Файл: Банк России – системообразующий элемент национальной банковской системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нестабильность российского банковского сектора была спровоцирована внешними факторами: падением котировок фондового рынка и сжатием объема операций междилерского РЕПО. Падение доверия между участниками рынка межбанковского кредитования было вызвано более чем двукратным обесценением ценных бумаг Ломбардного списка Банка России. В такой ситуации ряд кредитных организаций не смог исполнить свои обязательства перед контрагентами. После участившихся случаев задержек клиентских платежей и распространения негативной информации о положении отдельных банков реальностью стала паника среди вкладчиков и отток средств организаций. Это было вызвано ужесточением условий по внешним заимствованиям, ухудшением внешнеторговой конъюнктуры и формированием девальвационных ожиданий у организаций и населения.

Снижение нормы обязательных отчислений в обязательные резервы, увеличение суммы компенсации по депозитам физических лиц и расширение объемов финансирования остановили процесс сжатия остатков на клиентских счетах.

Насыщение банковского сектора ликвидностью стало возможным благодаря запуску Банком России программы беззалогового кредитования. В ноябре 2008 года на кредиты без обеспечения приходился основной объем задолженности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Благодаря этому банковский сектор смог сохранить положительные темпы роста совокупных активов, и, в частности, кредитного портфеля.

Стратегические цели и задачи развития российской банковской системы, которые были сформулированы в Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года[14] , последовательно и поэтапно реализовывались в банковском секторе до 2014 года. Именно в 2014 году денежно-кредитная политика и ситуация в банковском секторе вынуждено изменились в связи с введением санкций в отношении России, в том числе в отношении банковской системы. Так, первоначально в марте 2014 года из-за смены власти и развернувшихся боевых действий на территории Украины, обвинив Россию в «аннексии» Крыма и в разжигании войны в Восточной Украине, США и ЕС ввели санкции в отношении отдельных, не самых крупных банков. Так, в конце 2014 г. (20 апреля) США ввели и обнародовали санкции против банка «Россия», названного «личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации» (the personal bankfor senior officials of the Russian Federation) и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с Президентом РФ. Через восемь дней, 28 апреля 2014 г., подсанкции США попали «Собинбанк», «СМП Банк» и «Инвесткапиталбанк». В результате введения санкций в отношении данных банков: собственность банков, находящаяся на территории или под контролем граждан США, была блокирована; эмитированные банками пластиковые карты Visa иMasterCard перестали обслуживаться во всем мире; вводился запрет на международные переводы и заморозку американских активов. Затем 16 и 29 июля были введены санкции против крупных государственных банков: в отношении ВЭБ (полностью принадлежит государству), «Газпромбанк», «ВТБ», «Банк Москвы» и «Россельхозбанк» (в акционерном капитале этих банков государству принадлежит основная часть). Но характер этих санкций был уже иным: санкции не предполагали замораживания активов российских компаний, а налагали на эти банки финансовые ограничения, связанные с ограничением доступа американских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым обязательствам указанных банков, размещаемым после 16 июля 2014 г. С этого времени американским инвесторам запрещено выделять российским банкам и связанным с ними юридическим лицам кредиты и другие инструменты валютного рынка на срок более 90 дней.


В конце июля 2014 года похожие санкции в отношении российских банков, контролируемых или принадлежащих государству более чем на 50%, ввел Евросоюз. В соответствии с постановлением Европейского Совета №833/2014 введен запрет на прямую или косвенную покупку, продажу, предоставление брокерских услуг или участие в выпуске или других сделках с первичными ценными бумагами и инструментами валютного рынка с длительностью обращения выше 90 дней. Европейским инвесторам запрещается не только приобретать еврооблигации и другие ценные бумаги указанных банков, но и торговать ими на фондовых площадках.

Таким образом, в результате введения санкций в отношении российской банковской системы крупнейшие, системообразующие банки лишились возможности привлекать на американском и европейском рынке капитал для средне- и долгосрочного финансирования, что обострило проблемы капитализации (достаточности капитала) и ликвидности российского банковского сектора, сузило источники его фондирования и отрицательно сказалось на рефинансировании внешнего банковского долга в иностранной валюте.

