Файл: Общение как взаимодействие (Человек как субъект общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Как известно общение выступает в качестве процесса взаимодействия людей. Его суть заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами коммуникации друг друга. Люди в данном случае являются субъектами общения. Общение в общем смысле характерно для любых живых существ, однако лишь на уровне человека процесс коммуникации становиться осознанным, связанным невербальными и вербальными актами. Субъекта, передающего информацию, называют коммуникатором, а получающего - реципиентом.

В общении выделяют ряд аспектов: цель, содержание, средства.

Содержание общения – это тот поток информации, который в персональных контактах передается от одного субъекта к другому. Сюда относится информация об эмоциональном состоянии индивидов, об обстановке во внешней среде. Наиболее оптимально содержание информации в том случае, если субъектами коммуникативного акта выступают люди.

Цель общения заключена в вопросе: "С какой целью индивид вступает в коммуникацию?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже был, упомянут в пункте о содержании коммуникативного акта.

У животных цель общения обычно не выходит за рамки первостепенных для них биологических потребностей. У индивида же эти цели могут быть достаточно разнообразными и выступать в качестве средства удовлетворения культурных, творческих, социальных, познавательных и многих других потребностей.

Средства общения - способы переработки, кодирования, расшифровки и передачи информации, которая передается обычно в общение.

Кодирование информации - это ее передача. Информационный поток между индивидами может передаваться посредством речи, письменности, органов чувств, технических средств хранения и записи информации.

Процесс общения состоит из коммуникации, коммуникативного акта в котором принимают участие люди (общающиеся). Причем в обычном случае их количество должно быть не менее двух. Общающиеся люди, чтобы акт коммуникации состоялся, должны непосредственно общаться, говорить.

В-третьих, важно установить канал связи в каждом конкретном коммуникативном акте. При разговоре по телефону каналом связи будут являться органы слуха и речи; в данном случае говорят об аудио-вербальном (слухо - словесном) канале, примитивнее - о слуховом канале.

Содержание и форма письма воспринимается по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи по кинесико-тактильному каналу дружеского приветствия. Если же мы по костюму узнаем, что нашим собеседником, допустим, является узбек, то информация о его национальной принадлежности пришла к нам по визуальному каналу (зрительному), а не по визуально-вербальному, поскольку словесной информации о его национальности ничего не сообщалось.


К структуре коммуникативного акта можно подойти по-разному, в данном конкретном случае она будет охарактеризована посредством выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: интерактивной, коммуникативной, перцептивной. Следовательно, схематическая структура общения будет представлена следующим образом:

Коммуникативная сторона общения заключена в обмене информацией между контактирующими людьми. Интерактивная сторона заключена в организации взаимодействия между контактирующими (обмен действиями). Перцептивная сторона коммуникативного акта означает процесс познания и восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установления на этом этапе взаимопонимания.

Употребление данных терминов условно, иногда в схожем смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - аффективно-коммуникативную, информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную.

Тема общения как взаимодействия является злободневной, в силу того, что она еще не до конца изучена. Данному вопросу посвящено множество различных научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь все тайны коммуникативного акта как процесса взаимодействия.

Цель данной работы:  изучение общения как взаимодействие.

Задачи исследования:

- Определить понятие «Общение»;

- Рассмотреть основы общения;

- Изучить общение как процесс взаимодействия.

1. Психология общения

1.1. Понятие общения в психологии

Общение выступает в форме деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. В общении взаимный обмен эмоциями обеспечивает психический контакт. Он же определяет общение как двустороннюю активность, взаимную связь между людьми.

Общение является достаточно сложным и весьма многоплановым процессом развития и установления связей и контактов между людьми. И нередко оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин полагает, что данный процесс может выступать одновременно с процессом взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимоотношение людей, и как процесс их взаимного влияния оказываемого друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Трактовка Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание природы коммуникативного акта, его деятельную и многофункциональность природу.[1,с.88]


Внимание ученых (социологов, философов, психологов) к явлению общения настолько велико, что анализ проблем коммуникации осложняется обилием трактовок, как самого термина «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических явлений, таких как восприятие, взаимодействие, взаимоотношения.

Так, А.С. Золотнякова под общением понимала личностно- и социально- ориентированный процесс, в котором реализовываются не только субъективные взаимоотношения, но и установки на социальные нормы. Для нее коммуникативный акт выступал в качестве коммуникативно-регулятивного процесса, в котором осуществлялась передача общественных ценностей с синхронным регулированием их усвоения общественной системой. В ПР подобная интерпретация просматривается через осуществление коммуникативно-регуляционной функции на уровне отношений общественности и организации.[2,с.134]

В определении термина «общение», анализируемого в работах А.А. Бодалева, процесс общения интерпретируется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения ПР: «взаимодействие людей, содержанием которого выступает обмен информацией посредством всевозможных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».[2,с.203]

Соавторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в коммуникативном акте видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая данный феномен только непосредственным контактом между субъектами коммуникативного акта. Тем не менее, как процесс взаимодействия общение гораздо шире. Так, А.А. Леонтьев понимал под общением «социальный феномен», субъекта которого «необходимо подвергать анализу не изолированно. Социален и сам процесс человеческой активности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная активность»; вне… общественных взаимоотношений, человеческая деятельность вообще не возможна». В то же время он полагал, что общение является «всякой деятельностью индивида». С данной точкой зрения согласны многие авторы. Так, к примеру, В.Н. Панферов полагал, что «всякая человеческая активность невозможна без общения». Разделяя точку зрения, что общение выступает в качестве процесса взаимодействия, он подчеркивал, что процесс коммуникации необходим «для установления взаимодействия, успешного для процесса деятельности».[3,с.23]

В свою же очередь «общение как вид человеческой активности» и «общение как взаимодействие», определяемые А.А. Леонтьевым как вид совместной деятельности, ближе к взглядам Л.И. Анциферовой, Г.М. Андреевой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой активности стало общение. Природа общения заключена в самой материальной жизнедеятельности людей, коммуникативный акт же и есть реализация всей системы взаимоотношений человека. Здесь важно отметить, что в реальном акте коммуникации даны не только межличностные взаимоотношения людей, т.е. определяются не только их привязанности в эмоциональном смысле, но в ткань общения воплощаются и коллективные, т.е. безличные по своей сути взаимоотношения.[3,с.130]


Следовательно, в социально-психологической литературе выработалась определенная позиция, сообразно с которой за изначальную точку понимания и осмысления других социально-психологических явлений как восприятие (социальная перцепция), взаимодействие, взаимоотношения принимается общение.

Тем не менее, наличествует и иная точка зрения, которая сводит главный вопрос социальной психологии в другую научную плоскость, т.е. именно взаимодействие следует принимать за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеназванного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет».

«Взаимодействие - это процесс опосредованного или непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную связь и обусловленность. Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из контактирующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противолежащей стороны, что определяет становление объектов и их структур».[2,с.77]

В данной работе раскрывается сущность другого подхода к осмыслению и пониманию каждого из перечисленных ранее социально-психологических явлений. Раскрывая социологические и философские основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала зарождается взаимодействие, а потом уже как его следствие психологические и общественные взаимоотношения между людьми. И именно это отвечает реальности. «Психологические отношения являются результатом прямого контакта между определенными людьми, наделенными конкретными особенностями, способными выражать свои антипатии и симпатии, переживать и осознавать их. Они насыщены чувствами и эмоциональными проявлениями, т.е. выражением и переживанием индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными группами и людьми». (При этом автор делает важное замечание, говоря, что при анализе и описании естественного взаимодействия субъектов понятие социальной роли является первостепенным). Таким образом, психологические (общественные) взаимоотношения и взаимодействие лежат в основе исходного и истинного понимания всех других психологических явлений. Однако «надлежит немного оговориться, - пишет автор, - а вернее всегда помнить, что сами психологические (общественные) взаимоотношения и взаимодействия могут быть адекватно интерпретированы через призму взаимного влияния и восприятия людей друг на друга, характер взаимодействия между ними. Психологические (общественные) взаимоотношения, взаимодействие, восприятие людьми друг друга, обоюдное их взаимовлияние, коммуникативный акт между ними – это однонаправленные, но, в то же время, разноуровневые явления, которые неотделимы друг от друга. «Взаимодействие и психологические взаимоотношения могут проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и акта коммуникации между ними».[4,с.138]


Предметное поле коммуникативного акта подробно показывает выбранную нами диалогическую методологию социальной психики - продукта межсубъектных взаимоотношений, вырабатывающейся в общении как одной из форм взаимодействия социальных субъектов.[4,с.211]

Продолжая разбор разнообразных подходов к феномену общения, следует сказать, что данную проблему изучали и философы. «С философской точки зрения, - пишет В.М. Соковнин, - общение выступает в качестве возникшей на определенной ступени жизни формы передачи информации, включенной в трудовую активность и являющейся ее необходимой стороной. Это также форма коллективных взаимоотношений и социальная форма коллективного сознания». Б.Д. Парыгин считал, что общение является важным условием существования личности и ее социального развития. Л.П. Буева делит влияние общения на поведенческие формы деятельности. М.Е. Каган определял общение как форму взаимоотношений для достижения общности действующих субъектов их индивидуальными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Из всего этого изобилия интерпретаций общения можно выделить следующие:

1) общение выступает в качестве вида самостоятельной человеческой активности;

2) общение может входить в иную активность в статусе ее структурных составляющих;

3) общение - форма взаимодействия людей.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) под общением понимают и коммуникативную деятельность. Немаловажную роль здесь сыграла созданная в начале века Дж. Мидом теория «ролевого поведения», а во Франции - учение П. Жане, который противопоставил классическому для психологии исследованию «процессов сознания и поведения у отдельных индивидов» исследование психологических механизмов их активности, развертывающейся «в условиях взаимного сотрудничества между людьми», то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало течение, называемое «интеракционистской ориентацией». Исходным пунктом для него был не сам субъект коммуникации, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое осмысливается как «система коммуникаций и межличностное взаимоотношение». Однобокость данной точки зрения была в свое время подвергнута критической оценке со стороны представителей отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность общественных взаимоотношений сводится ими к межличностной интеракции.[5,с.139]

«Согласие определяется посредством взаимного принятия ролей. Когда появляется согласие, совершается взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников. Результатом коммуникации является не просто изменение поведения или установок слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение обусловленной степени согласия».[6,с.179]