Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъектный состав и объекты публичной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какой конкретно государственный или муниципальный орган наделен правом выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного либо муниципального образования, определяется установленной законодательством компетенцией данного органа. В данном контексте следует отметить, что стороной тех или иных конкретных правоотношений собственности юридически будет выступать именно государство либо муниципальное образование, но никак не его орган. При этом важно то, что последний самостоятельным участником гражданских правоотношений может стать лишь в качестве юридического лица, т.е. учреждения, не являющегося собственником своего имущества.

В качестве объектов, как государственной, так и муниципальной собственности в данной главе можно назвать разного рода виды недвижимости, в том числе и земельные участки, предприятия и иные имущественные комплексы, жилой фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а равно оборудование, транспортные средства производства, предметы бытового и потребительского характера. В состав публичного имущества включаются и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности: акции приватизированных предприятий и получивших статус акционерных обществ, вклады в банках и иных кредитных учреждениях, валютные ценности, а равно разного рода памятники истории и культуры.

Как было отмечено ранее, и Российская Федерация, и ее субъекты могут являться собственниками любого имущества, в том числе и изъятого из гражданского оборота, либо ограниченного в обороте. Муниципальные же образования могут являться собственниками ограниченного в гражданском обороте имущества лишь только по специальному указанию закона, и не имеют права иметь в собственности те вещи, которые изъяты из гражданского оборота.

Объекты публичной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями распределяются как между самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законодательным актом.[9]1

Таким образом, имущество, которое выступает в качестве объекта публичной собственности, можно подразделить на государственное имущество и имущество муниципальное. В свою очередь, государственное имущество классифицируется на:


- имущество, исключительно федеральное;

- федеральное имущество, которое передано в собственность субъектов Российской Федерации.

В число вещей, которые составляют объект федеральной собственности, в соответствии с действующим законодательством, включаются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты, в том числе некоторые заповедники или целебные источники, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, подавляющее большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование определенных важнейших учреждений и определений. Как правило, поименованные виды имущества изъяты из гражданского оборота.

Определенные виды недвижимости и, в первую очередь, природные ресурсы, которые могут находиться исключительно в федеральной либо государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной и не в частной собственности. В числе таковых можно назвать участки недр, лечебные природные ресурсы, например, минеральные воды, земли особо охраняемых природных территорий. Это свидетельствует о том, что они, по сути, также изъяты из имущественного гражданского оборота.

В федеральную собственность включается и имущество, которое при определенных условиях, например, при обращении взыскания по требованию кредитора, может переходить в собственность иных лиц. К таковой категории необходимо отнести, к примеру, имущество государственной казны Российской Федерации, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центрального Банка, а равно имущество, находящееся в государственном резерве. Следовательно, таковое имущество нельзя относить к категории имущества, изъятого из гражданского оборота.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, подразделяется на две части. При этом одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения либо оперативного управления. Названное имущество составляет экономическую основу для участия в имущественном обороте таких организаций в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, поскольку унитарные предприятия как юридические лица своим имуществом не отвечают по долгам своего учредителя. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не подлежит обращению на погашение долгов созданного из публичного собственника, только если последний, в соответствии с положениями п. 2 ст. 296 ГК Российской Федерации, не изымает данное имущество в установленном законом порядке, либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов, что, впрочем, не исключается и применительно к обычному унитарному предприятию.[10]1


Имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями, т.е. нераспределенное государственное либо муниципальное, составляет казну публично-правового образования. Казну соответствующего публично-правового образования прежде всего составляют бюджетные средства. Такое имущество может выступать в качестве объекта взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам.

В публичную собственность может поступать не только общими или общегражданскими, однако и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности, а именно: при помощи налогов, сборов и пошлин, а равно реквизиции, конфискации и национализации. Кроме того, имеет место и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым признается приватизация, которая одновременно служит особым самостоятельным основанием возникновения права частной собственности.

3. Разграничение права государственной и муниципальной собственности

Отсутствие единых оснований, дающих основания для перемещения объектов из одного фонда в другой, максимально четкого разграничения компетенции полномочных органов и должностных лиц, унифицированных процедур принятия решении и исполнения их, как передающей, так и принимающей сторонами, распределения образующихся расходов в результате состоявшейся передачи – вот все те моменты, которые существенно осложняют разрешение многих важных, как в теоретическом, так и в практическом отношении вопросов, связанных с управлением муниципальной собственностью.

