Файл: Теоретические аспекты управления организационной культурой.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления организационной культурой
1.1. Организационная культура: понятие и сущность
1.2. Элементы организационной культуры
1.3. Формирование и поддержание организационной культуры организации
2. Анализ организационной культуры ООО РА «Актив Экспо»
2.1. Общая характеристика ООО РА «Актив Экспо»
2.2. Оценка состояния и проблем развития организационной культуры ООО РА «Актив Экспо»
3. Разработка рекомендаций по улучшению организационной культуры ООО РА «Актив Экспо»
3.1. Мероприятия по развитию и поддержанию организационной культуры в ООО «РА «Актив Экспо»
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий
3. Разработка рекомендаций по улучшению организационной культуры ООО РА «Актив Экспо»
3.1. Мероприятия по развитию и поддержанию организационной культуры в ООО «РА «Актив Экспо»
В свете выявленных проблем в деятельности организации, а именно:
- сложности в процессе приятия и качестве решений;
- неэффективная мотивация, несовершенный морально-психологический и соответственно коммуникационный климат в организации;
- отсутствие командной работы,
автором предлагается направить усилия директора и членов коллектива на повышение эффективности коммуникационного процесса, акцентированного на следующих моментах:
- повышение «командного духа» и лояльности членов коллектива;
- поиск новых методов принятия качественных решений;
- усовершенствование морально-психологического климата в коллективе организации.
Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинг по взаимодействию в организации.
Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- получить удовольствие от совместной работы.
Участники: члены коллектива «РА «Актив Экспо».
Время проведения: около 6 часов.
Структура тренинга включает в себя три блока (рис. 10).
Рис. 10. Структура тренинга по командообразованию
В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.
Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.
Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Такие мероприятия необходимо проводить, пока команда Организации не станет «зрелой», т.е.:
- все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
- умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
- организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
- в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
- развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
- созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
- команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
- отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Для сравнения ситуации до тренинга и после него предлагается анкета, представленная в Приложении Г.
Уверены, что такого рода мероприятия добавят энергии коллективу Организации для более эффективного выполнения своих функций, тем самым повысится эффективность процесса формирования адекватной организационной культуры.
Формирование лояльности персонала - одна из ключевых задач директора. Основные используемые при этом инструменты показаны в табл. 4.
Таблица 4
Инструменты формирования лояльности коллектива
Инструмент |
Описание инструмента |
Информирование и вовлечение |
Необходимо начать с опроса персонала о том, как повысить качество выполняемых задач. Обычно, большая их результатов учитывается при разработке стандартов работы. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко. |
Командообразующие мероприятия |
Тренинги (выше). |
Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования |
Введение новой прозрачной системы оплаты труда резко повысит лояльность персонала. Этому способствует и борьба со слухами и сплетнями, которая сама по себе выступает отдельным, самым сложным видом работы по формированию лояльности. |
Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом |
Одним из способов ее повышения является разъяснение сотрудникам их нового социального статуса, который они приобрели путем освоения навыков работы и описание получаемых при этом преимуществ. Также можно показать документальный фильм об иностранном опыте работы с тем, чтобы люди поняли: инновации помогут приблизить условия труда к европейским нормам. |
Улучшение условий работы |
Смена мебели в комнате персонала на более комфортную, организация питания, проезда - все это влияет на общее психологическое состояние сотрудника, а значит, и на его желание работать. |
Учет возможной нелояльности при подборе персонала |
Можно начать использовать блок методик, направленных на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности мотивации, что в результате позволит Организации сформировать команду членов, склонных к лояльному поведению. |
Для решения проблем организации по оперативному решению проблем и задач (эффективному принятию решений) предлагается следующее мероприятие: тактическое планирование по сферам ответственности.
Суть такого планирования заключается в том, что помимо участия в решении общих и частных вопросов на совещаниях, члены коллектива путем, например, мозгового штурма проводят поиск оптимальных решений по повышению эффективности работы. К такому виду совещания могут быть привлечены или все члены коллектива, или те, которые более всего разбираются в анализируемой проблеме (в зависимости от проблемы).
Мозговой штурм – все еще редко применяющийся метод в российских организациях, где все построено на жесткой иерархии. С учетом, что руководитель придерживается демократического стиля управления, как было выяснено в результате интервьюирования сотрудников организации (Приложение Д и Е), а сам метод подтвердил свою эффективность, то считаем его внедрение возможным в исследуемом заведении.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) включает в себя два этапа:
1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.
2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.
Суть метода - в отделении процесса генерации идей от их анализа и отбора. Проводить такое мероприятие рекомендуется в свободное от основной работы время не реже, чем раз в полгода или по мере возникновения проблемы.
Форма плана-отчета представлена в табл. 5.
Таблица 5
Образец формы для формирования тактического плана путем мозгового штурма
Срок действия плана |
||||
Мероприятие |
Описание мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
Необходимо также придерживаться следующих правил при составлении такого плана:
- основной упор необходимо сделать на достижении целей предприятия;
- запрещается переходить на открытую критику деятельности конкретных сотрудников предприятия;
- планы не должны быть многословны, необходимо выдержать принципы целеполагания: реалистичность, достижимость, эффективность.
