Файл: Налогообложение физических лиц (Виды налогов, оплачиваемых физическими лицами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и коньюктурных проблем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Актуальность темы работы подтверждается тем, что налогообложение – это достаточно сложная система общественных отношений, которая требует глубокого изучения. Иначе, незнание действующих норм и правил налогообложения может привести к неожиданным негативным последствиям для гражданина.

Нарушение обязанности оплачивать налоги влечет административную ответственность для гражданина в виде штрафов. Кроме того, Российским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений.

Объектом исследования выступает налогообложение, предметом исследования – налогообложение физических лиц.

Целью выполнения работы является исследование налогообложения физических лиц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно изучить теоретические аспекты налогообложения физических лиц;

- провести исследование налогообложения физических лиц;

- определить пути оптимизации налогообложения физических лиц.

При написании работы были использованы методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, эмпирического и теоретического обобщения.

Теоретическую и методологическую основу практической работы составили отдельные положения экономической теории, налогообложения, учебная и специализированная литература по налогообложению, а также Интернет-ресурсы.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения


1.1.Виды налогов, оплачиваемых физическими лицами

Как правило, различают следующие виды налогов с физических лиц в России[1]:

Подоходный налог считается главным среди существующих для физических лиц. Этот вид налога, чаще всего, вычитается из общей заработной платы работодателем еще до ее начисления работникам.

Ставка НДФЛ равняется 13% и является полностью фиксированной для любых выплат по доходам. Если же гражданин РФ работает «на себя», ведя частную предпринимательскую деятельность, то он обязан самостоятельно рассчитывать этот процент налогов для уплаты по итогам месяца, квартала или года.

Налоговая декларация о получении дохода оформляется и при получении денег с продажи имущества, автомобилей, земли, ценных бумаг и другого вида имущества, либо же с получения ценных денежных подарков.

Среди объектов налогообложения можно назвать: доход по трудовым договорам и контрактам; дивиденды от участия в бизнесе; получение ценных призов; проценты, что гражданин получает по вкладам в банках; выплаты страхования; доход после продажи недвижимости, авто и других ценных предметов и т.д.

Налог на имущество, или как его сейчас называют – имущественный. Этот вид налогообложения распределяется на две части: на все имущество и на землю. В отличии от НДФЛ, налог на имущество не статичен и вычисляется в зависимости от установленных местными органами ставок на оценочные суммы после проведения инвентаризации имущества.

Как правило, налог на имущество с суммой до 300 тысяч рублей будет равняться – 0,1%, до 500 тысяч – до 0,3%, а свыше этой суммы – до 2% от стоимости всего имущества. Объектами этого налога являются:

  • жилые дома и квартиры;
  • дачи и летние домики, пригодные для проживания;
  • подсобные помещения;
  • гаражи и подобные сооружения.

Взносы в Пенсионный фонд – это такое налогообложение физических лиц, отчисления по которым проводятся работодателями или налоговыми агентами самостоятельно, перед выплатой зарплаты работникам. Это один из немногих видов налога, который не отходит государству, а зачисляется на личный именной счет гражданина, который его передает. Их суммы можно просмотреть на индивидуальных счетах.

Транспортный налог – налог, при котором все, имеющие в собственности или пользовании автомобили, и другие зарегистрированные на них транспортные средства, обязаны отчислять конкретные суммы в региональные бюджеты.


Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

1.2. Современные принципы построения системы обложения НДФЛ

Система налогообложения физических лиц основывается, как на общих принципах построения налоговой системы РФ, так и на частных принципах, свойственных этой системе.

Среди экономических принципов построения системы налогообложения физических лиц немаловажное значение имеет принцип эффективности. Он состоит из двух самостоятельных норм, объединенных общей идеологией эффективности. Во-первых, налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. При невозможности соблюдения этого принципа в полной мере данное влияние должно быть минимальным. Иными словами, налоги не должны мешать развитию инвестиционной активности, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и интенсивного развития экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост и хозяйственную активность резидентов и нерезидентов. Во-вторых, необходимо устанавливать такие налоги, чтобы поступления по каждому из них существенно превышали затраты государства на его администрирование. Для того чтобы определить эффективность налога, следует оценить усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за его уплатой. По подавляющему большинству российских налогов этот принцип реализуется в полной мере. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации от налога на доходы физических лиц в 2010 году составили 1 789,632967 млрд. руб., а от имущественных налогов - 628,174473 млрд. рублей.[2]


Содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные виды эффектов от тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями. Экономическая обоснованность установления налога должна быть выражена в самоокупаемости налогов.

Принцип баланса интересов основан- на определенности налогообложения, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчис­ления и времени уплаты налога. Задача достижения высшей степени определенности установленного законом налога через его элементы позволяет налогоплательщику не испытывать каких - либо затруднений при исчислении величины налоговой базы, суммы налоговых льгот и суммы налога. В этом случае ему не потребуется тратить ресурсы на организацию и ведение налогового учета, получение консультаций, проведение аудиторской проверки и т.д. Определенность налогообложения необходима и государству, поскольку позволяет снизить расходы на организацию и ведение налогового контроля. Именно определенность налогообложения обеспечивает достижение баланса интересов. Обязательные элементы налогообложения должны быть определены и законодательно закреплены таким образом, чтобы затраты на администрирование налога были значительно ниже, нежели поступления от данного налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Принцип множественности налогов и их правильной комбинации в системе обложения физических' лиц позволяет создать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность, налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан воздействовать на" потребление и накопление, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам. Для системы налогообложения физических лиц важны грамотная и структурированная совокупность налогов, которая обеспечивает стабильную работу всей системы, принося постоянные доходы в бюджет.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования, законов, других нормативных актов, касающихся тех или иных обязанностей налогоплательщика. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ' все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.


Официальное опубликование нормативно правового акта (далее НПА) - это помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными, действующим законодательством. Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ[3].

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 26.10.1999 года - «Парламентская тазета».

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов! Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения1 Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда- Российской Федерации».

Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Одним из обязательных аспектов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и обо всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другим аспектом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода.

Следующую группу принципов формируют исключительные принципы налогообложения, свойственные только системе обложения НДФЛ, их комплексная реализация необходима для сохранения системы и формирования фискальной политики государства. Трудно переоценить значение этого принципа для системы налогообложения физических лиц. Государство не должно ограничиваться только официальной публикацией налоговых законов и НПА, оно должно использовать все возможности^ СМИ граждан для информирования их. о сроках и порядке уплаты налогов, о направлениях использования финансовых ресурсов, сформированных за счет взимания налогов с физических лиц, для разъяснения основных направлений фискальной политики государства.