На федеральном уровне осуществляется, главным образом, решение вопросов разграничения государственной собственности, передачи отдельного федерального имущества регионам, а равно разграничения собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.

Законодательством субъектов Российской Федерации регулируются вопросы передачи объектов региональной собственности в муниципальную, если органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями. В подобном случае объекты региональной собственности подлежат передаче в муниципальную собственность или же только в пользование. При передаче отдельных полномочий в соответствии с договором между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления объекты региональной собственности подлежат передаче в муниципальную собственность на основании и в порядке, установленном региональным законодательством.[11]1


Безусловно, в формировании муниципальной собственности, а в более широком смысле и вообще материально-финансовой основы деятельности муниципальных образований главная роль отводится государству. Не будет преувеличением отметить, что на первоначальном этапе именно государством была предоставлена возможность муниципальным образованиям сформировать фонд муниципальной собственности, на законодательном уровне установив перечень объектов, подлежащих закреплению в муниципальной собственности. Реальный состав фонда муниципальной собственности в дальнейшем изменился и по-прежнему продолжает изменяться в процессе передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности. От бюджета субъекта Федерации напрямую зависит и бюджет муниципального образования.

В то же время утверждать, что формирование материально-финансовых основ местного самоуправления полностью относится к ведению государства, было бы, наверное, чрезмерным преувеличением. В таком случае фактическое влияние центра выдается за декретируемую нормативную модель, что далеко не так, поскольку государство совсем не обязано передавать муниципальным образованиям ту или иную часть своей собственности.

Статья 28 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только допускает возможность подобного рода передачи. Бесспорно, отсутствие в законе процедур и критериев такой передачи отягчает во многом этом способ формирования муниципальной собственности элементами произвола. В настоящее время без материальной и финансовой поддержки государства местное самоуправление не только не будет развиваться, однако оно будет не в состоянии даже сносно существовать. Отсюда ее применение оправдано хотя бы с позиции поддержания минимальных социальных стандартов на территории определенного муниципального образования.

Отсутствуют четкие, пусть даже и минимальные, границы местного самоуправления в части федеральной составляющей налогового источника формирования муниципального бюджета. Размеры минимальных долей закрепленных за муниципальным образованием федеральных налогов определяются законодательным актом органа субъекта Федерации. Именно от этого органа государственной власти в конечном итоге зависит бюджет местного самоуправления. В данном случае под сомнение может быть поставлена сама возможность существования местных органов самоуправления как не входящих в систему органов государственного управления.


Еще одной проблемой, которая нуждается в разрешении и урегулировании, можно назвать так называемое разграничение права муниципальной собственности по горизонтали. Здесь речь ведется, во-первых, о праве собственности субъекта Федерации на объекты, которые располагаются на территории иного субъекта Федерации, и, соответственно, на территории его муниципального образования, совершенно очевидно, что субъект Федерации по отношению к муниципальному образованию не может быть в полном объеме, за исключением гражданско-правовой составляющей, преемником Российской Федерации, в чьей собственности находился этот объект; налоговые и другие возникающие при этом имущественные отношения нуждаются в особом урегулировании.

Во-вторых, о праве муниципальной собственности на объекты, находящиеся на территории иных муниципальных образований, как в пределах одного субъекта Федерации, так и на территориях разных субъектов Федерации.

В-третьих, о праве общей собственности муниципального образования с иными лицами – Российской Федерацией, субъектом Федерации, юридическими лицами и гражданами.

Действующее законодательство в настоящее время указывает только направления развития, закрепляя нормы самого общего характера. Для так называемых муниципальных анклавов, т.е. объектов, которые располагаются на территории иных муниципальных образований, федеральным законодательством предусматривается возможность разграничения доходов муниципальных бюджетов на уровне закона субъекта Федерации. В отношении же общей собственности муниципальных образований в Гражданском кодексе Российской Федерации можно отыскать нормы, в полной мере предназначенные к отношениям с частными собственниками, т.е. с юридическими гражданами и гражданами, однако недостаточные для регулирования имущественных отношений с Российской Федерацией и субъектами Федерации.

Заключение

В заключение, подводя итоги проделанной работе, представляется целесообразным сделать определенные выводы.

Итак, как государственная, так и муниципальная собственность представляют себе формы собственности, в соответствии с которыми имущество на праве собственности принадлежит особого рода субъектам в лице государства и муниципального образования. Субъекты и государственной, и муниципальной собственности являются публично-правовыми образованиями. В этой связи названые формы собственности обобщенно именуются публичной собственностью.