Повышение эффективности коммуникаций также положительно отразится на эффективности деятельности предприятия. Назовем факторы, положительно влияющие на формирование организационной культуры (рис. 11).
Рис. 11. Пути решения проблем коммуникаций в ООО «РА «Актив Экспо»
Также, предлагается организованная доставка сотрудников на предприятие. Данная услуга обеспечивает ряд преимуществ. Например, коллективу не придется ждать транспорт на улице в плохую погоду, рискуя простудиться. Также можно быть уверенными, что все попадут на рабочие места вовремя.
В больших городах услуга по доставке сотрудников к месту работы пользуется все большим спросом. После такой поездки люди прибывают в организацию полными сил и готовыми к активной деятельности. Каждый начальник только выиграет от этого. Чтобы подобные перевозки приносили пользу предприятию, следует обращаться в компании с безупречной репутацией. Там предложат качественные транспортные средства и квалифицированных водителей.
Согласно анализа данных о месте жительства сотрудников, для нашего предприятия достаточно 1 микроавтобуса на 12 посадочных мест.
На основании изучения поиска возможных решений предлагаются следующие мероприятия по непосредственному формированию организационной культуры (табл. 6).
Таблица 6
Мероприятия по развитию организационной культуры
№ п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
1 |
Организация бесплатных обедов |
Все рабочие дни |
2 |
Абонементы в тренажерный зал |
Каждые вторник и четверг |
3 |
Обучение английскому языку |
Каждую пятницу |
4 |
Празднование Нового Года |
В канун Нового Года |
5 |
Изготовление фирменных кружек |
23.10.2018г. в День рекламщика |
6 |
Приобретение «школьных» наборов для детей сотрудников |
20-25.08.2018г. |
7 |
Надбавка 1% от годового фонда оплаты труда по результатам аттестации |
В канун Нового Года |
Благодаря внедрению описанных мероприятий, формирование организационной культуры организации будет иметь значительное влияние и на эффективность деятельности всего предприятия.
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий
Авторский расчет экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию системы стимулирования в коллективе ООО «РА «Актив Экспо» показан в табл. 7. Расчет приводится для 20 человек - непосредственно работающих с клиентами.
Правильно организованные мероприятия дают «РА «Актив Экспо» возможность получить дополнительную чистую прибыль 7736,9 тыс. руб. (8874,1-1137,2) вследствие внедрения мероприятий в таблице.
Таблица 7
Эффективность мер по корректировке организационной культуры в рамках повышения уровня организационной культуры на 2018г.
№ п/п |
Мероприятие |
Стоимость организации, тыс. руб. |
Эффект |
1 |
Организация обедов |
20 сотр.*45руб. (1 обед)*24 раб.дня *12мес. = 259,2 |
Повышение производительности труда. Прибыль от реализации услуг повысится на 10% (прогноз автора), т.е. эффект составит 55827*1,10-55827 = 5582,7 тыс. руб. |
2 |
Конкурс и премия «Работник месяца» по отделам |
5,0*3 отдела*12 = 180,0 |
|
3 |
Празднование Нового Года |
20сотр.*1500руб. + 20сотр.*300руб.(подарки) = 36,0 |
|
4 |
Абонементы на массаж (по мед.справкам) |
20 сотр.*0,3 (30% со справками)*750руб.(1 абон.) * 12мес.= 54,0 |
Получая услуги массажа, сотрудники меньше будут болеть. В среднем болеет 3 чел. в месяц (в теч. недели) и им нужно находить временную замену, т.е. экономия за год не менее = 3*12,5*12 = 450,0 тыс. руб. |
5 |
Изготовление фирменных кружек |
20сотр.*150руб. = 3,0 |
Чувство работы в команде, ощущение единства, высокая организационная культура, новые стимулы к работе. |
6 |
Приобретение «школьных» наборов для детей сотрудников |
20сотр.*500руб. = 10,0 |
Экономия семейного бюджета, чувство заботливости менеджмента повышает мотивацию сотрудников к труду. |
7 |
Надбавка 1% за каждый год работы |
Максимальный беспрерывный стаж - 10 лет, в т.ч. 1 чел. - 10 лет; 3 чел. - 9 лет; 5 чел. - 7 лет; 7 чел. - 5 лет; 4 чел. - 3 года и менее. Средняя зарплата - 25000руб. Надбавка = 25000*0,01*(1чел.*10+3*9+5*7+7*5+4*3)*20 чел. = 595,0 |
Денежное стимулирование всегда напрямую действует на производительность труда. Прогноз автора - 5% рост, т.е. эффект составит 55827*1,05-55827 = 2791,4 тыс. руб. Кроме того, удерживает кадры (1 чел.), т.е. экономия на поиске и обучении новых специалистов 3 мес.- 50,0 тыс. руб. |
Итого, тыс. руб. |
1137,2 |
8874,1 |