Файл: Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Количественная школа управления сформировалась в начале 50-х гг. XX века и успешно функционирует по настоящее время. Данная школа менеджмента дает понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также способствует развитию количественных методов для принятия сложных управленческих решений. Сгруппированные под общим названием «исследование операций» (operations research или OR), эти методы были разработаны и использованы впервые в военные годы для решения проблем управления поставками, управления противовоздушной обороной, управления войсками и т. д.

Главной характеристикой количественных методов является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа, методы сетевого планирования и др. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Теоретические основы этих методов были заложены российскими учеными Л. В. Канторовичем и В. В. Новожиловым, которые не только разработали методы количественного подхода, но и способствовали практике их применения.

Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т. д.

Безусловно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые близко приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.

Исследование операций - это прикладное направление кибернетики, которое используется для решения как организационных, так и экономических задач (распределение ресурсов, управление запасами, упорядочение и согласование и др.).


В настоящее время в связи с усложнением и развитием рынков подряда и сбыта готовой продукции, изменением условий инвестирования проектов, нестабильностью производства и периодическим возникновением новых целей возникла необходимость изменения существующих взаимосвязей между участниками инвестиционного цикла. Практика показала, что это возможно только путем интеграции отдельных видов деятельности для достижения конечных целей. Возникла необходимость приближения центров принятия решений в ходе инвестиционного цикла к уровням управления, определяющим содержание проблемы в целом, чтобы межстадийная координация была подчинена единой цели. Так было положено начало программно-целевому управлению, одним из видов которого является управление инвестиционными проектами.

Проект - ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов, а также специфической организацией. При этом понятие «отдельная система» означает целостность проекта и его разграничение с другими проектами, а также его неповторимость и новизну. Целенаправленное изменение означает, что система переводится из существующего состояния в желаемое, описываемое в терминах целей проекта [6]. Кроме того, проект состоит из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых операций, поэтому в процессе управления проектами возникает необходимость применения количественных методов.

В выполнении проектов, особенно сложных и крупных, участвует большое количество организаций: изыскательских, проектных, специализированных, производственных, поставщиков ресурсов и др., информационно - вычислительных систем. Собственно, развитие этих систем и создало условие для внедрения методов управления проектами.

Вопрос совершенствования управления с использованием интегрированных информационно-вычислительных систем управления проектами (ИИВ-СУП) составляет главную часть проблемы совершенствования системы управления инвестиционными проектам [45].

Задача состоит в том, чтобы информация регулярно поступала как на окружение проекта (о состояниях рынка и потенциальных возможностях конкурентов), так и от всех участников реализации проектов. ИИВСУП рассматривается как система тесно взаимосвязанных частей, взаимодействующих в динамической среде. Их взаимоувязка стала возможна с использованием математических методов и моделей.

В последнее время проблемная область управления операциями получила широкое развитие в связи с явной ориентированностью на решение прикладных задач бизнеса и промышленности, в том числе в области проектов. Менеджеры и руководители различных уровней успешно используют в своей практической деятельности инструментарий и методологию управления операциями для достижения максимального качества выпускаемого продукта при наличии строгих ресурсных ограничений. Такие параметры, как качество результатов, стоимость и сроки исполняемых контрактных работ, приобретают критическую актуальность и значимость особенно при использовании методов управления операциями и в связи с острыми проблемами взаимодействия в конкурентной среде.


Объектом исследования является ООО ТД «Индустрия 21 век».

Предмет исследования – количественные методы анализа в системе принятия управленческих решений.

Целью работы является изучение методики принятия управленческих решений и разработка рекомендаций по их использованию в деятельности организации.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены роль, значение и виды управленческих решений;

- изучены методика, процесс принятия решений, используемые в мировой практике, а также условия эффективности данных решений;

- дана характеристика изучаемого предприятия, его организационно-экономического состояния и финансово-хозяйственной деятельности;

- изучена существующая на данном предприятии система принятия управленческих решений;

- разработаны современные подходы к методике и организации принятия решений на предприятии и разработан комплекс мероприятий по повышению качества принимаемых решений;

- проведен анализ эффективности предложенных методов принятия управленческих решений.

