Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Методы эмоционального реагирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения.

Восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет установить связи между различными предметами и явлениями. Образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время.

Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

В первый год жизни ребенок еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Развиваясь, ребенок усваивает речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а усложняется и занимает хотя о не ведущей позицею в коммуникации, но весьма значительную.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять, недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.

Для достижение данной цели необходимо решить поставленные задачи:

1. Своевременность исследования

2. Элементы эмоционального реагирования

3. Психомоторные средства экспрессии

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.

Объектом является изучение невербальных проявлений эмоций. В описании данной работы послужили труды многих российских и зарубежных ученых, философов, психологов, профессоров: Витт, Н.В., Барабанщиков, В.А., Бреслав Г.М., Дегтярёв, А.В., Прихидько, А.И., Защиринская, О.В., Изард, К.Э,

ГЛАВА 1. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


С рождения и до момента смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в деятельности человека. Они влияют на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, устройство на работу или решение завести ребенка. Нередко из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть человек принимает решения, которые, как он знает не сулят ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чью связи ему были бы полезны, уходит из дома на холод и голод в неизвестность только бы лишиться ненавистного ему чувства. Порою эмоции толкают на ложь, насилие и самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает. Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной области. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы своего собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

1.1. Основа понятия об эмоциях

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления".

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции- это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса- Ланге эмоции- это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса- Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.


Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека – это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал : " Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование".

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс- с позиции " периферической" теории.

П . Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно( последние возникают несколько позже).

Резко критиковал теорию Джеймса- Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека. эмоциональный физиологический реагирование экспрессивный

В концепции эмоций отечественной( рефлексивной) психологии эмоции- это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.


Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно- физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета.

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи с чем носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.

1.2. Методы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:


  • знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;
  • влияние на поведение и деятельность;
  • интенсивность, то есть глубина переживания;
  • и величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью , под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью.

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • эмоции (включая аффекты);
  • и настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:

  • эмоциональный отклик,
  • эмоциональную вспышку
  • и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом. Они открыли существование "кратковременных выражений" лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешнее проявление более заметным.

Самое же заметное проявление, которое замечают и легко описывают большинство людей, является эмоциональный взрыв. Он характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

1.3. Взаимосвязь эмоций с деятельностью

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о связи эмоциональной сферы человека с деятельностью, в которую она включена. Осницким А.К., Филипповой Е.В. отмечалась необходимость рассмотрения специфики протекания эмоциональных процессов в разных видах активности человека. Было выделено три основных вида активности, характеризующиеся разной степенью сложности и осознанности.