, которые включает меры необходимые в регулировании.[35]


Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами Российской Федерации, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации и таможенные посты. [36]

Унификация и гармонизация таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со статьи 15 Конституции Российской Федерации [37] и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на меры прямого ограничения, специальные защитные меры и административно-таможенные формальности. К нетарифному регулированию относят лицензирование и квотирование. Квотирование распространяется на импорт и экспорт продукции и выражается в стоимостном или физическом ограничении ее ввоза и вывоза.

Лицензирование – это процедура утверждения и выдачи участнику права на совершение внешнеэкономических операций и оно устанавливается в трех случаях: введении временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, предоставлении исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, вооружения или военной техники, и выполнении Российской Федерацией международных обязательств. [38] Одним из методов также является валютное регулирование. Валютнофинансовое регулирование подразумевает под собой порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и подобные финансовые операции. [39]

Государство также оказывает поддержку развития и сохранения внешнеэкономической деятельности. Оно осуществляет нормы экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Примером может послужить временные ограничения или запреты экспорта товаров в целях предотвращения или снижения их недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации и ограничения импорта сельскохозяйственных товаров в целях стабилизации внутреннего производства. [40]


Также¸ государство поддерживает уровень платежного баланса Российской Федерации, так как это оказывает влияние на экономические показатели и следственно на внешнеэкономическую деятельность. Поэтому в ее целях государство при необходимости может остановить резкое сокращение валютных резервов Российской Федерации и достигнуть адекватного темпа увеличения валютных резервов путем реализации определенных экономических инструментов. [41]

Подводя итог, можно выявить уровень значимости правового закрепления и регулирования внешнеэкономической деятельности, так как они не только устанавливают рамки для успешного взаимодействия участников внутри нее, но и способствуют ее росту и сохранению уровня оказания услуг и операций. По мимо этого, государство реализует создание честного ведения бизнеса и внешнеэкономических операций, тем самым устанавливая для участников рынка равные условия на осуществление своей деятельности, тем самым контролируя и исключая монополию и стимулируя конкуренцию на рынке. [42]

2.2 Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности

В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможеннотарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. [43]

 Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем установления импортных и экспортных таможенных пошлин. Пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации. [44]