Файл: Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании отраслевых и территориальных пропорций экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Современное состояние системы региональных финансов России

Рассмотрим ряд существующих проблем, являющихся следствием финансовой дестабилизации. В системе бюджетного федерализма в России осуществляется регулирование сбалансированности бюджетов, или бюджетное регулирование. Проведенное исследование показывает, что наиболее доходные и устойчивые налоговые источники доходов бюджета закрепляются за федеральным центром, в то время как расходные обязательства децентрализованы. Действующая система разграничения налоговых доходов не обеспечивает адекватность величины собственных налоговых доходов расходным обязательствам, что вызывает необходимость усиления бюджетного регулирования. Межбюджетное выравнивание как составная часть бюджетного регулирования показывает недостаточную эффективность. Проблемы: низкая эффективность распределительного и перераспределительного процессов, низкая эффективность выравнивания условий экономического развития субъектов РФ. В таблице 1 приведены размеры дотаций, предоставленных в 2016 г. бюджетам субъектов РФ (выборочно), представлена сравнительная оценка уровня бюджетной обеспеченности до и после предоставления дотаций, а также рассчитан процент изменения.

Кратко рассмотрим основные параметры бюджета г. Москвы, имеющим наиболее высокий уровень бюджетной обеспеченности, на 2017 г. Ожидается рост доходов бюджета, однако ключевым риском при планировании доходов бюджета является невозможность точного прогноза поступлений налога на прибыль, который составляет по плану около 30% доходов бюджета. Увеличившийся размер дефицита бюджета Москвы на 2017 г. связан в т.ч. с необходимостью осуществления расходов на реализацию строительных проектов, отложенных в 2015-2016 гг.

Бюджет г. Москвы является социально ориентированным. К приоритетным относятся расходы бюджета на столичное здравоохранение и образование, развитие транспортной системы, коммунально-инженерную инфраструктуру, а также культуру, спорт.

Подчеркнем, что расходование средств адресной инвестиционной программы на развитие транспортной, инженерной инфраструктуры, строительство объектов социального назначения является инструментом, стимулирующим привлечение средств частных инвесторов.

Таблица 2.3 — Сравнительная оценка уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2016 г

Субъекты РФ

Уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций

Дотации,

руб.

Уровень

бюджетной

обеспеченности

после

распределения

дотаций

Процент изменения в уровне бюджетной обеспеченности, %

Республика

Тыва

0,189

13 486 143

0,637

237%

Республика

Алтай

0,224

8 593 190

0,639

185%

Республика

Дагестан

0,267

46 722 123

0,645

142%

Чеченская

Республика

0,261

22 162 866

0,660

153%

Курганская

область

0,476

8 290 707

0,666

40%

Брянская

область

0,513

8 420 896

0,667

30%

Республика

Бурятия

0,457

13214

105

0,668

46%

Алтайский край

0,516

16 970 730

0,671

30%

Республика

Карелия

0,557

5 014 887

0,673

21%

Ставропольский

край

0,569

12 292 413

0,674

18%

Чувашская

Республика

0,558

6 355 789

0,675

21%

Чукотский а.о.

0,376

10 756 229

0,677

80%

Республика

Крым

0,352

22 333 637

0,678

93%

Пензенская

область

0,584

5 498 304

0,682

17%

Республика Саха (Якутия)

0,479

43 189 612

0,684

43%

Респ. Северная Осетия

0,423

7 888 562

0,686

62%

Кабардино-

Балкарская

Респ.

0,471

7 650 095

0,693

47%

Псковская

область

0,593

3 269 371

0,696

17%

Кировская

область

0,603

5 759 328

0,696

15%

г. Севастополь

0,515

2 482 326

0,699

36%

Архангельская

область

0,623

6 854 136

0,701

13%

Республика

Ингушетия

0,222

9 264 891

0,701

216%

Республика

Адыгея

0,527

3 283 917

0,702

33%

Камчатский

край

0,268

37 486 695

0,706

163%

Еврейская а.о.

0,567

2 099 900

0,751

32%

Хабаровский

край

0,73

5 747

322

0,784

7%

Приморский

край

0,734

6 266 237

0,788

7%

Республика

Мордовия

0,699

3 897 891

0,811

16%

Кемеровская

область

0,766

5 856 161

0,813

6%

Красноярский

край

0,954

1 882 749

0,964

1%

Р.Татарстан

1,18

1,180

0%

Сахалинская

область

1,405

1,405

0%

Ханты-

Мансийский

а.о.

1,704

1,704

0%

г. Санкт- Петербург

1,897

1,897

0%

Ямало- Ненецкий а.о.

