Файл: Первичные учетные документы. Нормативные документы, регламентирующие применение первичных документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перейдем к рассмотрению ситуации, когда плата реализованного товара произведена после отгрузки покупателю. ООО «Авангард» заключила договор реализации товаров с контрагентом (покупателем) на общую сумму 53 100 руб., в т.ч. НДС 8 100 руб.

Таблица 3

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

2

3

4

5

6

1

62.01

90.01.1

53 100

Отражена сумма выручки реализованного товара

Товарная накладная (ТОРГ- 12)

2

90.03

68.02

8 100

Начислен НДС с реализации

Счет фактура

3

90.02.1

42

26 500

Списание реализованных товаров со склада

4

51

62.01

53 100

Оплата покупателя за реализованный товар

Банковская

выписка

Рассмотрим пример учета товарооборота ООО «Авангард» посредством наличного расчета. ООО «Авангард» приобрела товар в количестве 50 шт. на общую сумму 76 700 руб., в т.ч. НДС 11 700 руб. Товар был приобретен для розничной торговли. Товар передается в торговый зал по продажным ценам. Формируется продажная цена 1 820,00 за штуку и определяется торговая наценка.

Таблица 4

Проводки по реализации товара в ООО «Авангард» посредством наличного расчета

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

41.11

41.01

91 000

Перемещение товаров со склада в магазин (65 000 + 26 000)

Накладная на внутреннее перемещение (ТОРГ - 13)

2

41.11

42.01

26 000

Учтена торговая наценка (1 820 * 50 - 65 000)

3

50.01

90.01.1

107 300

Учтена розничная выручка (65 000 + 26 000 + 16 380)

Приходный кассовый ордер (КО- 1), Контрольная лента ККТ, Журнал кассира-

операциониста (КМ-

4),Справка-отчет

кассира-

операциониста (КМ- 6)

4

90.03

68.02

16 380

Начислен НДС с розничной выручки (91 000 * 18%)

5

90.02.1

41.11

91 000

Списание товаров по розничной цене

6

90.02.1

42.01

-26 000

Списание торговой наценки по проданным товарам

Справка-расчет списания торговой наценки по проданным товарам


В ООО «Авангард» к транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) относят следующие затраты:

  • оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • оплата за погрузочно-разгрузочные работы.

Стоимость доставки ООО «Авангард» включает в состав цены товара.

ООО «Авангард» закупила товары на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС - 81 000,00 руб.

Транспортные расходы составили 29 500,00 руб., НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара.

Для формирования себестоимости служит счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Таблица 5

Проводки по списанию транспортных расходов в ООО

«Авангард»

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

2

3

4

5

6

1

15

60

450 000,00

Учтена покупная стоимость купленного товара

Товарная накладная (ТОРГ-12), Счет фактура полученный

2

19

60

81 000,00

Учтен НДС по приобретенным товарам

3

15

60

25 000,00

Учтена стоимость транспортных расходов

4

19

60

4 500,00

Учтен НДС по транспортным расходам

5

41

15

475 000,00

Учтена фактическая стоимость купленного товара

Рассмотрим ситуацию, когда доставка товара до ООО «Авангард» была совершена транспортной компанией.

ООО «Авангард» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб., в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «Авангард» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией.

По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

Таблица 6

Проводки по списанию транспортных расходов в ООО «Авангард»

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

2

3

4

5

6

1

62

90.01

885 000,00

Учет выручки от реализации товаров

Товарная накладная (ТОРГ-12),

Счет фактура выданный,

Товаротранспортная накладная(форма 1Т)

2

90.03

68.02

135 000,00

Начислен НДС с реализации товаров

3

90.02

41

885 000,00

Списание реализованных товаров

4

44.01

60

30 000,00

Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией

Договор доставки, Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,

Товаротранспортная накладная (форма 1 -Т), Товарная накладная (ТОРГ-12)

5

19.04

60

5 400,00

Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией

Счет фактура полученный

6

51

62

885 000,00

Оплата покупателя за реализованный товар

Банковская выписка

7

60

51

35 400,00

Оплата транспортной компании за доставку товара

Банковская выписка

8

90.07.01

44.01

30 000,00

Списаны расходы за доставку реализованного товара

Бухгалтерская

справка

9

68

19

5 400,00

НДС принят к вычету

Книга покупок


При заключении договора организация ООО «Авангард» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит транспортная накладная, которая составляется продавцом.

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т). Последовательность возврата «неугодного» товара, в первую очередь, зависит от причин его возврата.

Возврат товара от покупателя может осуществляться в двух случаях:

  • купленный товар является надлежащего качества;
  • купленный товар не имеет надлежащего качества: выявлен брак, недокомплектованность, несоответствие заказанным параметрам и прочие.

Возврат товара может осуществляться как до подписания товарной накладной, так и после ее подписания, то есть при смене права собственности.

Так примеру, товар надлежащего качества подлежит возврату только по согласию обеих сторон (п. 1 ст. 450 и п. 4 ст. 453 ГК РФ). То есть в данном случае поставщик с покупателем временно меняются местами. Такой возврат предусматривает выставление счета от имени бывшего покупателя в пользу бывшего поставщика и только на сумму возвращаемого товара.

Если же осуществляется возврат некачественного товара, то составляется акт несоответствия или брака, по которому и происходит сам процесс возврата.

Порядок возврата товара продавцу с НДС от покупателя без НДС, который находится на упрощенной системе налогообложения, то есть является не плательщиком НДС, зависит от двух причин:

  • товар возвращается целиком;
  • товар возвращается частично.