Рассматривая, в рамках вопроса устойчивости банковской системы РФ, структуру фондирования4российского банковского сектора в условиях текущего кризиса, можно отметить, что ей основным источником являются вклады физических лиц и депозиты юридических лиц, которые по состоянию на 01.10.2015 в совокупности составляют около 55% от всей ресурсной базы банковского сектора (рис. 3).

Рис. 3. Структура источников фондирования российского банковского сектора[15]

В условиях кризиса, в структуре фондирования банковского сектора традиционно возрастает доля рефинансирования Центрального банка РФ и на этом фоне снижается доля межбанковских кредитов в формировании ресурсной базы отечественных банков. Так, если в октябре 2008 г. доля межбанковских кредитов составляла около 15% ресурсной базы банков, то по состоянию на 1 февраля текущего года их доля сократилась до 7,6%. Доля привлеченных средств от Центрального банка России только за последний год выросла почти в 2 раза с 5,4% на 1 января 2013 г. до 9,6% на 2 февраля 2015 г., при этом на 1 января 2015 г. их доля составляла 12%[16].

Следует также остановиться на такой проблеме как своевременность действий Банка России по регулированию банковского сектора, используя механизм: таргетирования инфляции, плавающего валютного курса рубля и установления ключевой ставки, которые практически не работали в нужном направлении. Ситуация с обвалом рубля в конце 2014 года отчетливо продемонстрировала, что в условиях нарастания кризиса недопустимо осуществлять переход к таргетированиюинфляции, а поэтапное поднятие уровня ключевой ставки в течение 2014 года на практике не мешало «надуванию» валютного рынка и последующей девальвации рубля[17].


Ограничение доступа отечественных банков на международные рынки капитала и отсутствие возможности привлекать с этих рынков средне- и долгосрочные источники финансирования не только обусловило снижение зависимости фондирования российской банковской системы от иностранных источников финансирования, но и стало одной из причин обострения проблем ликвидности российского банковского сектора, помимо «хронической» проблемы банковской системы РФ – несбалансированности активов и пассивов по срокам. Согласно расчетным данным финансовых аналитиков, при анализе сроков размещения валютных активов и сроков погашения валютных пассивов сбалансированность между активами и пассивами можно наблюдать только на временном интервале свыше 3-х лет и подобные разрывы стали нормой для банковской системы РФ. Несбалансированность между сроками размещения активов и погашения пассивов является следствием того, что в последние годы упор делался на вложения в долгосрочные инфраструктурные проекты. В то время как фондирование банков носило более краткосрочныйхарактер из-за неразвитости долгосрочных финансовых инструментов и высоких рисков долгосрочных вложений.

Анализируя внешний долг банковского сектора РФ в иностранной валюте, следует отметить снижение его объема после введения в 2014 году санкций в отношении банковского сектора. Так, если на 01 января 2014 г. этот показатель составлял более 209 млрд.долл., то на 01 октября 2014 г. – 189,25 млрд.долл., а на 01.03.2015 г. – 171,1 млрд.долл. При этом происходит уменьшение внешнего долга российских банков, номинированного как в долларах США, так и в национальной валюте. В тоже время удельный вес внешнего долга, номинированного в рублях, в общем объеме пассивов банковского сектора РФ зависит от волатильности курса иностранной валюты: увеличение стоимости доллара приводит к росту доли внешнего долга в структуре пассивов банковского сектора.

Объем платежей по внешнему долгу банковского сектора в 2015 г. прогнозируется в сумме 42 млрд. долл. США; объем внешнего долга, который приходится на банковский сектор РФ оценивается в 28,5% объема внешнего долга Российской Федерации[18] . В связи с санкциями банки не могут использовать американский и европейский финансовые рынки для рефинансирования внешнего долга на этих рынках капитала и применяют такие инструменты рефинансирования, как валютные РЕПО Центрального банка Российской Федерации, механизм получения средств черезSRV[19], в том числе у европейских и американских инвесторов и используя собственные запасы ликвидности.


