Файл: «Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Структура государственного механизма обеспечения национальной безопасности

Государственный механизм обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных органов, которые принимают непосредственное участие в процессе реализации и выработки решений в сфере национальной безопасности, которые можно дифференцировать на следующие группы:

- органы, основные функции которых связаны с управлением в сфере обеспечения национальной безопасности (президент и правительство страны);

- орган, специально образованный для обеспечения национальной безопасности (Совет Безопасности Российской Федерации);

- комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной Думе и по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

- органы, на которые возложены задачи по обнаружению и ликвидации внешних и внутренних угроз (органы судебной, исполнительной, законодательной властей)[4].

Основу государственной системы обеспечения национальной безопасности составляют органы судебной, исполнительной, законодательной власти, которые реализуют меры военного, экономического, политического, организационного, правового и другого характера, и которые направлены на обеспечение безопасности государства, общества и личности.

Самыми многочисленными субъектами обеспечения национальной безопасности являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию законов, решений, как президента, так и правительства страны в сфере национальной безопасности в рамках возложенных на них полномочий. Функциональная важность исполнительной власти в рассматриваемой сфере выражается в том, что она осуществляет наибольший объем правоприменительных полномочий в области национальной безопасности, так как в ее систему входят государственные органы, которые специально созданы для обеспечения национальной безопасности. К основным федеральным органам исполнительной власти, относятся: Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство обороны и др.

Роль прокуратуры в системе обеспечении национальной безопасности неоднозначна среди ученых и специалистов. Это вызвано тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О безопасности", в систему безопасности включены только органы судебной, исполнительной и законодательной власти. В названном законе нет положения о надзоре за законностью деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности, которую исполняет прокуратура, в лице Генерального прокурора страны и подчиненных ему прокуроров.


Прокуратура не включена ни в судебную, ни исполнительную, ни законодательную власть, однако признана нужной составной частью механизма "противовесов и сдержек". Ее главная цель деятельности состоит в укрепления и единства законности, обеспечении верховенства закона, защиты свобод и прав гражданина и человека, а также охраняемых законом интересов государства и общества, что является основой обеспечения национальной безопасности. При проведении анализа норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Стратегии национальной безопасности следует указать, что цели обеспечения национальной безопасности соответствуют целям деятельности органов прокуратуры посредством обеспечения правопорядка и законности. Помимо этого, Генеральный прокурор России и прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступными деяниями[5].

Несомненно, все субъекты обеспечения национальной безопасности осуществляют данную функцию – функцию по обеспечению безопасности, но каждый в своей области. К примеру, ФСБ России является органом, осуществляющим в основном безопасность государственную, а МВД России является органом, который осуществляет главным образом общественную безопасность

В механизме обеспечения национальной безопасности необходимо учитывать и роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности, поскольку она является неотделимой составной частью целостного механизма обеспечения безопасности. Присутствие механизма общественного обеспечения национальной безопасности формирует нужное равновесие в обществе, которое способно уберечь его от социальных конфликтов и потрясений.

Отправными предпосылками наличия общественной системы являются:

- наличие в стране гражданского общества;

- наличие общественного управления;

- признание приоритета безопасности личности перед безопасностью государства.

В общественную систему входят: граждане, общественные объединения граждан, которые имеют обязанности и права принимать в соответствии с законодательством нашей страны участие в обеспечении национальной безопасности. Следует это из ст. 2 Федерального закона "О безопасности", в которой указано, что взаимодействие государственных органов с гражданами и общественными объединениями является одним из основных принципов обеспечения безопасности. В соответствии со ст. 4 названного закона общественные объединения и граждане принимают участие в осуществлении политики государственной в сфере обеспечения безопасности.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И РЕГИОНАХ

2.1 Национальные интересы во внешней сфере

Для современного этапа развития мировой цивилизации характерны тенденции, основные из которых: глобализационные процессы, протекающие в различных формах; повышение роли национального самосознания; ограниченное применение военных действий как способа разрешения внутренних противоречий и внешних притязаний.

Глобализационные процессы, которые исторически начинались с различных империй (римская, австро-венгерская, английская, российская), затем уже в новейшее время приобрели форму устойчивых военно-политических союзов (НАТО, СЕНТО и СЕАТО) и постепенно трансформировались в экономические (Общий рынок, СЭВ), торговые (ВТО), валютные (ЕС), политико-финансовые (G7, G8, G20, G30, БРИКС, ШОС и др.) объединения, обусловили изменение содержания глобализационных процессов, а также определили и качественно новые формы проявления национальных интересов.

С точки зрения тенденций глобализационных процессов, к основным из них следует отнести:

  • одновременное существование всех форм объединений и союзов - военных, торговых, экономических, валютных, политико-финансовых;
  • формально и фактически в большинстве случаев добровольное вступление (на основе всенародных референдумов) государств в глобальные союзы, которые соответствуют определенным интересам определенных групп лиц;
  • относительная устойчивость глобальных объединений на современном этапе;
  • возможность вхождения отдельных государств в различные глобальные союзы;
  • возможность для отдельных государств в ограниченных рамках отстаивать национальные интересы в зависимости от вида глобального союза/объединения;
  • наличие внутренних противоречий в рамках глобальных союзов, связанных с трансформацией форм и методов реализации национальных интересов в рамках этих союзов.