2,041

2,041

0%

Тюменская

область

2,068

2,068

0%

г. Москва

2,772

2,772

0%


Так, строительство недвижимости финансируется из бюджета Москвы на 18% от общего объема, вводимого в строй; 82% - за счет финансов частных инвесторов. В 2017 г. инвестиции увеличатся более чем на четверть по сравнению с действующей программой. Реализация программ, финансирование на которые предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2017 г. и плановые 2018-2019 гг. обеспечит: устойчивое функционирование социальной сферы и городского хозяйства Москвы, повысит качество предоставляемых услуг в образовании и здравоохранении, общественного транспорта, рост деловой активности, инвестиционную привлекательность г. Москвы и в целом будет способствовать эффективному функционированию финансов Московского региона.

Подчеркнем, что в целях результативного финансирования инвестиционных проектов и программ субъектами РФ необходимо повысить эффективность и прозрачность системы контроля расходования бюджетных средств.

Изменения объемов и направлений бюджетных ассигнований необходимо четко обосновывать, исходя из достигнутых программных показателей, представлять оценку результатов таких изменений с учетом отражения измененяемых бюджетных ассигнований в составе соответствующих программ расходов.

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 Проблемы государственных финансов

Важнейшим инструментом государственной политики в современных рыночных условиях могут выступать государственные финансы, рациональное перераспределение которых стимулирует или секвестирует ряд ключевых направлений государственного экономического сектора. Адресное ис­пользование финансовых потоков позволяет более эффективно реагировать на нужды общества, раз­вивая ключевые секторы государственной экономики. В связи с этим становится актуальным иссле­дование существующих и возникающих проблем в сфере функционирования финансовой системы России, поскольку находящаяся под бременем санкций со стороны США и ряда западных держав, она не может обеспечивать достаточную гарантию экономического подъема собственными финансо­выми ресурсами[19].


Основным минусам финансовой системы государства в этих условиях исследователи относят за­висимость от внешних рынков, неправильные денежные цели, нерациональная аллокация ресурсов, денежных средств. Действительно, общие активы валютного раздела оформляют немногим более 60% ВВП, что собственно недостаточно для действующего сервиса экономики даже по меркам раз­вивающихся стран[20]. В развитых странах данный показатель выше 300%. При всем этом более 90% активов валютных институтов оформляют активы банковского раздела, да и этот раздел по уровню развития отстает от развитых стран. Как и раньше недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные предложения.

Даже при огромных темпах роста отдельных секторов экономики, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система России развивается относительно медленно, посколь­ку срабатывают другие негативные факторы. Одним из таких факторов является высокая степень ин­фляции и большие объемы «теневой экономики». В данном случае ежегодный рост инфляции «по­глощает» примерно 10% подъема ВВП, а теневая экономика «усиливается» вместе с официальной экономикой, а в некоторых случаях даже опережает, сокращая ее на 10-30%[21].

К дополнительным, но не менее важным причинам, оказывающим негативное влияние на фор­мирование эффективной финансовой системы можно отнести:

  1. «уход» от уплаты налогов и нереальные таможенные пошлины;
  2. «отмывание» средств, через банки, приобретенные нелегальным путем;
  3. хищение и нецелевое внедрение и использование денежных средств;
  4. поглощение многих отечественных фирм и целых отраслей зарубежными корпорациями;
  5. нерациональное внедрение золотовалютных резервов, средств общегосударственных денежных фондов;
  6. вывод отечественных средств за рубеж.

В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием бюджета страны и функционированием финансовой системы, к которым можно отнести:

  1. Инфляцию, которая усугубляет влияние кризиса на сферу производства и торговли.
  2. Проблема в сфере доходов, т.е. понижение дохода от внешнеторговой деятельности нашей страны, в результате принятых санкций со стороны США и ряда государств Европы.
  3. Прямая зависимость отечественной экономики от мировых цен на нефть, что оказывает серь­езное влияние на федеральный бюджет.

Данные проблемы позволили обнаружить слабую прогностическую ориентированность феде­ральных органов власти в секторе управления финансами, в предвидении финансового кризиса, оценке воздействия внешних и внутренних причин и угроз на финансово-экономическую систему Российской Федерации. В этой связи перед Правительством РФ остро стоят вопросы финансовой стабилизации экономики страны.


Подводя итоги вышеизложенного, считаем целесообразным выделить ряд ключевых задач свя­занных с разработкой планов развития отечественных денежных рынков. Это, во-первых, неопредленность имущества мировой экономики, темпы развития которой устанавливают, спрос на энерго­ресурсы.

