Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Методы эмоционального реагирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый вид активности – это реактивное поведение человека, для его описания можно использовать известную формулу S → R. В основе реактивности лежат ответные реакции человека на внешние воздействия; действия человека в этом случае зависят от силы воздействия и отчасти от его внутреннего состояния. Сознание, если и фиксирует данное поведение, то только после того как воздействие оказало влияние, и в меру его интенсивности или значимости для человека. Особенности данного вида активности откладывают отпечаток на эмоциональные проявления. В реактивном поведении более представлены те модальности эмоций, которые В. Вундтом были охарактеризованы одним из двухполюсных параметров: удовольствием–неудовольствием.

Другой вид активности человека – это импульсивное поведение, которое определяется формирующимися в организме и психике напряженностями. Если средство, необходимое для снятия напряжения, является легкодоступным для человека, тогда поведение мало чем отличается от реактивного. Сознанием также фиксируется данное поведение в меру интенсивности проявления. Если же при возникновении напряженности для ее разрядки нужно прилагать дополнительные усилия, тогда поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев приобретает форму деятельности. В эмоциональной сфере при импульсивном поведении обнаруживают себя два других двухполюсных параметра эмоций: возбуждение–успокоение, напряжение–разрешение.

И последний вид активности, выделенный А.К. Осницким, – деятельно организованное поведение. Здесь мы имеем дело с принципиально другим видом активности, который не укладывается в формулу S → R, то есть не может рассматриваться как реактивное, не совпадает оно и с инстинктивным поведением. Деятельно организованное поведение является целенаправленным, осознанным, регулируемым человеком и, что самое главное, исходно проектируемым даже при повторении. Феноменология сознания в этом случае уподобляется экспериментальной площадке, на которой проигрываются возможности реализации замысла человека. Эмоции, возникающие непосредственно или хранящиеся в памяти, в деятельно организованном поведении выполняют функцию информационного обеспечения процесса принятия решения, принимают участие в регуляции действий, приводящих в совокупности к проектируемым преобразованиям. Эмоции участвуют также в формировании преднастроек к тем или иным действиям, составляющим более сложную деятельность.


Таким образом, следует учитывать возможные изменения в эмоциональных проявлениях при переходе от одного вида активности к другому. Практически не изученной является область эмоциональных проявлений, возникающих как конфликт между разными уровнями организации поведения: реактивной, импульсивной и деятельностной.

По мнению Осницкого и Филиповой, приблизиться к решению проблемы вклада эмоций в регуляцию активности человека поможет, во-первых, разграничение анализа эмоциональных проявлений в реактивном, импульсивном и деятельно организованном поведении и, во-вторых, изучение взаимосвязи эмоциональных проявлений с особенностями осознанной регуляции активности, связанной с регуляцией деятельности и тех видов импульсивно порождаемого поведения, которое по ходу реализации переходит в деятельно организованное.

Они писали, что: "эмоция в системе психических процессов представляет собой реакцию человека на значимые события во взаимодействии с окружением, участвует в организации, регуляции и осуществлении деятельности и поведения". Это влияние эмоций на деятельность и поведение заметнее, потому что сразу же обнаруживается отношение человека к происходящему. Иными словами: за эмоциями всегда стоит отношение человека к тому, что происходит с ним и к тому, что ему делать в следующий момент.

Таким образом можно заключить что эмоции обнаруживают себя в самых разных видах активности, являясь ее составляющими. Они определяет согласование общей направленности активности субъекта с теми значениями и смыслами, которые для него приобретают воспринимаемые объекты и ситуации.

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:

  • импрессивный;
  • физиологический;
  • экспрессивный внутреннее переживание

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.


Для изучения эмоциональной составляющей невербальной

коммуникации у детей подросткового возраста используется

методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального

поведения личности".

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления. В связи с этим я опускаю его рассмотрение и перехожу к двум внешне регистрируемым компонентам: физиологическому и экспрессивному.

2.1. Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким как например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу. Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.

Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого "детектором лжи". К сожалению данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так например сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.

Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.


Как я уже писал выше в своей теории У. Джеймс и Г. Ланге считали, что эмоция невозможна без физиологического изменения. Уильям Джеймс особый упор делал на интенсивность физиологического эмоционального реагирования, ставя чуть ли не в прямо пропорциональную зависимость переживание самой эмоции.

Девид Лайкен писал об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. Так при эмоциях стенического типа выделяется адреналин, а при эмоциях астенического типа - норадреналин.

А.К. Попов показал. Что физиологические проявления при предъявлении приятного звука, в отличие от их проявления при предъявлении неприятного звука, были менее четки и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены и при внушении человеку под гипнозом приятных и неприятных сновидений. К такому выводу также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой.

Как уже отмечалось, эмоции субъективны и способны вызывать разные физиологические реакции. Так у одного человека стресс вызывает увеличение ЧСС, у другого повышение давления, а у ребенка аффективные респираторные судороги.

Направленность изменения электрических потенциалов мозга также зависит от знака эмоционального реагирования.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

2.2. Экспрессивный элемент эмоционального реагирования

В порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голоса. К экспрессивному компоненту эмоционального реагирования относят:

речевые средства;

мимические средства;

пантомимические средства;

жестикуляционные средства

внимание к своей внешности;

Гросс и Джон обнаружили, что существует несколько аспектов эмоциональной экспрессивности. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях удалось установить три аспекта:

силу внутренних эмоциональных реакций,

степень выражения позитивных эмоций,


степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от характеристик эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже, определяются и характеристики выраженности экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций проявляет себя еще во внутриутробном развитии.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

2.3. Мимические методы экспрессии

Человеческое лицо обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки. В этом Леонардо да Винчи особую роль придавал бровям и рту. Лев Николаевич Толстой описывал около сотни оттенков улыбки и чуть меньше выражений глаз, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.

На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского оказывают влияние такие факторы как:

  • врожденные мимические схемы, которые соответствуют определённым эмоциональным состояниям;
  • приобретённые способы заучивания, которые произвольно контролируемы;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду.

Уже у десятимесячного ребёнка появляются различия в улыбках. С возрастом это различие увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения "выражения лица" имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию.

П. Экман вместе с К. Изардом описали мимические признаки первичных эмоций, таких как радость, горе, отвращение, презрение, удивление, гнев и страх. В результате они выделили три автономные зоны лица:

  • область лба и бровей,
  • область глаз (глаза, веки, основание носа),
  • нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).

Их исследования позволили разработать своеобразные "формулы" мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировали фотоэталоны мимических выражений эмоций.