Файл: Характеристика принципов бухгалтерского и финансового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, внедрение системы управленческого учета предполагает разделение обязанностей между финансовой и управленческой бухгалтерией, выделение центров ответственности, распределение полномочий между ответственными лицами, формирование учетной политики для целей управленческого учета и форм управленческой отчетности.

На начальном этапе необходимо определить конкретные задачи, которые предстоит решить с помощью управленческого учета. Проблемы каждой организации на определенных этапах развития бизнеса индивидуальны. Это могут проблемы с управлением затратами и оборотными средствами, контроля денежных потоков, дебиторской задолженности и повышение отдачи от вложенного капитала вплоть до планирования рациональной загрузки оборудования. В строгой зависимости от поставленных целей и задач будут очерчены контуры системы управленческого учета.

Создание финансовой структуры начинается с определения центров финансовой ответственности (ЦФО). К центрам финансовой ответственности можно отнести подразделения или направление бизнеса, где необходимым условием для эффективной деятельности является анализ и контроль доходов и расходов. Здесь надо сразу уточнить, что каждый образованный ЦФО является элементом системы управления организацией. Центром ответственности может быть бизнес-единица, структурное подразделение бизнес-единицы или отдельный сотрудник. Определение центров ответственности индивидуально для любой организации, в связи с тем, что каждая из них имеет свою организационную структуру и специфику построения бизнеса. Конкретный перечень центров ответственности может также зависеть от запросов собственников бизнеса к ведению управленческого учета.

При разработке учетной управленческой политики принимается во внимание наилучший мировой опыт, применительно к особенностям бизнеса конкретной организации. Кроме издания учетной управленческой политики, утверждения рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, порядка проведения инвентаризации, методов оценки активов и обязательств, правил документооборота, требуется создать пакет внутриорганизационных стандартов управленческого учета. В совокупности эти документы позволят внедрить учетную управленческую политику в процесс функционирования системы управленческого учета. Эти документы можно разделить на несколько групп.

К первой группе отнесем инструктивно-методическую документацию - это подробные руководства, которые глубже раскрывают учетную политику, носят инструктивный и обучающий характер. Они описывают хозяйственные операции с максимальной конкретикой: проводки, порядок расчета суммовых и количественных величин.


Во вторую группу входит нормативно-справочная документация, устанавливающая правила группировки однородных элементов информации, такие как различные справочники и классификаторы, структура и состав затратных и доходных статей, бюджетно-учетная структура.

Третья группа - документы регламентирующего характера, которые определяют регламенты, процедуры, устанавливают бизнес-процессы. В них описывается вся цепочка учетного процесса, назначаются ответственные, разграничиваются их функции, права и ответственность, оговариваются действия исполнителей при наступлении всех возможных, в том числе нестандартных событий.

К регламентирующим документам также относится и порядок документооборота в целях системы управленческого учета. Он устанавливает порядок приема-передачи и хранения первичной и отчетной документации, ее основные характеристики. При разработке внутрифирменных стандартов желательно детальное описание предмета учетных операций, нестандартных ситуаций, приведение примеров. Чем четче и подробней будет описан учетный процесс, тем меньше будет возникать проблемных ситуаций в процессе эксплуатации системы управленческого учета.

Задачи, решаемые при помощи управленческого учета, отражаются на объеме и содержании внутриорганизационных стандартов. Рычаги мотивации в сочетании с бюджетным управлением перерастают в систему контроллинга, являющиеся мощным современным инструментом эффективного управления бизнесом. В структуре организации учетная политика и стандарты управленческого учета должны иметь единый статус. Эти стандарты устанавливают порядок и принципы ведения учета применительно ко всем сегментам и видам деятельности с учетом их специфики, утверждаются руководством управляющей организации и являются обязательными к применению всеми формирующими организацию подразделениями. В ситуации, когда у организации нет единого понятия об объекте учета, используются различные методики оценки активов, применяются индивидуальные структуры затрат, учетная информация по структурным подразделениям становится несопоставимой, а значит снижается эффективность ее практического использования в управленческих целях.

Регистрация хозяйственных операций в управленческом учете может быть построена как с применением принципа двойной записи, так и с помощью фиксации информации в накопительных регистрах. Структура Плана счетов управленческого учета строится по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете. Управленческий план счетов можно использовать как инструмент для фиксации информации, которую в дальнейшем необходимо контролировать и анализировать в целях управления.


Выстраивая систему управленческого учета, внедряя и наращивая ее, важно четко определить показатели деятельности организации, отражаемые в системе, найти баланс между максимально возможной глубиной аналитики и издержками на ее учет. Аналитические срезы учета должны быть структурированы и закреплены в справочниках и классификаторах (см. табл. 2).

Таблица 2. Основные классификаторы и справочники системы управленческого учета

Справочники

Классификаторы

1.Справочник номенклатуры товаров, работ, услуг

1. Классификатор основных средств

2. Справочник статей затрат/выплат

2. Классификатор материалов

3. Справочник доходов/ поступлений

4.Справочник центров ответственности

5.Справочник контрагентов

Справочник номенклатуры зависит от специфики бизнеса организации. Это может быть номенклатурный вид продукции, заказы, проекты, объекты строительства и т. д. В общем случае, номенклатурная единица представляет собой продукт, по которому целесообразно калькулировать себестоимость, а также сопоставлять полученные доходы с понесенными расходами. Продукты в зависимости от характеризующих их признаков и преследуемых управленческим учетом целей можно объединять в группы.