Помимо проблем с поддержанием ликвидности и обслуживанием внешнего долга банковской системы РФ, введение санкций против банковского сектора привело к ряду негативных тенденций, которые в совокупности позволяют на сегодняшний день говорить о кризисных явлениях в банковском секторе. К таким тенденциям можно отнести: сокращение доли депозитов физических и юридических лиц; рост доли проблемных активов в структуре портфелей банков выше 10% от общей суммы активов; масштабную реорганизацию или национализацию банков; увеличение отзывов лицензий у банков; повышение ставок; существенное падение объема банковских операций, сокращение банковского капитала; ухудшение банковской инфраструктуры.

Вместе с тем, перечисленные негативные тенденции в функционировании банковской системы Российской Федерации, по нашему мнению, должны стать определенным уроком и стимулировать банковское сообщество к поиску оптимальных механизмов и способов решения накопившихся проблем в российском банковском секторе.

Анализ негативных тенденций в российской банковской системе показывает, что кризис в банковском секторе следует рассматривать не только как перелом, ведущих к ухудшению банковского бизнеса, но и как сложное переходное состояние банковского сектора, которое является толчком к улучшению его прежнего состояния и последующему развитию на новом качественном уровне.

В условиях замедления темпов развития экономики России и сложной геополитической ситуации анализ действующей ситуации в банковской системе и обсуждение перспектив ее развития является одним из острых и актуальных вопросов как на уровне Правительства Российской Федерации, так и в среди представителей банковского сообщества. На сегодняшний день экспертные агентства предлагают свои сценарии развития российской банковской системы до 2020 г.[20] , а такие представители банковского сообщества, как Ассоциация Российских Банков и Ассоциация региональных банков России на своих ежегодных конференциях активно обсуждают Стратегию развития банковского сектора на период до 2020 года, антикризисные тактику и стратегию банков с позиций их взаимодействия с регуляторами.

Характеризуя перспективы развития российской банковской системы, можно условно разделить все предлагаемые для реализации меры поддержания финансовой устойчивости и стабильностибанковского сектора на среднесрочные и долгосрочные меры.

Представляется, что в среднесрочной перспективе российская банковская система будет решать такие проблемы, как:


— адаптация к высоким рискам в экономике в условиях спада, поскольку в современных условиях банки стали осторожно подходить к оценке рисков по перспективным проектам;

— дефицит ликвидности, в том числе, валютной, что на сегодняшний момент способствует сокращению числа проектов, которые поддерживает тот или иной банк;

— подорожание ресурсов: данное обстоятельство вызвало как сокращение количества заявок, так и проблемы при рефинансировании задолженности заемщиков, что сказалось на росте проблемных активов (ухудшении качества кредитного портфеля);

— ожидаемое сокращение прибыли по итогам года;

— обеспечение достаточности капитала;

— рефинансирование валютных заимствований банковского сектора.

Решение перечисленных задач, по мнению ведущих российских ученых-экономистов[21] и практиков, требует:

а) повышенного внимания регулятора, в лице Банка России, к своевременной идентификации и оценке системных рисков банковского сектора, иных сегментов финансового сектора, обеспечению ясности и прозрачности их деятельности в целях выявления и предупреждения проблем на ранней стадии;

б) оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования;

в) изучения вопросов контрциклического регулирования и применения макропруденциальныхподходов к регулятивным и надзорным решениям.

г) осуществление мероприятий по поддержке доверия к денежно-кредитным институтам, что представляется весьма важным на фоне отмечающейся интенсивности отзыва лицензий на банковскую деятельность в 2014-2015 гг. При этом важное значение должно отводиться информированию общественности о тенденциях и перспективах развития банковского сектора и банковского надзора, а также решению вопроса доверия к Банку России, как мегарегулятору. Представляется, что в среднесрочной перспективе Банк России будет использовать в различном сочетании все инструменты регулирования банковского сектора, которые им применялись для сокращения отрицательных явлений в банковской системе РФ в период кризиса, а именно:

— введение временного моратория на признание отрицательной переоценки ценных бумаг;

— фиксация валютного курса при переоценке номинированных в валюте активов;

— дополнительные аукционы РЕПО в иностранной валюте;

— неприменение на время ограничений на значение полной стоимости потребительского кредита;