Файл: Учетная политика организации, ее порядок разработки для целей управленческого учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Учетная политика организации

1.1. Понятие учетной политики

1.2. Цели и задачи учетной политики

2. Требования к формированию учетной политики

3. Сроки утверждения учетной политики

4. Налоговая учетная политика

4.1. Содержание налоговой учетной политики. Способ расчета налога на прибыль в учетной политике

4.2. НДС в учетной политике для целей налогообложения

4.3. Способы списания ТМЦ для целей налогообложения

4.4. Определение способа начисления амортизации для целей налогообложения

4.5. Тарифы страховых взносов в учетной политике

5. Бухгалтерская учетная политика

5.1. Содержание бухгалтерской учетной политики

5.2. Определение существенности в учетной политике

5.3. Основные средства и товарно-материальные ценности в бухгалтерской учетной политике

5.4. Правила проведения инвентаризации в учетной политике

5.5. Учет кассовых операций в учетной политике

5.6. Порядок признания расходов в учетной политике

5.7. Формирование резервов в бухгалтерском учете

5.8. Порядок выдачи подотчетных сумм в учетной политике

6. Изменения в учетной политике организации

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Введение

Учетная политика – это неотъемлемая часть учета хозяйственной деятельности любого экономического субъекта. В зависимости от прописанных в ней правил ведения учета предприятие оформляет первичные документы, принимает к учету доходы и расходы, формирует резервы.

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложена обязанность ведения бухучета. Утверждается данный документ руководителем экономического субъекта не позднее 31 декабря года, предшествующего началу действия документа.

Одновременно с учетной политикой утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также способы их оценки.

Учетная политика необходима как для целей налогового, так и бухгалтерского учета. Так как для каждого налога имеет свои особенности порядок учета отдельных видов доходов, расходов, имущества и обязательств организации.

Немаловажную роль играет и то, что в данном документе закреплены способы и методы ведения бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с требованиями действующего законодательства, учитывающие особенности осуществления деятельности конкретной организации и призванные оптимизировать работу бухгалтера и сократить число возникающих учетно-налоговых вопросов и ошибок.

Грамотно составленная учетная политика помогает избежать ошибок в ведении налогового и бухгалтерского учета и претензий со стороны налоговых органов.

1. Учетная политика организации

1.1. Понятие учетной политики

Учетная политика – это совокупность выбранных организацией методов ведения бухгалтерского и налогового учета. В ней отмечают положения, касающиеся случаев, когда для учета применима много вариантность. Например, есть несколько способов учета того или иного объекта, и организация вправе выбирать наиболее удобный для нее. Кроме того, законодательство не всегда однозначно дает ответ на вопросы, возникающие перед бухгалтерами, в связи с чем, приходится разрабатывать недостающие правила учета самостоятельно и фиксировать их в учетной политике.

Изучая понятие учетной политики, следует иметь ввиду следующие немаловажные моменты. Подтверждением данных налогового учета являются:


  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Учетную политику для целей налогообложения составляют все без исключения организации, независимо от размера и организационно правовой формы. Как правило это первый документ, который требуют налоговые инспекторы в ходе выездной проверки. Предоставлять же учетную политику в налоговый орган самостоятельно налоговое законодательство требования не содержит.

1.2. Цели и задачи учетной политики

Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, далее ПБУ 1/2008].

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

  • способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • способы погашения стоимости активов;
  • организация документооборота;
  • порядок инвентаризации;
  • система используемых счетов бухгалтерского учета;
  • система регистров бухгалтерского учета;
  • способы обработки информации.

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика для целей налогообложения должна обеспечивать получение данных налогового учета, которые отражают:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков) подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета [Касьянова Г. Ю. Налоговый учет: просто о сложном М: АБАК 2011], в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

2. Требования к формированию учетной политики

Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики предполагаются следующие допущения: допущение имущественной обособленности, допущение непрерывности деятельности, допущение последовательности применения учетной политики, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с допущением имущественной обособленности активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

В соответствии с допущением непрерывности деятельности организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

В соответствии с допущением последовательности применения учетной политики принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного года к другому.

В соответствии с допущением определенности фактов хозяйственной деятельности факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Помимо установленных допущений к учетной политике предъявляются еще и вполне определенные требования [п. 6 ПБУ 1/2008]: требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.

В соответствии с требованием полноты учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Выполнение этого требования достигается в процессе организации системы документооборота.


Выполнение требования своевременности подразумевает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, благодаря четкому составлению первичных учетных документов в соответствии с требованиями закона о бухгалтерском учете и своевременному отражению их в бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания [п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее Закон № 402-ФЗ].

Выполнение требования осмотрительности предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности следует производить исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Данное требование обусловлено тем, что зачастую и бухгалтерский и налоговый учет строятся наоборот, исходя из правовой оценки произошедших событий (переход права собственности, условия заключенного договора и т. д.). Именно на этом нарушении требований ПБУ 1/2008 строятся многие налоговые схемы, когда ради минимизации платежей в бюджет происходит подмена одного договора другим.

В соответствии с требованием непротиворечивости в бухгалтерском учете неукоснительно соблюдается тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Требование рациональности подразумевает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Это достигается обоснованным разделением расходов на прямые и косвенные, возможностью для малых предприятий вести учет по упрощенным формам, использованием оптимального количества счетов и субсчетов.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами по бухгалтерскому учету [п. 7 ПБУ 1/2008]. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. Аналогичный порядок применяется и при разработке учетной политики для целей налогообложения.


Однако следует отметить, что в ряде случаев Положениями по бухгалтерскому учету предписано отражать в учетной политике и способы бухгалтерского учета, по которым не представлены варианты выбора, то есть можно применять только один установленный законодательством вариант.

3. Сроки утверждения учетной политики

После того, как организация зарегистрировалась, утвердить учетную политику предприятия по бухучету нужно в течение 90 дней [абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008]. Налоговую учетную политику вновь созданным организациям (предпринимателям) нужно утвердить не позднее окончания первого налогового периода после госрегистрации [абз. 4 п. 12 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, далее НК РФ].

Чтобы учетная политика начала действовать с 1 января 2017 г., ее следует утвердить приказом руководителя (Приложение № 1), датированным не позднее 31 декабря 2016 г. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения [п. 9 ПБУ 1/2008]. За отсутствие учетной политики налоговые инспекторы могут оштрафовать во время проверки на 200 руб. Штраф небольшой, но при отсутствии учетной политики, могут возникнуть и более серьезные налоговые последствия. Ведь документ нужен, чтобы выбрать способ ведения учета в ситуациях, когда возможны варианты. Например, НК РФ предусматривает несколько методов оценки купленного сырья и материалов. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом или распоряжением руководителя экономического субъекта).

Особое внимание следует обратить на то, что при разработке учетной политики следует руководствоваться документами, действующими (вступившими в силу на момент утверждения ученой политики. Например, если изменения в НК РФ вступают в силу в январе 2017 г., то не допускается отражать соответствующие способы и методы учета для целей налогообложения в учетной политике на 2017 год, утверждаемой 31 декабря 2016 г. В этом случае следует внести соответствующие изменения уже в 2017 году, и эти изменения будут распространяться на весь 2017 год.

4. Налоговая учетная политика