Файл: Эффективность менеджмента организации (Виды эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, сложности хозяйственных связей, роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Менеджмент как научная система организации производства является одним из важнейших условий эффективной и прибыльной деятельности предприятий. Он получил всеобщее признание во всем мире. Поэтому современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение.

Степень разработанности. Традиционный подход к проблеме эффективности менеджмента, т.е. максимизация производительности и минимизация затрат, встречается во многих работах, посвященных. Эффективность и качество менеджмента изучали такие авторы как Глухов, В. В., Райченко, А. В., Виханский, О. С., Наумов, А. И., Таскаева, С., Бондаренко, В. В., Бондаренко, В. В., Горелик, О. М., Макаров, В. и др.

Цель исследования заключается в исследовании теоретических и практических аспектов эффективности менеджмента организации.

Задачи исследования были сформированы в соответствии с целью исследования, они состоят в:

  • Определении понятия эффективности менеджмента;
  • Характеристике научной организации управленческого труда;
  • Измерении эффективности управления.

Объектом исследования является менеджмент экономической организации в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования являются процессы управления и эффективность менеджмента.

Практическая значимость курсовой работы состоит в развитии теории управления организацией, включающей методологию менеджмента организации, организационно-методические механизмы, формы и методы обеспечения эффективности управления.

Теоретическую основу составили научные работы ведущих ученых по проблемам теории организации, управления и менеджмента.

Методы исследования: при написании работы были использованы методы сравнительного научного обобщения, классификации и анализа.

Структура курсовой работы определена целью, задачей и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения. В первой главе определено понятие эффективности менеджмента. Вторая глава посвящена изучению научной организации управленческого труда как условия результативной работы менеджера. В третьей главе рассматриваются теоретико-методологические основы эффективности менеджмента.


1. Понятие эффективности менеджмента

1.1 Результативность и эффективность системы менеджмента

Результативность системы менеджмента - это ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организация могла достигать намеченных целей, оперативно реагируя на изменения внешней и внутренней среды.

Реализация управленческих функций обеспечивается через:

  • механизм внутренней координации;
  • процедуры стимулирования;
  • систему информационного обеспечения;
  • структуру принятия решений[1].

Так, внутренняя координация осуществляется через механизм распределения власти и делегирование полномочий в соответствии со сложившейся структурой управления, что обеспечивает надлежащую гибкость фирмы и ее способность координировать действия многих людей в соответствии с установленными целями.

Эффективные процедуры стимулирования позволяют идентифицировать потребности и интересы людей и разработать такой механизм их удовлетворения, который бы направлял усилия и действия работников организации на достижение общих целей. Система информационного обеспечения должна давать возможность менеджерам своевременно распознавать проблему или выявлять новые возможности, появившиеся у фирмы в результате изменения условий хозяйствования, а структура принятия решений должна обеспечивать оперативную и квалифицированную обработку информации с целью разработки и реализации решения, которое бы позволило лучшим образом использовать ее потенциал.

С учетом особенностей организации, некоторые из факторов приобретают больший вес, а некоторые становятся несущественными. Так, для крупных компаний очень важно обеспечить механизм внутренней координации, соответственно система информационного обеспечения должна предоставлять достаточно информации о состоянии внутренней среды фирмы. Очевидно, что для малых фирм эти аспекты мало значимыми, поскольку небольшое количество работников позволяет менеджеру контролировать их действия без особых усилий.

Эффективность системы менеджмента - это показатель, который характеризуется соотношением затрат на осуществление управленческих функций по результатам деятельности организации[2]


Результативность и эффективность управления зависит от системности действий работников функциональных служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и т.п..

Довольно часто возникает необходимость не только в оценке эффективности всей системы управления, но и в оценке результативности работы отдельных ее работников. Такая оценка позволяет высшему руководству определить их вклад в общие результаты работы предприятия и сделать соответствующие изменения в системе мотивации их труда. Оценка должна вестись с учетом зоны ответственности каждого менеджера и тех функций, которые он выполняет согласно своим должностным обязанностям.

Так, для финансового менеджера важно эффективно управлять финансовыми потоками предприятия, его доходами и расходами, обеспечивать достаточный уровень ликвидности его фондов и оборачиваемости оборотных средств, рост рентабельности активов и капитала предприятия, рыночной стоимости его акций, минимизировать дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия, уровень его финансовых рисков, избегать штрафных санкций в отношении предприятия, оптимизировать его налоговые платежи, вести эффективный поиск финансовых ресурсов, увеличивать долю реинвестированного капитала в денежные активы предприятия и т.п..

Для менеджера по маркетингу важными показателями работы будут: процент продвижения на рынок новых видов продукции, продления жизненного цикла товара, выпускаемой предприятием, увеличение доли рынка, эффективность рекламной кампании, разработка новых методов продвижения продукции, освоение новых каналов товародвижения и т.д..

Аналогичные показатели могут быть определены для каждого работника аппарата управления, который имеет четко очерченный круг обязанностей. Но менеджер должен осознавать, что различные показатели могут иметь разную значимость, которая определяется в контексте стратегических или тактических целей предприятия.

1.2 Виды эффективности менеджмента

В современном менеджменте выделяют несколько видов эффективности:

  • внутреннюю эффективность;
  • внешнюю эффективность;
  • общую эффективность;
  • рыночную эффективность;
  • стратегическую эффективность;
  • расходную эффективность;
  • оперативную эффективность инновационного проекта.

Внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации.

Внешняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации. Эта составляющая во многом обусловлена состоянием организационного окружения, особенно его институциональными составляющими и способностью организации приспособиться к его изменениям, поэтому ее еще называют адаптивной эффективностью.

Общая эффективность - совокупность внутренней и внешней эффективности. Высокой общей эффективности можно достичь за счет гибкой системы управления организацией, позволяющей оперативно перераспределять ее ресурсы в соответствии с изменениями внешней среды.

Внутренняя эффективность организации влияет на ее конкурентоспособность, способность удерживать и укреплять свои рыночные позиции. Внутренне эффективная организация всегда опережать своих конкурентов. Учитывая это, важной задачей менеджмента является выявление причин, препятствующих повышению внутренней эффективности организации, и нахождение способов их устранения.

Рыночная эффективность показывает, насколько полно организация удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Рыночная эффективность учитывает, что любая организационная деятельность нацелена на удовлетворение потребностей рынка. Неумение приспособить организацию, ее работников, технологию к изменениям в структуре спроса влечет ее низкую общую эффективность. Поэтому менеджеры должны направить свои усилия на разработку другой концепции бизнеса; выбор новой стратегии, переосмысление отношений между руководителями и персоналом и т.д.

В высокоэффективной организации задача управления состоит, с одной стороны, в высвобождении энергии людей, создании благоприятных условий для их развития и творческого роста, а с другой - в направлении их деятельности на достижение общеорганизационных целей[3]

Стратегическая эффективность относится к категориям стратегического управления и отражает способность организации реализовать выбранную стратегию. Для ее определения используют три группы показателей. Первая отражает состояние спроса в форме возможных темпов его роста; вторая характеризует динамику экономических целей предприятия; третья - динамику групповых целей.

Оперативная эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в процессе производственной деятельности предприятия. Ее можно охарактеризовать как способность организации работать с минимальным использованием ресурсов. Если рассматривать оперативную эффективность относительно функций, которые вытекают из стратегических целей организации, то можно утверждать, что оперативная эффективность организации обеспечивает ее стратегическую эффективность.


Эффективность инновационного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, связанных с реализацией проекта.

В зависимости от цели оценки организационной эффективности определяют ее критерии. Для оценки организационной эффективности необходима совокупность параметров эффективности, отражающих меру приближения организации к желаемому состоянию. Параметры эффективности - важнейшие параметры функционирования системы, позволяющие оценить качество решения проблемы и достижения поставленных перед системой целей. Они указывают, насколько реальное положение системы соответствует представлению о том, какой она должна быть в спроектированных условиях деятельности.

Оценка системы менеджмента организации возможна по критериям результативности и эффективности. Результативность системы менеджмента - ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организация могла достигать намеченных целей, оперативно реагируя на изменения внешней и внутренней среды.

Реализация управленческих функций обеспечивается через:

  • механизм внутренней координации;
  • процедуры стимулирования;
  • систему информационного обеспечения;
  • структуру принятия решений.

Эффективные процедуры стимулирования позволяют идентифицировать потребности и интересы людей и разработать такой механизм их удовлетворения, который бы направлял их усилия на достижение общих целей. Система информационного обеспечения должна способствовать своевременному выявлению проблемы или новых возможностей, появившихся в результате изменения условий хозяйствования, а структура принятия решений должна обеспечивать оперативную и квалифицированную обработку информации для принятия и реализации адекватного ситуации решения[4].

Особенности организации определяют степень значимости каждого элемента. Так, для крупных компаний важно обеспечить механизм внутренней координации, поэтому система информационного обеспечения должна предоставлять достаточно информации о состоянии внутренней среды фирмы. Для малых фирм эти аспекты являются малозначительными, поскольку небольшое количество работников позволяет контролировать их действия без особых усилий. В организации с матричной структурой система стимулирования должна отличаться от той, которую используют в традиционной фирме централизованного типа.

Эффективность системы менеджмента - показатель, характеризуется соотношением затрат на осуществление управленческих функций и результатов деятельности организации[5].