Во-вторых, состояние развитых финансовых рынков. Данный признак напрямую оказывает влияние на развивающиеся рынки с помощью политики международных инвестиционных фондов.

В- третьих, развитие внутренней политической обстановки. Так, например, результаты выборов влияют на приток внешних инвестиций, степень процентных ставок и цены на акции российских компаний.

3.2 Направления разработки антикризисных мер в рамках финансовой политики

Таким образом, существует целый ряд проблем, связанных с диспропорциями в российской системе финансов: неэффективное стимулирование развития производства; снижение инвестиционной и предпринимательской активности; проблемы, вызванные централизацией доходов бюджетной системы и децентрализацией расходных обязательств; проблема низкого уровня пенсионного обеспечения и проч. Существует необходимость решения задач внутреннего преобразования структуры финансовых потоков между отдельными субъектами системы финансов России.

Целенаправленное регулирование и инновационное развитие регионов и страны в целом зависят от тех целей и задач, критериев, которые определены в финансовой политике. Повышение эффективности реализации финансовой политики России неразрывно связано с системным регулированием финансовой системы и современным инновационным технологическим обеспечением экономики.

Отметим, что Правительство РФ обсуждает в настоящее время варианты внесения изменений в налоговую систему с 2018 г., а именно комбинацию изменения налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и налогу на добавленную стоимость (НДС). Обсуждаемые налоговые маневры в разных конструкциях могут также привести к снижению ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и росту ставки НДС, повышению ставки НДФЛ до 15%, из которых 6-8 процентных пунктов планируется направлять в федеральный бюджет. Повышение ставки НДФЛ планируется компенсировать снижением налоговой нагрузки на работодателей, а именно - снижением с 30% до 21% ставки страховых взносов. Минэкономразвития предлагает повысить НДФЛ до 15% и ввести вычет, сделать ставку НДС равным 21% (сейчас 18%) и ставку страховых взносов — 21%. Министерство финансов против увеличения общей налоговой нагрузки, и окончательные предложения пока не сформированы. НДФЛ - ключевой налог для региональных бюджетов, за 11 лет его доля в их доходах выросла с 29% до почти 38% в 2016 г. Поступления от НДФЛ в 2016 г. выросли на 7,5% (более 3 трлн).


Также обсуждаются предложения - от введения плавающей ставки НДФЛ до предоставления субъектам права утверждать собственные ставки. Основные бенефициары маневра, в котором уменьшаются ставки страховых взносов и растет ставка НДС, - сельское хозяйство (снижение нагрузки на 40%), бюджетный сектор (около 30%) и государственное управление (28,4%). Эксперименты с НДФЛ чреваты возвращением серых схем выплаты зарплат. Теневой сектор сейчас может составлять около 5 трлн руб. Прогрессивный налог- одна из мер сглаживания неравенства доходов, но прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц считают вредной для экономического роста.

Низкий темп экономического роста наряду с демографическим сдвигом требует все большей доли бюджетных ресурсов на пенсионное обеспечение - придется либо повышать налоги, либо перераспределять расходы, в обоих случаях это приведет к сжатию инвестиций. Однако налоги — не единственный инструмент финансово­бюджетной политики государства. Наличие соответствующего набора инструментов в сфере финансовой политики государства позволяет определить степень воздействия государственных финансов на рынок, достигать стратегических целей экономического и социального развития.

Можно выделить следующие основные направления государственного антикризисного регулирования в РФ:

- совершенствование промышленной политики: нацеленность на структурную перестройку экономики на основе инновационного обновления промышленности и развития человеческого капитала;

- совершенствование финансового регулирования путем комплексного проведения мер совершенствования налогового планирования с использованием индикаторов налогового бремени; совершенствования налогового контроля; повышение эффективности бюджетной политики: ее направленности на стабилизацию федерального, региональных бюджетов и повышение их устойчивости и обеспечение макроэкономической стабильности; эффективное управление бюджетным дефицитом; усиление мер государственного финансового контроля над целевым использованием бюджетных средств; оптимизация межбюджетных трансфертов; меры денежно-кредитного регулирования; регулирования финансовых рынков.

Особенностью бюджетной политики современной РФ является ее направленность исключительно на необходимость пополнения бюджета, недопущение возникновения дефицитов, выполнение чисто фискальной функции. Однако помимо пополнения доходной базы бюджета, следует предусматривать меры, способствующие реализации регулирующей, стимулирующей, распределительной функций и выполнению весьма непростых задач: обеспечение финансирования растущих социальных обязательств государства, а с другой стороны, создание условий повышения конкурентоспособной экономики.