Файл: Эффективность менеджмента организации (Виды эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, система показателей эффективности управления должна основываться на сопоставлении достигнутых организацией результатов в их стоимостном эквиваленте с величиной управленческих усилий. Управленческие усилия в определенной степени могут быть оценены в количественном выражении через величину затрат на управление.

2 Измерение эффективности управления

2.1 Теоретико-методологические основы эффективности менеджмента и направления ее повышения

Эффективность менеджмента - это результативность управленческой деятельности, определяется как отношение полученных результатов от реализации определенных управленческих решений в расходы, которые их сопровождают. В менеджменте выделяют экономическую, организационную и социальную эффективность[6].

Экономическая эффективность менеджмента отражает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Ее целесообразно рассматривать в двух аспектах - с одной стороны, экономическая эффективность характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента.

С другой стороны, эффективность систем менеджмента характеризуется показателями, отражающими результаты производственно-хозяйственной деятельности. К таким показателям можно отнести: величину прибыли, себестоимость и объем произведенной продукции, объем реализации продукции, рентабельность производства, фондоемкость, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициенты автономии, финансовой устойчивости, маневрирования, оборачиваемости и т.д..

Организационные изменения и организационное развитие влияют на эффективность менеджмента благодаря усовершенствованию управляющей и управляемой систем управления организацией. При этом экономическая эффективность менеджмента определяется, с одной стороны, как результат улучшения управляющей и управляемой систем, с другой, на основе трансформации организационной и экономической эффективности.


Организационная эффективность менеджмента характеризует качество построения организации, ее системы управления, принятия управленческих решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения и т.д..

Организационная эффективность оценивается по показателям, которые отражают качество построения организации и ее системы управления, а именно:

  • уровень централизации функций управления;
  • соотношение численности управленческих работников между различными уровнями управления;
  • доля руководителей в общей численности аппарата управления;
  • скорость принятия управленческих решений и т.п.[7]

Социальная эффективность менеджмента отражает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности, причастности к целям организации, перспектив развития социальных институтов и т.п..

Социальную эффективность менеджмента можно оценивать с двух точек зрения. С одной стороны, ее оценивают по показателям, отражающим социально-культурную сферу функционирования организации: уровень трудовой дисциплины, уровень стабильности кадров, уровень развития социальной инфраструктуры на предприятии, уровень условий труда и т.д..

С другой - по показателям, отражающим влияние на достижение производственно-хозяйственных результатов и удовлетворения потребностей рынка: производительность труда, уровень удовлетворения потребностей потребителей и т.п..

Поскольку эффективность деятельности организации существенно зависит от эффективности управления, одной из главных задач управляющей системы является определение направлений ее повышения.

К ним, в частности, относят:

  • повышение квалификации работников управления;
  • обеспечение приемлемого уровня образования;
  • приобретение практического опыта;
  • проведение периодической аттестации.

Важным стимулом квалификационного роста управленческого работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Однако менеджер должен твердо знать, что оно будет зависеть от того, как он повышает свою деловую квалификацию, насколько активен в работе.

При оценке значения продвижения менеджера службой нужно учитывать, что слишком длительное пребывание его на одной, особенно низовой, должности снижает его интерес к работе.


Одним из факторов, определяющих эффективность труда в управлении, является образование. Работник с более высоким уровнем образования вносит в улучшение экономики своего предприятия больший вклад, ускоряет научно-технический прогресс и широко использует его результаты в производстве.

Стимулирующую роль в повышении эффективности труда менеджеров выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить способности того или иного работника, определить степень его вознаграждения. При этом активизируется чувство ответственности, что побуждает его к более полному использованию своих способностей и достижения лучших результатов в работе. Аттестация позволяет более обоснованно решать вопросы продвижения работников службой[8].

Разумеется, повышение эффективности управленческого труда не ограничивается только рассмотренным направлениям

На нее влияют также:

  • совершенствование производственной структуры организации;
  • рациональная организация производства и труда, в том числе управленческого персонала;
  • оптимизация организационной структуры, форм и методов управления, коммуникационных процессов и т.п..

В условиях рыночных отношений эффективность управления играет одну из главных ролей в процессе эффективной деятельности предприятия, поэтому правильная организация развития предприятия является одной из основных задач современного менеджмента. Организационные изменения и организационное развитие в организации должны быть направлены на повышение результативности и эффективности менеджмента.

Эффективность менеджмента организации - это общий результат, следствие действий, реализуемых в процессе управления функционированием в организации.

2.2 Цели и задачи измерения эффективности менеджмента

Подход к оценке эффективности организации с точки зрения удовлетворения интересов ее стратегических составляющих требует четкого позиционирования этих интересов и выбора и формулировки критериев, которые бы им соответствовали. Такие критерии должны быть сбалансированными и направленными не только на удовлетворение интересов стратегических составляющих, но и на достижение целом организационных целей.

Трудности использования избирательного подхода заключаются в идентификации стратегических составляющих и в способности установить, как организация зависит от них. Кроме того, компромисс в балансировании интересов при определенных условиях может быть нарушен, если эти условия и, соответственно, организационное окружение изменятся.


К факторам, воздействие которых на изменение условий хозяйствования в переходный период сильнейший, относятся институциональные, поскольку именно их изменение часто нарушает равновесие и смещение экономического баланса в пользу иных заинтересованных групп.

Каждый из подходов имеет определенные преимущества и недостатки, которые в большей или меньшей степени оказываются в разных условиях. Хорошие результаты может дать взвешенное и сбалансированное сочетание всех подходов, при котором недостатки одного могли бы компенсироваться преимуществами другого.

Система оценки эффективности работы менеджеров различных управленческих уровней и функциональных сфер должна предусматривать следующие шаги:

  • в контексте общей стратегии организации определяются цели отдельных подразделений, которые оформляются в виде системы плановых показателей, имеющих числовое измерение и временные ограничения;
  • экспертным путем устанавливается весомость каждого показателя в общем их количестве;
  • по завершении планового периода высшим руководителем определяется степень достижения каждого показателя конкретной структурной единицей, которой руководит менеджер, работа которого оценивается; он может измеряться по пятибалльной шкале[9]

Система показателей эффективности управления должна оценивать способность менеджмента организации справляться с проблемами, возникающими в процессе ее деятельности. Вместе с тем, показатели эффективности должны отражать и изменение общего состояния организации под влиянием управленческих усилий. Управленческие усилия в определенной степени могут быть оценены в количественном выражении через величину затрат на управление.

Чем меньше эти расходы в расчете на единицу продукции, тем эффективнее считается система менеджмента предприятия.

Но при этом процесс надо рассматривать в динамике и учитывать, что расходы скачкообразно растут в случае приобретения современных средств обработки информации. Если в следующем после этого периоде существенно выросли объемы производства и продажи продукции, увеличилось масса прибыли, то эффективность управления повысилась.

К количественным показателям эффективности системы управления целесообразно отнести и экономию живого и овеществленного труда в системе управления, которая проявляется в сокращении трудоемкости выполнения управленческих операций и процедур. Это способствует уменьшению количества занятых в аппарате управления. Поэтому вторым распространенным показателем эффективности системы менеджмента является отношение общего результата производства с количеством работников аппарата управления.


3. Анализ и оценка эффективности менеджмента организации на примере ЗАО «Корабельные интерьеры»

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее, т.к. они быстро реагируют на рынок.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что не выгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления, в связи с этим данная тема является актуальной. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего, для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Малые предприятия функционируют во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Такие предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.