При этом мы различаем, безусловно, глобализацию и интеграцию. В целом для интеграции характерно:

  • интеграция затрагивала и затрагивает интересы небольшого числа стран;
  • отношения между странами в рамках интеграционных процессов строятся преимущественно на паритетных началах;
  • интеграционные процессы характеризуются постепенностью и обратимостью;
  • интеграция не подразумевает ограничение государственного суверенитета;
  • интеграция имеет своей целью реализацию национальных интересов в интегрируемой сфере деятельности на взаимовыгодной основе.

Для глобализационных процессов характерно:

  • расширение интеграционных процессов на основе вовлечения в глобальные союзы и объединения значительного количества стран;
  • усиление договорных начал с целью выделения общих предметов ведения;
  • превалирование экономически и политически сильных государств в глобальных союзах и обусловленные этим процедуры согласования национальных интересов стран-участников по широкому кругу вопросов, что определяет необходимость компромиссов зачастую в ущерб отдельным национальным интересам государств-участников;
  • массовое перемещение ресурсов (денежные и сырьевые потоки, товары и услуги, рабочая сила, интеллектуальный капитал) в соответствии с экономическими интересами их собственников, которые могут противоречить национальным интересам отдельных государств.

Национальные интересы - это широкое понятие, которое, по нашему мнению, концентрировано сформулировано в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»: «национальные интересы Российской Федерации - совокупность внешних и внутренних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства»[6].

Несмотря на то, что существуют различные другие трактовки понятия национальных интересов, их классификация по различным интересам, мы полагаем, что национальные интересы следует понимать как интегральное явление, поскольку вычленение отдельных видов национальных интересов, как например, фундаментальных или текущих, приводит к тому, что само понятие национальных интересов подменяется частными интересами отдельных групп или лиц.

Проблема идентификации национальных интересов заключается, на наш взгляд, в трудности их осознания, теоретического обоснования, практической реализации, в связи с чем мы зачастую сталкиваемся с вынужденной констатацией того, что реализуемые в тех или иных странах процессы, связанные с глобализацией, и казалось бы учитывающие национальные интересы, оказываются эффективными только в краткосрочном периоде, и в итоге приводят экономику и/или духовно-культурную сферу страны к существенным долгосрочным проблемам.

Необходимо признать, что глобализация размывает понятие национальных интересов, и это связано с тем, что выработка общественного сознания в большей степени возложена на экономическую и интеллектуальную элиту общества, то есть тех граждан, которые активно участвуют в глобализационных процессах, и вследствие этого характеризуются тем, что формирует их космополитическое мышление, которое определяет то, что эти люди в значительной части свои потребности, внутренние и внешние, ассоциируют с потребностями большинства населения страны, которое экономически, духовно и социально может их просто не разделять. В принципе это означает, что на национальном уровне должны вырабатываться стратегии участия страны в глобализации на основе определения, реализации и развития национальных конкурентных преимуществ в международном разделении труда при одновременном повышении роли культурно- духовного фактора в сохранении национальной самоидентичности.


Мы полагаем, что в этом одна из значимых ролей принадлежит системе высшего профессионального образования как сфере, которая позволяет: формировать мировоззрение широкого круга населения страны, позитивно относящегося к своей стране, ее истории, достижениям; сохранять и развивать не только научно-технический и инновационный потенциал экономики, но и самобытную культурно-духовную сферу, что в итоге и обеспечивает понимание национальных интересов страны как интегрального понятия в рамках расширяющегося глобального пространства.

2.2 Угрозы национальной безопасности РФ и регионах

Конфликтогенный потенциал современного глобализирующегося пространства невероятно велик: несмотря на формальное окончание противостояния двух сверхдержав, имперские амбиции Атлантики продолжают брать верх, провоцируя новые столкновения цивилизаций на поле «великой шахматной доски»[7].

Конфессиональные и ценностные различия становятся камнем преткновения на пути построения однополярного мира. Стремление насадить повсюду западную модель развития порождает негативные последствия. Одним из них является рост терроризма.

Иллюстрацией отмеченной выше тенденции является деятельность экстремистских группировок, («Братья мусульмане», «Аль-Каида», «Хез- болла», «Таллибан» и др.) которые, активно интерпретируя канонические тексты, мобилизуют значительные массы сподвижников, шествуя к общей цели - кровопролитной войне (так называемой «газават» в искаженном её понимании) с ценностями секулярного общества[8]. На счету подобных террористических формирований огромное количество человеческих жертв и масштабных диверсий, а их лидеры - первоочерёдные цели международной полиции и спецслужб разных государств мира. При этом масштаб деятельности боевиков, как правило, ограничен рамками государства, которое их породило (например, «Хезболла» и «Таллибан»). В редких случаях террористам удаётся выйти за эти пределы, но так или иначе, активность их ограничена, точечна и осуществляется посредством «филиалов» (например, «Аль-Каида»)[9].

На этом фоне особого внимания заслуживает самая молодая и при этом прогрессивная террористическая группа - «Исламское государство Ирака и Леванта» (далее - ИГИЛ). Являясь структурным подразделением «Аль-Каиды», ИГИЛ, а впоследствии ИГ («Исламское государство») сумело добиться наиболее внушительных результатов, в отличие от её предшественников. Интенсивность развития бандформирвания буквально сопоставима со скоростью имеющихся в его распоряжении сверхзвуковых самолётов: благодаря продуманной стратегии ИГ оккупировало треть Ближнего Востока, провозгласило себя независимым государством с собственной столицей, паспортом и даже валютой: золотые и серебряные динары чеканятся одновременно с печатью основного «гражданского документа» и тут же вводятся в оборот в городе Ракка (оплот боевиков на севере Сирии).