Оформление возврата товара целиком осуществляется продавцом в книге учета покупок путем регистрации выписанного им ранее счета-фактуры.

Регистрация осуществляется на дату получения документов от покупателя и самого товара.

В случае возврата товара частями от покупателя-неплательщика НДС, продавец обязан оформить корректирующий счет-фактуру. Сумма корректировочного счета-фактуры должна соответствовать сумме возврата товара от покупателя. Если же товар был отпущен без предоставления счета-фактуры, то есть путем использования ККТ, то продавец обязан вернуть деньги покупателю путем занесения данных в книгу покупок, а именно реквизиты РКО.

Кроме того, продавец обязан оформить приход возвращенного товара.

Стоит учесть, даже если возврат товара осуществлялся неплательщиком НДС, продавец не теряет право на вычет НДС.


При передаче товара право собственности переходит от поставщика к покупателю. И у последнего есть право отказаться от товара и вернуть его поставщику.

Далее рассмотрим какие проводки формируются для отражения данной операции в бухгалтерском учете.

Причинами возврата товара поставщику могут быть:

  • разница фактического количества с данными накладной;
  • несоответствие ассортимента;
  • отсутствие необходимых сопроводительных документов;
  • неправильная комплектация и упаковка, и т.д.

Если возврат товара, его замена и получение исправленного счета- фактуры поставщика произошли в течение одного квартала, то покупатель может предъявить к вычету сумму НДС входящего в этом же периоде.

Для расчетов с поставщиками по претензиям в типовом плане счетов создан счет 76.2 «Расчеты по претензиям».

Так, ООО «Авангард» получил от поставщика, фирмы «Фагот», товар на сумму 11 800 руб., в т.ч. НДС 1 800 руб.).

Товар был оплачен. После получения выяснилось, что товар ненадлежащего качества, поэтому вся партия полностью была возвращена поставщику.

Если дефект товара обнаружен сразу же, то при возврате компания не имеет права предъявить к вычету НДС по возвращенным товарам.

Таблица 7

Проводки по возврату брака при его обнаружении после приема товара в ООО «Авангард»

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

2

3

4

5

6

1

41

60

10 000

Товар оприходован

Накладная, ТОРГ -12

2

19

60

1 800

Входной НДС

СФ поставщика

3

68

19

1 800

НДС принят к вычету

Книга покупок

4

60

51

11 800

Оплата товара

Платежное

поручение

исходящее

5

76.2

41

10 000

Списан товар негодный товар по претензии

Бухгалтерская справка, Акт о несоответствии, Претензионное письмо

6

76.2

68

1 800

Восстановлен входной НДС

Книга продаж

7

002

10 000

Подлежащий возврату товар принят на забалансовый счет

Бухгалтерская

справка

8

002

10 000

Товар возвращен поставщику

Бухгалтерская справка, Акт о несоответствии

9

51(41,19)

76.2

10 000

Возврат денег за товар, или товар заменен на качественный

Платежное

поручение,

накладная


В ситуациях, когда товар приходится возвращать поставщику уже после того, как он был оплачен, вопрос учета НДС является спорным и неоднозначным.

По законодательству поставщик обязан предоставить СФ на товар не позже 5 дней после отгрузки. То есть фактически, если в партии товара обнаружено частичное несоответствие после внесенных в ТОРГ-12 исправлений, то продавец может предоставить СФ с откорректированными данными.

Здесь вычет НДС возможен уже в момент совершения хозяйственной операции, то есть в момент получения СФ. Перейдем к рассмотрению ситуации, когда брак был обнаружен в момент приема товара.

Так, ООО «Авангард» прибрело у компании «Мидори» партию товара на сумму 90 000 руб. без НДС. В момент приемки было обнаружено, что товар бракованный.

Таблица 8

Проводки по возврату брака при его обнаружении в момент приема товара в ООО «Авангард»

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

проводки,

руб.

Описание проводки

Документ - основание

1

2

3

4

5

6

1

002

90 000

Подлежащий возврату товар оприходован на забалансе

Бухгалтерская справка

2

-

002

90 000

Товар возвращен поставщику

Таким образом, в ООО «Авангард» учет товарных запасов ведется по продажным ценам и с учетом торговой наценки.

Главной целью учета являются: контроль за сохранностью товарных запасов; своевременное предоставление руководству предприятия данных о фактическом валовом доходе, о количестве товарных запасов и результативности их применения.

Выводы:

Выводы по второй главе:

Во второй главе раскрыт процесс организации учета движения товарных запасов в ООО «Авангард».

После ознакомления с информацией о деятельности ООО «Авангард», можно сделать вывод об эффективности имеющейся структуры предприятия.

По результатам анализа было выявлено, что валовая прибыль экономического субъекта за анализируемый период снизилась с 54241,68 тыс.руб. в 2016 году до 51715,58 тыс.руб. в 2018 году.

За 2016-2017 гг. прибыль незначительно выросла на 0,13%, а за 2017-2018 гг. данный показатель снизился на 4,78%, что привело к росту рентабельности товара на 2,07% за 2016-2017 гг. и снижению рентабельности товара на 2,18% за 2017-2018 гг.

Предприятие рентабельно, а себестоимость товара за анализируемый период снизилась с 251559 тыс.руб. до 241084 тыс.руб. за счет снижения товарооборота в связи с сокращением количества заявок и закрытием большого количества договорных обязательств на поставку продукции.