Методологической базой исследования послужили общенаучные методы познания.

Информационную базу составили законодательные акты Российской Федерации, публикации в периодической печати и научных сборниках, внутренние положения и регламенты предприятий и корпораций, ООО ТД «Индустрия 21 век».

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы .

Глава 1. Теоретические и методические основы управленческих решений в системе менеджмента

1.1.Понятие количественных методов в управлении

Количественные методы исследований нацелены на получение количественной информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы [16]. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные. [2.C.65]


В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать на всю изучаемую совокупность. Исследования с использованием количественных методов - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов. [21.C.4]

Количественные методы можно охарактеризовать как «формализованные» или «массовые». Под формализацией понимается степень направленности методики на строгую фиксацию определенного набора переменных и их количественное измерение. Так, мы можем с помощью опроса выяснить предпочтения потребителей по поводу того, или иного продукта и выразить это в процентах. Характерной особенностью количественных методов является то, что исследуемые переменные заданы исследователем заранее, и отступление от них в процессе сбора данных невозможно.

Однако поскольку большинство частных показателей качества связаны между собой так, что повышение качества системы по одному показателю ведёт к понижению качества по другому, такая постановка была признана некорректной для большинства практически важных приложений. В самом деле, пусть система передачи информации оценивается по двум показателям: пропускной способности у1 и достоверности передачи данных y2. Известно, что повышение достоверности передачи данных связано с использованием служебной информации, которая приводит к снижению пропускной способности системы передачи [16]. Поэтому некорректно формулировать задачу одновременного повышения качества по обоим параметрам. [12.C.76]

Таким образом, наличие неоднородных связей между отдельными показателями сложных систем приводит к проблеме корректности критерия превосходства к необходимости идти на компромисс и выбирать для каждой характеристики не оптимальное значение, а меньшее, но такое, при котором и другие показатели тоже будут иметь приемлемые значения. [9]

Исследование и применение количественных методов в управлении направлены на:

  • разработку методов оптимального оценивания и прогнозирования нестационарных временных рядов со скачкообразными изменениями параметров и шоковыми возмущениями в случайные моменты времени;
  • проведение статистического анализа полученных алгоритмов с помощью математического моделирования;
  • применение разработанных методов для исследования реальных бизнес- процессов и наблюдаемых временных рядов в системах управления;
  • определение состава и значения показателей оценки состоятельности социально-экономических систем и инвестиционных проектов. [22.C.8]

Залог успеха любого исследования - его системность и комплексный подход к решению поставленных задач.

1.2. Технология разработки и принятия управленческого решения

Принятие управленческого решения, как и управление в целом - процесс, ибо это последовательность взаимосвязанных шагов. Процесс принятия решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов, имеющих между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный, циклический характер зависимости между этапами. [3.C.66]

В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определенные характером и спецификой деятельности, ее организационной структурой, системой коммуникаций.

Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. На основе ее анализа и практики работы предлагается перечень основных этапов процесса разработки и принятия управленческих решений, используемых любой организацией. [12.C.54]

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Все этапы сгруппированы в блоки в соответствии с технологической последовательностью и с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией.

Определение проблемы

Первый блок этапов разработки управленческого решения включает следующие этапы:

  1. выявление и определение управленческой проблемы;
  2. определение цели;
  3. сбор необходимой информации о проблеме;
  4. разработка оценочной системы;
  5. анализ ситуации;
  6. диагностика ситуации. [10.C.32]

Рассмотрим их более детально.

  1. Выявление и определение управленческой проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - ее выявление и определение. Выявление проблемы - процесс осознания, что существует вид проблемы. Существует два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, т.е. не случилось то, что должно было случиться. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность. [19.C.32] Например, активный поиск способов повышения эффективности работы организации или ее подразделений, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением.