Файл: Банк России – системообразующий элемент национальной банковской системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Сегодня неотъемлемой частью экономической системы любой страны является банковская система. Банковская система напрямую связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике естественным образом отражаются на банковской системе, в то время, как и развитие кризиса в банковском секторе не может не повлиять на экономику.

Центральный банк занимает особое место в экономике любой страны. Ведь это он производит эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют глубокие корни в экономике любой страны.

Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. В других странах центральные банки были созданы государством. В конце XIX - начале ХХ вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе - просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

Современная банковская система России является рыночной и состоит из двух блоков - Центрального банка РФ и коммерческих банков.

Место Центрального банка в банковской системе РФ определяется его правовым статусом, организационной структурой, целями и принципами деятельности, выполняемыми функциями

Для Банка России характерна двойственность правовой природы; с одной стороны, он представляет собой специфический институт государственного регулирования в денежно-кредитной сфере, с другой стороны - является юридическим лицом, участником гражданско-правового оборота.

Объект работы - Центральный банк России.

Предмет работы - системообразующая роль Банка России в национальном банковском секторе.

Целью данной работы является комплексное теоретико-правовое исследование механизма функционирования Банка России, как системообразующего элемента национальной банковской системы

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю создания Центрального банка России;


- описать полномочия и предмет ведения Центрального банка в механизме банковских правоотношений;

- выявить функциональные характеристики надзорной деятельности Банка России;

- исследовать задачи развития российской банковской системы с учетом уроков кризиса.

1. Теоретические основы функционирования Банка России

1.1 История создания Центрального банка России

Началом существования и, соответственно, правового регулирования статуса Центрального банка РФ (Банка России) (далее ЦБ РФ) является издание постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики», которым наряду с прочим Российский республиканский банк Госбанка СССР объявлен «собственностью РСФСР» и преобразован в «Государственный банк РСФСР», подотчетный Верховному Совету РСФСР[1].

Далее 2 декабря 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным были подписаны и кодифицированы под №394-1 и 395-1 два Закона РСФСР, которые стали законодательной основой регулирования всей банковской деятельности в России:

- «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» №394-1

- «О банках и банковской деятельности в РСФСР» №395-1.

Второй из названных Законов в соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» изложен полностью в новой редакции с новым наименованием Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», под которым действует и в настоящее время.

Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. №394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» с принятием Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» также был изложен полностью в новой редакции, в результате чего стал именоваться Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В эту редакцию также вошли нормы Устава Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденные постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. №1483-1, а также Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (соответственно, эти акты утратили силу с принятием Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ).


20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В результате всех изменений, введении новых законов, изменений в существующие законы на текущий момент «статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются.

- Конституцией Российской Федерации»,

- Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Закон о ЦБ РФ),

- Бюджетным кодексом РФ от 31.07 1998 №145-ФЗ,

- Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»,

- Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»,

- Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»,

- Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»,

- Федеральным законом от 25.02.1990 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» другими федеральными законами,

- Федеральным законом от 11.11.2003 №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»,

- Федеральным законом от 27.10.2008 №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»,

- Федеральным законом от 29.07.2004 №96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

1.2 Полномочия и предмет ведения Центрального банка в механизме банковских правоотношений

Статус Банка России регулируется Конституцией РФ, Законом о Банке России и другими федеральными законами. На современном этапе развития правовой жизни вопросы финансовой системы, организации расчетов, иные аспекты банковской системы и банковской деятельности обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права . Не вызывает сомнения то, что Банк России признается важнейшим субъектом, реализующим финансово-правовое регулирование в у рамках банковской системы. Для выявления особенностей правового статуса Банка России и его роли в финансовой деятельности государства представляется необходимым учесть позиции административного[2] и финансового[3] права о публично-правовом статусе. В науке высказаны различные точки зрения относительно природы статуса Банка России как федерального органа государственной власти, как органа государственного управления специальной компетенции, как федерального государственного учреждения, государственной корпорации, государственного унитарного предприятия, как юридического лица особого рода, федерального юридического лица публичного права, как коммерческой организации с особым правовым статусом .


Продолжаются поиски организационно-правовой формы Банка России, дискуссии о том, является ли Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти, к какой организационно-правовой форме можно его отнести . В литературе очень распространенным является подход к Банку России как к государственному органу, причем данной точки зрения придерживаются специалисты различных отраслей российского права, рассматривающие статус Банка России с позиции своих отраслей.

Так, анализируя административно-правовой статус Банка России, ученые обращаются и к исследованию его правовой природы.

Например, Ю.А. Тихомиров характеризует Банк России как центр банковской системы и орган государственного управления. А.Б. Агапов считает, что Центральный банк Российской Федерации — это федеральный орган государственной власти с особыми исполнительно-распорядительными полномочиями[4].

Среди ученых также не сложилось единого мнения при определении правового статуса Центрального банка РФ. Как уже отмечалось, законодатель не относит Банк России к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин высказали точку зрения, согласно которой существует четвертая ветвь власти — «денежная власть»[5] .

По мнению А.Г. Братко, ЦБ РФ не является органом государственной власти, потому что в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом . Но на наш взгляд, указанная точка зрения не является верной, поскольку Конституция РФ и ряд федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, не относящихся ни к одной из ее трех ветвей. В этом же перечне и Центральный банк РФ.

Банк России является юридическим лицом, обладающим особым правовым статусом, который выходит за рамки организационно-правовых, форм, предусмотренных ГК РФ[6]. Совмещение статуса юридического лица и федерального органа государственной власти вызвано необходимостью постоянного участия в гражданском обороте с одновременным выполнением регулятивной функции. В Конституции РФ статус Банка России раскрывается лишь в ст. 75[7] через его функциональное значение, где указано, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет эмиссию национальной валюты и обеспечивает ее устойчивость. Более детально данный вопрос освещается в Законе о Банке России, который устанавливает, что Банк России является юридическим лицом, чей уставный капитал и иное имущество являются государственной собственностью.


При этом законодатель установил иммунитет в отношении имущества Центрального банка Российской Федерации, определив, что его изъятие и обременение обязательствами без согласия Банка России не допускается. Таким образом, можно утверждать о противоречивости правовых норм, закрепляющих правовую природу Центрального банка Российской Федерации. Это отразилось на соответствующих оценках ученых. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и небанковскими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России —- юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организациями.

Представляется, что центральные банки как комплексный правовой институт обладают особой правовой природой, сочетающей отдельные черты государственного органа и банковского учреждения. При этом речь должна идти именно об отдельных чертах, поскольку в строгом юридическом смысле центральные банки не являются ни тем, ни другим .

2. Регулирование и надзор Банка России как фактор упорядоченной консолидации банковского сектора

2.1 Функциональные характеристики надзорной деятельности Банка России

Полномочия Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора определены в гл. 10 Закона о Банке России[8]. В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль. Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено в ст. 57 Закона о Банке России и в ст. 10 Закона о банках. В последнее время Банк России уделяет большое внимание этому вопросу. Кроме того, в основу нормативно-правовых актов Банка России