Файл: «Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы состоит в том, что на сегодняшний день механизм обеспечения национальной безопасности России играет важную роль, поскольку в последнее время на Российскую Федерацию стало оказываться колоссальное давление со стороны иностранных государств в различных сферах деятельности. При этом существующая социально-экономическая обстановка в стране непростая с учетом введения некоторыми странами санкций в отношении РФ, ослабления национальной валюты, кризисных явлений на внешнем и внутреннем рынках, недостатка бюджетного финансирования и проблем обеспечения социальных и иных прав граждан, финансовых трудностей субъектов предпринимательской деятельности, сокращения доходов и покупательской способности юридических и физических лиц.

Цель работы заключается в изучении и анализе сущности и задач механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и регионах.

Цель работы определила следующие задач:

- дать понятие механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- установить значение и задачи функционирования системы обеспечения национальной безопасности;

- выявить структуру государственного механизма обеспечения национальной безопасности и раскрыть.

- определить роль граждан и общественных объединений в механизме обеспечения национальной безопасности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предметом настоящей работы являются нормы российского законодательства, регулирующие тему исследования.

Нормативной базой работы являются:

- Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности»,

- Указ Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации",

- а также другие нормативно-правовые акты.

Структура работы логически последовательна и способствует решению задач, которые поставленных автором контрольной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1 Понятие механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Проблема национальной безопасности государства имеет большое значение в контексте общего развития страны и реализации ее национальных интересов. Само понятие национальной безопасности в последнее время все чаще появляется на страницах информационных изданий, одновременно многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов разных сфер деятельности.

Анализ понятия «национальной безопасности» и направлений относительно его понимания обусловлен тем обстоятельством, что оно является базовым для формирования концепции национальной безопасности любого государства, а это является основным двигателем при определении политики национальной безопасности, основная функция которого возложена на определение главных интересов наций и осуществление руководства во время создание основных стратегий, касающихся сегодняшних и будущих угроз, а также возможностей их устранения. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы обеспечения национальной безопасности способствует методологическому обоснованию задач обеспечения национальной безопасности, в том числе и России.

Освещение основных аспектов данного вопроса позволяют раскрыть их тесная взаимосвязь с практикой, что дает ей возможность утвердиться в более точной системе теоретических знаний в области обеспечение государственной безопасности.

Проблема обеспечения безопасности всегда волновала человечество в процессе его цивилизационного развития. После двух мировых войн прекращения режима «холодной войны» не оправдали себя надежды относительно уменьшения количества угроз национальной и международной безопасности. Межгосударственные конфликты, террористические акты, угроза ядерной войны, чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают представлять большую опасность и в ХХ1 веке.

Перечень реальных и потенциальных угроз национальной и международной безопасности далеко не исчерпывается вышеприведенными примерами. При этих обстоятельств обеспечения национальных интересов любого государства мира предполагает адекватное реагирования на вызовы и угрозы современности, то есть проведение эффективной политики национальной безопасности.


Политика безопасности в общем виде может быть определена как деятельность субъектов политических отношений по обеспечению национальной и международной безопасности. Политика национальной безопасности в государственном измерении имеет внутреннегосударственный и внешнегосударственный направления.

Характер политики безопасности государства, ее направленность и методы осуществления в значительной мере зависят от понимания сущности национальной безопасности субъектами принятия управленческих решений.

На сегодня существует большое разнообразие определений национальной безопасности, и их авторы имеют собственные мнения и подходы по поводу трактовки данного понятие, в более узком или, наоборот, более широком смысле данного словосочетания.

Поэтому, по нашему мнению, целесообразно осветить хотя бы несколько из них, для раскрытия общей картины понимание данного термина. Таким образом, национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, что обеспечивает устойчивое развитие страны.

Под "механизмом" в словаре русского языка подразумевается система, устройство, которое определяет порядок какого-нибудь вида деятельности, в связи с чем, как указывает И.Б. Кардашова механизм обеспечения национальной безопасности - это система, которая определяет порядок деятельности судебной, исполнительной и законодательной властей, государственных, общественных и других объединений граждан и организаций по обеспечению безопасности государства.

В соответствии с указом Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" под системой обеспечения национальной безопасности подразумевается совокупность органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые осуществляют исполнение государственной политики в области обеспечения национальной безопасности при помощи, находящихся в их распоряжении инструментов.

На сегодня система обеспечения национальной безопасности России развивается в условиях совершенствования новой концепции национальной безопасности, а именно: безопасности государства, общества и личности. В любой стране она имеет присущие ей особенности, определяющиеся национальными интересами, национальной идеологией, историей развития, геополитическим положением, влияющими на структуру самой системы[1].


Следует отметить, что система обеспечения национальной безопасности состоит из двух составляющих элементов:

- государственной системы обеспечения национальной безопасности,

- общественной (негосударственной) системы обеспечения национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности России действует на основе правовых средств, так как лишь право может обеспечить ее согласованную и эффективную деятельность. Тем не менее, процесс этот несколько осложнен отсутствием основного понятийного аппарата национальной безопасности, поскольку в Федеральном законе "О безопасности" данного понятие нет. Он имеется только в подзаконном нормативном правовом акте, а именно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

1.2. Значение и задачи функционирования системы обеспечения национальной безопасности

Основное предназначение системы обеспечения национальной безопасности - это обеспечение национальной безопасности нашей страны, которая осуществляется посредством реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Все органы, которые образуют систему обеспечения национальной безопасности, выполняют задачи, возложенные на них законодательством для осуществления и обеспечения национальной безопасности. Для этого они осуществляют:

- прогноз, обнаружение, оценку и анализ угроз безопасности;

- Угрозы национальной безопасности - это совокупность фактов и условий, которые создают косвенную или прямую возможность причинения национальным интересам ущерба;

- установление важнейших направлений стратегического планирования и государственной политики в сфере обеспечения безопасности;

- правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности[2].

Данная задача играет существенную роль в рамках каждого из видов деятельности в рассматриваемой области. Многие функции государства в ходе их реализации облекается, так или иначе, в правовую форму. Осуществляется правовое регулирование, прежде всего, посредством реализации и разработки соответствующих нормативных правовых актов: федеральные конституционные законы, федеральные законы и система подзаконных актов. Включение в национальную систему права международно-правовых норм играет большую роль;


- разработку и употребление комплекса долговременных и оперативных мер по обнаружению, предотвращению и ликвидации угроз безопасности, нейтрализации и локализации последствий их проявления;

Применение и разработка комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления - вид деятельности, составляющий, собственно, сердцевину деятельности по обеспечению безопасности вообще. Эти меры разрабатываются на основе стратегического планирования, кратковременные же оперативные меры (например, карантин или оцепление (блокирование) района теракта, кратковременное оперативное внедрение и пр.) определяются исходя из обстановки, но порядок даже их применения устанавливается в нормативных актах;

- использование специальных экономических мер для обеспечения безопасности.

Такие меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющее угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающее права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности РФ и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан;

- разработку, внедрение и производство современной специальной и военной техники, видов вооружения, а также техники гражданского двойного назначения для обеспечения безопасности;

- организацию научной деятельности в сфере обеспечения безопасности[3].

Применение научных разработок в данной области возможно как на договорной основе (договоры НИР и ОКР), так и в рамках работы специализированных подразделений органов государственной власти. В частности, большой объем работы в данном направлении возложен на научный совет Совета Безопасности РФ;

- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов страны, органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности;

- международное сотрудничество для обеспечения безопасности;

- исполнение иных задач для обеспечения безопасности в соответствии с российским законодательством.