Файл: Учетная политика организации, ее порядок разработки для целей управленческого учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Учетная политика организации

1.1. Понятие учетной политики

1.2. Цели и задачи учетной политики

2. Требования к формированию учетной политики

3. Сроки утверждения учетной политики

4. Налоговая учетная политика

4.1. Содержание налоговой учетной политики. Способ расчета налога на прибыль в учетной политике

4.2. НДС в учетной политике для целей налогообложения

4.3. Способы списания ТМЦ для целей налогообложения

4.4. Определение способа начисления амортизации для целей налогообложения

4.5. Тарифы страховых взносов в учетной политике

5. Бухгалтерская учетная политика

5.1. Содержание бухгалтерской учетной политики

5.2. Определение существенности в учетной политике

5.3. Основные средства и товарно-материальные ценности в бухгалтерской учетной политике

5.4. Правила проведения инвентаризации в учетной политике

5.5. Учет кассовых операций в учетной политике

5.6. Порядок признания расходов в учетной политике

5.7. Формирование резервов в бухгалтерском учете

5.8. Порядок выдачи подотчетных сумм в учетной политике

6. Изменения в учетной политике организации

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

5. Бухгалтерская учетная политика

5.1. Содержание бухгалтерской учетной политики

В учетной политике для целей бухгалтерского учета в обязательном порядке должно быть прописано следующее.

  1. Лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в организации.
  2. Способ ведения бухгалтерского учета: вручную или в бухгалтерской программе (указывается бухгалтерская программа).
  3. В каких единица ведется учет имущества, обязательств и хозяйственных операций: в рублях и копейках или в суммах, округленных до полных рублей.
  4. Сумма, которая признается существенной. Как правило – это сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период, составляет не менее определенного процента от общего итога данных.
  5. Лимит основных средств, порядок формирования их стоимости и способ начисления амортизации, а также порядок формирования стоимости прочих ТМЦ и правила их списания.
  6. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, с целью выявления расхождений между фактическим наличием объектов учета и данными регистров бухгалтерского учета. Порядок регистрации этих отклонений, счета, на которые следует относить недостачи и излишки, выявленные в ходе инвентаризации.
  7. При работе с наличными денежными средствами: порядок движения денежных средств, способы контроля, лимиты остатка денежных средств в кассе, ответственные лица.
  8. Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг).
  9. Порядок формирования резервов.
  10. Способы учета и списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
  11. Порядок выдачи подотчетных сумм.

5.2. Определение существенности в учетной политике

Определение существенности является не просто количественным значением, измеряемым как определенная доля в общем размере отдельного показателя, а совокупностью количественных и качественных факторов, позволяющих утверждать, что знание определенной информации может повлиять на решение собственников или других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.


Показатели об отдельных активах и обязательствах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае из существенности [п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее ПБУ 4/99] и, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации.

Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

В положении по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» 22/2010, утвержденном приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, далее ПБУ 22/2010 установлен порядок исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. При этом ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности [п. 3 ПБУ 22/2010].

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. При этом принимается во внимание влияние ошибки на все показатели, представленные в бухгалтерской отчетности за период, в котором были выявлены ошибки, в том числе показатели отчетного года и сравнительные показатели всех представленных в этой отчетности предыдущих периодов.

5.3. Основные средства и товарно-материальные ценности в бухгалтерской учетной политике

К основным средствам относятся: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств - это сумма всех фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление объекта. До принятия к учету все фактические затраты отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» без НДС. НДС, выделенный в счете-фактуре продавца отдельной суммой, учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и после принятия основных средств к учету подлежит к вычету из бюджета. Учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства», по дебету отражается первоначальная стоимость принятых к учету основных средств, по кредиту – стоимость выбывающих основных средств [Алавердова Т. П. Бухгалтерский отчет и отчетность Учебное пособие Москва, 2011].


Стоимость основных средств погашается организацией путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Таким образом стоимость объектов постепенно переносится на себестоимость продукции.

В учетной политике должен быть прописан один из следующих способов амортизации, выбранный организацией:

  • линейный;
  • списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • списание стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • способ уменьшаемого остатка.

Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счет 02 «Амортизация основных средств», по кредиту отражается начисление амортизации по принятым к учету основным средствам, по дебету – ее списание при выбытии основных средств.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта с кредита счета 01 «Основные средства». При выбытии основных средств используется активно-пассивный счет № 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету отражаются расходы, связанные с выбытием основных средств, по кредиту – доходы от выбытия основных средств.

К материально-производственным запасам для целей бухгалтерского учета относят следующие группы: сырье, материалы, инвентарь, готовая продукция, товары. Они принимаются к учету по фактической себестоимости [п. 5 ПБУ 5/01]. Определение фактической себестоимости зависит от того, каким образом МПЗ поступили в организацию. Они могут быть получены следующими способами: приобретены у других организаций за плату, изготовлены самой организацией, внесены в качестве вклада в уставный капитал, получены по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, получены безвозмездно. Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей организации предназначен активный счет № 10 «Материалы», по дебету отражается фактическая себестоимость оприходованных (поступивших) материалов, по кредиту – фактическая себестоимость израсходованных и выбывающих материалов.

При оприходовании материалов по дебету счета № 10 «Материалы» отражается их стоимость без НДС. НДС, начисленный в счете-фактуре продавца отдельной суммой, учитывается на активном счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и после принятия материалов к учету подлежит к вычету из учета.


При отпуске материалов в производство и на другие цели их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов [ПБУ 5/01]:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).

При выбытии материалов в учете используется счет № 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету отражаются расходы, связанные с выбытием материалов, по кредиту – доход от выбытия материалов.

5.4. Правила проведения инвентаризации в учетной политике

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств [Кондраков Н. Л. Бухгалтерский учет Москва: Инфра-М, 2002]. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В учетной политике прописываются сроки и обстоятельства проведения полной либо частичной амортизации, плановой либо внезапной. Полную и частичную инвентаризацию различают в зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства или материалы. Инвентаризации так же могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица (по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, требованию ревизоров, следственных и контрольных органов).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:


  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при приобретении государственного или муниципального предприятия;
  • перед составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (инвентаризация основных средств может проводиться один раз в 3 года);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Также в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Приказ о создании инвентаризационной комиссии является неотъемлемым приложением к учетной политике (Приложение №3).

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководителем предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счета бухгалтерского учета в следующем порядке. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.