При разработке справочников статей затрат/выплат и доходов/поступлений необходимо не только грамотно сформировать их структуру, но также дать исчерпывающие характеристики состава каждой статьи. В статью «прочие» будут отнесены статьи, которые не удастся идентифицировать по причине отсутствия соответствующих справочников. При постановке системы управленческого учета необходимо взвешенно подойти к разработке справочников центров ответственности расходов, доходов, прибыли, инвестиций. При построении справочника ЦО определиться с объемом информации, так как с одной стороны, излишняя подробность бесполезно усложнит учетные функции, а с другой - игнорирование детализацией не позволит контролировать деятельность того или иного работника. Одним из важных моментов является то, что необходимо также объективно учитывать возможность и главное, целесообразность разнесения затрат по этим ЦО. К каждому из разрабатываемых в организации справочников, а также к каждому его элементу могут добавляться подчиненные справочники, более детально характеризующие объект учета.

Очевидным является то, что создание пакета внутренних стандартов - это кропотливая, и в тоже время творческая работа, предъявляющая высокие требования к разработчикам системы как в части знания теории и методологии учета, так и в понимании бизнеса организации, а также задач, которые намерен решать менеджмент. Что касается учета расчетов с бюджетом, то его можно вести свернуто, без детализации. Достаточно выделить один счет, на котором будут накапливаться начисление, возмещение налогов и их уплата. Допускается упрощение учета доходов, расходов, обязательств и активов в нарушение канонов бухгалтерского учета.


Отличие учетных политик и других стандартов управленческого и бухгалтерского учета не является препятствием для устранения непродуктивного дублированного ввода информации. Современный уровень развития учетных программных платформ позволяет решить проблему дублированного ввода путем трансформации однократно введенного первичного документа в две независимые учетные базы, обрабатывающие и систематизирующие информацию по различным стандартам.

Заключение

В организации бухгалтерского учета важную роль играют общепринятые принципы, выражающие основные положения изучаемой теории. Принцип означает исходное, базовое положение науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Они могут быть закреплены в законодательном порядке или сформулированы и рекомендованы профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики учета, правовых прецедентов и хозяйственных традиций. Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета, помогают разрабатывать его стандарты в интересах пользователей финансовой отчетности. Первая попытка сформулировать принципы учета была предпринята в США в 1936 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров (ААА) начала разработку учетных стандартов. Их автором был Вильям Эндрю Патон (1889-1991).

В соответствии с Законом N 402-ФЗ организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета возложена на руководителя экономического субъекта.

Исключением из общего правила являются случаи, когда индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ - тогда они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные Законом N 402-ФЗ для руководителя экономического субъекта.

С 01.01.2013 руководители организаций, за исключением руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, не могут исполнять функции главного бухгалтера.

Список литературы

1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 672 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под. ред. В.Н. Стражева. - М.: Высшая школа, 2010. - 678 с.


3. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под. ред. В.И. Бариленко. -М.: Омега-Л, 2016. -414 с.

4. Артюшин, В.В. Финансовый анализ. Инструментарий практика: учебное пособие / В.В. Артюшин. - М.: Юнити - Дана, 2010. - 120 с.

5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра - М, 2016. - 215 с.

6. Бланк, И. А. Словарь-справочник финансового менеджера /И. А. Бланк. - М.: Словари бухгалтера и финансиста, 2010. - 643 с.

7. Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учебное пособие / В.В. Бочаров. - Питер, 2016.-240 с.

8. Брусов, П.Н. Механизм формирования оптимальной структуры капитала компании, отличный от предлагаемого традиционной теорией компромисса / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова // Финансы и кредит. - 2014. - № 21 (597).-с. 2-15.

9. Буряковский, В. В. Финансы предприятий. Учебник / В. В. Буряковский. - М., 2015.- 57 с.

10. Власова, М.С. Операционный, финансовый и налоговый леверидж: трактовка и соотношение / М.С. Власова, Л.Ю. Ласкина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 40 (226). - с. 35 - 44.

11. Гетьман, В.Г. Финансовый учет: учебник / В.Г. Гетьман. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 640 с.

12. Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: учебное пособие / Л.Т. Гиляровская, А.В. Ендовицкая. - М.: Юнити - Дана, 2016. - 159 с.

13. Гулюгина, Т.И. Критический анализ методов оптимизации структуры капитала предприятия / Т.И. Гулюкина // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2016. - № 2. - с. 284 - 287.

14. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум / под. ред. Е.Ф. Жукова, 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 430 с.

15. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент: учебник / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2016. - 470 с.

16. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Зеленкова, - 4-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2016. - 783 с.

17. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. - М.: Юнити - Дана, 2010. - 639 с.

18. Каджаева, М.Р. Банковские операции / М.Р. Каждаева, С.В. Дубровская. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 400 с.

19. Кириченко, Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т.В. Кириченко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 484 с.

20. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Фи-нансы и статистика, 2010. - 381 с.

21. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент /В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2016. -768с.

22. Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов /В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2016- 144с.