Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации (Модели трудовой мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Личность человека глубоко социальна, и порядка 30% всего времени он поводит на производстве. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Поиск методов повышения мотивации и адаптационный потенциал сотрудников к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации.

Глава 1. Мотивация трудовой деятельности. Модели трудовой мотивации

1.1. Общее понятие мотивации

1.2. Модели мотивации

Глава 2.Адаптация новых сотрудников организации

Глава3. Психологические особенности личности в период ранней взрослости. Изучение трудовой мотивации в период ранней взрослости.

3.1. Психологические особенности личности в период ранней взрослости.

3.2. Изучение трудовой мотивации

Заключение

Литература

Приложение 2

Приложение 3

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом и адаптационный потенциал сотрудников

Приложение 4

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом (Ф. Герцберг)

Приложение 5

Введение

Мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Личность человека глубоко социальна, и порядка 30% всего времени он поводит на производстве. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Поиск методов повышения мотивации и адаптационный потенциал сотрудников к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации.

Без сомнения, мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации занимает одно из центральных мест в системе управления, выступая прямой и непосредственной причиной трудового поведения людей. Однако приходится констатировать тот факт, что в настоящее время большинство руководителей не придает значения этому мощному рычагу в работе с персоналом, скорее в силу непонимания ими самой сути мотивационных механизмов. Любой руководитель хочет видеть на своем предприятии ответственных, инициативных, высокоорганизованных сотрудников, ориентированных на достижение целей организации. Но обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строго внешнего контроля, зарплаты и наказания. Более того, обеспечить разработку и внедрение механизмов мотивации на сегодняшний день крайне затруднительно. Говорить же о возможности внедрения в организацию готовой и универсальной модели мотивации персонала было бы, по меньшей мере, неверно. Ведь основная проблема заключается в том, какой мотив становится ведущим и не является ли он внешним по отношению к процессу труда.

Данная проблема весьма актуальна, так как в современной психологической литературе проблема мотивации и способы ее увеличения у трудящихся зачастую опускается и/или рассматривается в контексте других психологических понятий. Например, у Петровского В.А. мотивация не выделена в отдельную отрасль, а рассматривается в контексте воли, намерений, эмоций и т.д. Лишь некоторые психологи выделяют мотивацию и объясняют ее структуру и ее значение в развитии и формировании личности человека. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

Мотивация является одним из важнейших пунктов в деятельности человека и его развитии. Именно мотивация направляет человека на определенные поступки, и помогает ему преодолеть различные препятствия.


Объектом исследования является мотивационная сфера личности.

Предметом данной работы является трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации.

Целью данной работы является изучение мотивации трудовой деятельности личности и адаптационный потенциал сотрудников в период ранней взрослости.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1) анализ основных понятий, механизмов мотивации, а также моделей трудовой мотивации.

2) характеристика личностных особенностей, свойственных периоду ранней взрослости.

3) изучение характера мотивации и адаптационного потенциала к трудовой деятельности присущий в период ранней взрослости.

Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, тестирование с целью установления направленности личности и определения типа мотивов трудовой деятельности, количественный и качественный анализ.

Глава 1. Мотивация трудовой деятельности. Модели трудовой мотивации

1.1. Общее понятие мотивации

Мотивация - это производное от слова мотив, которому в «Толковом словаре» Даля дается следующее толкование: мотив от франц. [motif], побудительная причина.

Соответственно мотивация есть процесс побуждения человека к действию, используя внутриличностные и внешние факторы.

В самом общем виде под мотивацией можно понимать совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Силы эти действуют на человека изнутри и извне, побуждая его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

Первое понятие, нуждающееся в уяснении и окончательном детерминировании, есть понятие потребности. Это понятие включает в себя те, различные для множества разных людей, но все же поддающиеся систематизации и описанию, возникающие осознанно или неосознанно, желания и требования человека, от которых он желает освободиться в течение всего времени, пока они существуют, используя различные способы их устранения. Потребности имеют тенденцию возвращаться и вновь «мучить человека бессонными ночами», причем при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. Генезис потребностей человека различен. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными.


Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности являются притязания и ожидания (expectations)[19,26]. Притязания являют собой привычный, детерминирующий последующее за потребностью поведение человека уровень удовлетворения потребности. Причем на основе одной и той же потребности возникают различные притязания, обуславливающие различное поведение. Ожидания же конкретизируют притязания применительно к данной реальной ситуации и определенному поведению человека. Основанные на одинаковых притязаниях, ожидания могут конкретно различаться. Например, во время «больших неприятностей» ожидания большинства людей значительно ниже, чем в «нормальное и спокойное время» (но есть и исключения). Основанные на различных притязаниях ожидания тем более не могут совпадать. Например, ожидания вознаграждения за одинаковый объем работы у американского и белорусского рабочего будут, естественно, различны.

Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Под актуализацией мотива подразумевают превращение его в главный импульс психологической активности, определяющий поведение. Мотив раскрывает основные стороны поведения человека, и в первую очередь, будучи неразрывно связанным, с волей, его волевую сторону. Мотив есть причина и импульс человеческой активности, представляющий собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что большинство мотивов зарождается в подсознании, они становятся движущей силой, лишь, будучи в той или иной степени актуализированы и осознаны. Актуализированный мотив есть суть продукт комбинации человеческого сознания и подсознания. И хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Именно это и есть отношение между параллельно существующими мотивами.

Близким понятием к понятию мотива является понятие стимула, однако если мотив есть стремление человека к получению материальных благ, то стимул есть ничто иное, как сами эти блага, причем стимул всегда ориентирован на удовлетворение той или иной потребности при осуществлении определенных действий (поведения). Стимул может не стать мотивом для какого-то конкретного человека, в случае если он недостаточен, или требует от человека невозможных или неприемлемых действий.


В общем, и целом, между потребностью и действием (поведение) существует такое связующие звено как мотив, хотя на самом деле такая модель является упрощенной до крайности.

Можно видеть,что потребностью и стимулом как двумя исходными точками механизма мотивации находится целый ряд стадий, описывающих процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного мотива. На этом этапе превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят человеком, а может быть и отторгнут, в зависимости от самого стимула.

В случае предварительного принятия стимула дальнейший путь неактуализированного мотива разветвляется на два возможных, взаимоисключающих пути. В первом случае быстрая актуализация и кратчайший путь к действиям обеспечивается при наличии соответствующей установки. Под установкой будем понимать то, что характеризует готовность или предрасположенность человека к определеннным действиям (поведению) в конкретной ситуации и как бы связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в случае подобном данному. Установка может бывает позитивной или негативной в зависимости от того, как повлиял предыдущий опыт действий на реализацию потребности.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредством включения уже сформировавшейся установки процесс действия механизма мотивации завершается.

Второй, более длительный путь механизма мотивации имеет место тогда, когда человек сталкивается с новой ситуацией, касательно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения. В этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как когнитивный, рационально-оценочный процесс. Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимостью других мотивов (если они существуют). На этой стадии происходит борьба мотивов и выносится вердикт об актуализации мотива, его консервации или отторжении. Вышеизложенная модель имеет большое значение для практического применения, являя собой ответ на вопрос «Каким образом человек побуждает себя к действию?», не давая при этом ответ на вопрос «Как побудить человека к действию?», но имея в себе достаточно информации для формирований различных ответов на этот вопрос, изложенных в моделях мотивации.


Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к действию, используя внутриличностные и внешние факторы (объективные и субъективные предпосылки).

1.2. Модели мотивации

Рассмотрим различные мотивационные модели. Каждая из них создавалась для определенных мест и для определенного времени, многие из них остаются актуальными до сих пор.

хотя мы не можем не дооценивать данные модели, многие из них устарели.

Некоторые источники предлагают следующую систему, по которой развивалась модель мотивации с момента начала XX века и по сей день.

  • Первый этап, изучает реакцию человека на обязательные условия труда и его результаты, соизмеряя с ними размеры оплаты.
  • На втором этапе человек труда познается как существо социальное, групповое, способное нормально существовать только в условиях социального коллектива. Труд человека покупается, а система стимулирования и размеры оплаты труда определяются работодателем.
  • На третьем этапе система мотивации в управлении ставится в зависимость от методов и способов управления. Размеры оплаты и результативность труда являются производными от стиля управления, применяемого руководителем.
  • На четвертом этапе система мотивации изучает воздействие положительных и отрицательных факторов на результативность труда и величину его оплаты.
  • На пятом этапе формируется и осуществляется новая философия мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации.
  • На шестом этапе апробируется новая концепция мотивации, которая указывает человеку пути достижения своих целей, исходя из иерархии потребностей и психологической модели мотивации.
  • На седьмом этапе система мотивации ориентируется на достижение групповых целей и задач.
  • На восьмом этапе в основу системы мотивации закладываются факторы социальной карьеры и пути удовлетворения личных потребностей.

С момента начала ХХ века было разработано большое количество различных моделей мотивации, которые с точки зрения классификации Х. Шольца можно подразделить на три главных направления в зависимости от их предмета анализа.

  • Модели в основе которых лежит специфическая картина человека как человека.
  • Внутриличностные модели.
  • Процессуальные модели.

Модели первого направления исходят из определенного образа человека, его потребностей и мотивов; второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего – выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.