Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъектный состав и объекты публичной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из основных институтов современного гражданского права выступает право собственности. В основу имущественных отношений, которые, собственно говоря, и являются основным предметом гражданско-правового регулирования, положены именно отношения собственности.

Институт права собственности оказывает непосредственное влияние на формирование новой российской государственности настоящего времени. Именно данный институт слагает материальную основу государственной власти Российской Федерации, он служит базисом формирования рыночных отношений, придает политическую, правовую и социальную стабильность обществу, выступает в качестве приоритетного направления реализации экономической и социальной функции государства.

Среди всех категорий российского, да и не только, гражданского права проблемы права собственности в настоящее время являются наиболее актуальными. И здесь следует отметить, что особую значимость в Российской Федерации они приобрели в связи с серьезными преобразованиями отношений собственности в конце прошлого столетия. В России с того времени наметились значительные экономические преобразования, связанные с переходом к рыночной форме хозяйствования. Признание частной собственности на конституционном уровне и свобода предпринимательской деятельности явились предпосылкой зарождения и развития крупного, среднего и малого бизнеса. При этом имущественной базой многих предприятий названных форм бизнеса явилось государственное и муниципальное имущество, которое в процессе приватизации перешло в частный сектор экономики.

Наряду с частной собственностью Конституцией Российской Федерации признается и равным образом защищается и собственность публичная в виде государственной и муниципальной. При этом собственником является особого рода субъект гражданского права, т.е. публично-правовое образование, наделенное специфическими признаками и, в первую очередь, наличием властных полномочий.

Именно в силу особой специфики вопрос о правовой природе отношений публичной собственности является достаточно актуальным и представляет собой научно-практическую значимость.

Исходя из актуальности темы, цель представленной работы заключается в гражданско-правовом анализе права государственной и муниципальной собственности, его содержания, субъектов и объектов, а равно разграничения права государственной и муниципальной собственности.

Целевая направленность исследования обусловливает необходимость решения определенных задач, а именно:


- изучение понятия государственной и муниципальной собственности;

- рассмотрение субъектов и объектов муниципальной собственности;

- рассмотреть разграничение государственной и муниципальной собственности.

В качестве объекта исследования курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в области права государственной и муниципальной собственности, именуемой публичной. Предметом исследования являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты, а также труды ученых.

1. Понятие государственной и муниципальной собственности

Отношения собственности выступают в различных формах, исходя из того, кто выступает в качестве их субъекта: отдельно взятый индивид, организованный коллектив, государство либо органы местного самоуправления, т.е. муниципалитет. В соответствии с положениями п. 1 ст. 212 ГК Российской Федерации, в Российской Федерации равно признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Права абсолютно всех без исключения собственников подлежат защите законом и судом равным образом.[1]1

Ни для кого не секрет, что понятие собственности на имущество состоит из права владения, т.е. фактического обладания данным имуществом; права пользования, т.е. возможности использования имущества и получения дохода от такого использования; права распоряжения, т.е. возможности, продать, обменять, подарить либо другим образом распорядиться данным имуществом.

Согласно положениям п. 1 ст. 214 ГК Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации признается:

- имущество, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации, или федеральное имущество;

- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, т.е. это собственность субъекта Российской Федерации.

При этом от имени, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 125 ГК Российской Федерации, органы государственной власти в пределах их компетенции, определенной актами, определяющими статус данных органов, своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, а также выступать в суде.[2]2


Как гласит п. 1 ст. 215 ГК Российской Федерации, в качестве муниципальной собственности признается имущество, которое на праве собственности принадлежит городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, а также выступать в суде органы местного самоуправления в рамках компетенции, определенной актами, устанавливающими статус данных органов.

Право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием либо учреждением закрепленным за ним имуществом в определенных законодательством пределах, в соответствии с целями деятельности данного казенного предприятия либо учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом, в соответствии с положениями п. 1 ст. 297 ГК Российской Федерации, таковое предприятие имеет право отчуждения либо иным способом распоряжения всем закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника данного имущества.

Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности закрепляется в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.[3]1

Приведенный в названном законе перечень признается открытым, что, в свою очередь, предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и других объектов, к примеру: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, малоценное имущество, транспортные средства и т.п.

В законе имеет место простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. А классифицировать же их можно по различным признакам, например, как недвижимое и движимое имущество.

Если в основу формирования муниципальной собственности заложить критерии, которые определяют границы и состав муниципального хозяйства, то можно выделить четыре группы муниципальной собственности, а именно:

- недвижимость и, в первую очередь, земельные ресурсы;

- торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых заключается в обеспечении потребностей населения, неудовлетворенных в силу различных причин, например, недостаточный ассортимент или высокая цена, частным сектором;

- транспорт и связь, к числу которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых иных транспортных услуг населению;


- область социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых заключается в обеспечении ежедневных потребностей населения, удовлетворения потребностей в тепле, жилье, образовании, медицинском обслуживании и т.д.[4]1

Государственную собственность принято подразделять на федеральную собственность, т.е. собственность, которая принадлежит Российской Федерации, и собственность, которая принадлежит субъектам Федерации, т.е. республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. По-прежнему государственная собственность характеризуется единством фонда, однако, только в границах того субъекта, которому оно принадлежит, каким бы образом он ни вводил ее в гражданский оборот – непосредственно либо посредством действующих от своего имени юридических лиц. И такое введение собственности в гражданский оборот в практической деятельности имеет место чаще всего.

Таким образом, ведя речь о праве государственной и муниципальной собственности, необходимо отметить некоторые особенности, в частности:

- такие объекты права собственности как изъятые из оборота вещи могут находиться исключительно в собственности государства;

- такое основание возникновения и прекращения права собственности как приватизация имеет распространение лишь на имущество, которое находится в государственной и муниципальной собственности.[5]2

2 Субъектный состав и объекты публичной собственности

Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует, в первую очередь, остановиться на субъектах государственной и муниципальной собственности, отметив, что в качестве таковых можно назвать, соответственно, государство и муниципальные образования, которые в юридической литературе получили наименование публично-правовых образований.[6]1

В качестве важных особенностей правового положения поименованных выше субъектов государственной и муниципальной собственности можно назвать следующие:

а) наличие у них особых властных полномочий или функций, которые позволяют им принимать нормативные правовые акты, призванные регламентировать порядок осуществления принадлежащего им права собственности, как, например, Постановление Правительства российской Федерации № 310;[7]2


б) данные права они осуществляют исключительно в публичных или общественных интересах.

Право государственной собственности можно охарактеризовать множественностью субъектов, в качестве которых выступают:

- непосредственно Российская Федерация в отношении имущества, которое составляет федеральную собственность;

- субъекты Российской Федерации – в отношении составляющего их собственность имущества.

Таким образом, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные или публично-правовые образования в целом. В соответствии с положениями п. 3 ст. 214 ГК Российской Федерации, это Российская Федерация и входящие в ее состав структурные образования, но ни в коем случае не их органы власти или управления. Последние, в соответствии со ст. 215 ГК Российской Федерации, в имущественном обороте выступают от имени соответствующего государственного образования и, согласно своей компетенции, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

К публичной собственности также относится и муниципальная, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Исходя из данной точки зрения, можно констатировать, что муниципальная собственность, являясь экономической категорией, не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Согласно положениям, ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят, т.е. муниципальные образования государственными образованиями не являются.[8]1 В то же время, в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования наделяются особым публично-правовым статусом, поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Пункт 1 ст. 215 ГК Российской Федерации к субъектам права муниципальной собственности относит городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования. По смыслу ст. 2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под другими муниципальными образованиями следует подразумевать муниципальный район, городской округ, а равно внутригородскую территорию города федерального значения, в частности города Москва и Санкт-Петербург. От имени соответствующего муниципального образования – собственника правомочия такового, исходя из своей компетенции, имеют право осуществлять те или иные его органы.