Файл: Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании отраслевых и территориальных пропорций экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РФ и США являются федеративными государствами. Очень важно в условиях санкций остановиться на сравнении государственных финансов данных стран.

Согласно Бюджетному кодексу РФ выделяют доходы бюджетов: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления[6].

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов можно классифицировать на текущие и капитальные: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению и пр[7].

Структура расходов меняется в зависимости от политики правительства и экономического состояния страны. В бюджете РФ в настоящее время происходит повышение расходов на социальные нужды[8].

Во второй уровень бюджетной системы включены бюджеты субъектов страны, характеризующиеся собственными и регулирующими доходами. Расходы бюджетов субъектов финансируются из федерального бюджета и собственных доходов. С Федерацией ряд субъектов заключил договоры, регламентирующие межбюджетные отношения[9].

Доходы местных бюджетов РФ включают следующие налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы, налог на рекламу[10].

Проанализируем структуру федерального бюджета России на 01.12.2015 г. (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Структура расходов и доходов федерального бюджета РФ на 01.12.2015 г., млрд. руб[11].

Доходы

Расходы

Неналоговые и налоговые поступления

2039,9

Правоохранительная деятельность, национальная безопасность

251,7

Безвозмездные финансы

239,0

Социальная политика

615,9

Прочие доходы

0,0

Национальная экономика

269,2

Национальная оборона

1261,0

Межбюджетные трансферты

138,9

Другие расходы

422,1

Итого

2278,9

Итого

2958,8

Из таблицы 2.1 следует констатировать, что политика страны имела социальную направленность, как и в США, однако, следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту в данное направление вносят бюджеты штатов.


В бюджетных расходах США наиболее уязвимым пунктом выступают программы Medicare&Medicaid. Ежегодное перечисление расходов на здравоохранение из федерального бюджета в настоящее время составляет 818 млрд. долл. Расходы по этой статье будут расти из-за роста социальных обязательств и стареющего населения, в частности к 2018 г. они могут составить 1,22 трлн. долл. В США функционирует подразделение SocialSecurityAdministration, занимающееся выплатой пенсий и пособий по инвалидности, обслуживающее около 60 млн. чел. США. Ежегодные расходы данной организации составляют 773 млрд. долл. (432 млрд. долл. в 2002 г. и 586 млрд. долл. в 2007 г.). Рост в 2014 г. составил почти 6%, к 2018 г. расходы могут вырасти до 1,1 трлн. долл., причиной чего выступают все те же социальные проблемы, аналогичные проблемам России, основной из которых является увеличение людей пенсионного возраста.

Третья масштабная категория в бюджете США - это IncomeSecurity (социальные пособия).

В совокупности на нужды населения в 2014 г. было затрачено 2,34 трлн. долл., что составило 66% расходов федерального бюджета. Прогнозируется на ближайшие пять лет увеличить данную статью на 33%. Вкупе весь федеральный бюджет по расходам может вырасти на 912 млрд. долл[12].

Структура доходов бюджета США отличается от российской компоненты тем, что в нее не включены доходы от продажи государственного имущества. Разнообразным составом налоговых доходов характеризуются местные, региональные бюджеты. Весомым налогом, образующим федеральный бюджет США, выступает индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалентом является НДФЛ (50-70%). Пополняется федеральный бюджет в большей степени за счет НДС.

Бюджетный год для федерального бюджета США начинается 1 октября, в РФ - 1 января, что означает различия в организации бюджетного процесса. Финансовый год большинства штатов Америки начинается так же, как и в РФ - 1 января.

Внешняя похожесть государственного устройства России и США в качестве федеративных государств обусловила тот факт, что в начале перестройки Россия ориентировалась на американскую, т.е. лучшую модель государства. Факт развития США по инициативе «снизу» от штатов определил высокую степень ответственности за принятые на себя полномочия и самостоятельности в решении важнейших государственных задач. Примеряя опыт 200-летней демократии, Россия инициировала перемены «сверху», при этом, не обладая надежными инструментами для сохранения целостности государства, а ведь они бы могли противостоять стремлению политических элит национальных государственных образований к обособлению.


Сравнивая американскую пенсионную систему с российской, следует отметить, что первая гораздо лучше справляется с основной задачей пенсионной системы - обеспечением достойной жизни в старости, причем за значительно более низкую цену для людей. Ставки налога на социальное страхование Америки (15,3%) и собственно пенсионного налога (12,4%) в 1,7 и 1,6 раза ниже российских (26 и 20%), что можно объяснить благоприятным соотношением между численностью работающих и пенсионеров в США (3,4:1), чем в России (1,7:1). В США велика роль накопительной части пенсии благодаря развитым финансовым институтам.

Перспективы развития пенсионной системы в России связаны с увеличением значимости накопительной части пенсии и развития регионов страны. Данные финансы нужны финансовому рынку, т.к. они составляют часть рынка самых долгосрочных вложений, обеспечивающих инвестиции в крупные государственные проекты, финансирование государственных ценных бумаг, развитие системы ипотеки. Макроэкономическая ситуация в РФ не позволяет в настоящее время надеяться на положительные изменения в повышении эффективности управления накопительной частью будущей пенсии[13].

Высоко- и низкооплачиваемые работники США платят по одинаковой ставке, учитывая максимальную налоговую базу, при превышении которой налог не взимается, значит, в американском налоге на социальное страхование отсутствует регрессия. В нашей стране на социальное страхование распространена регрессивная ставка - от 20 до 2%, которая варьирует от величины выплат и вознаграждений, призвана легализовать высокие доходы. Подобный порядок начисления налога достаточно близок американскому, более социально справедлив, т.к. налог начисляется в том числе на самые высокие доходы.

Система налогообложения Америки весомо отлична от российской практики, что определено преобладанием в американской налоговой системе прямых налогов и доходов бюджетов от них, что обусловлено исторически сложившейся традицией и более высокими доходами населения[14].

Таким образом, сопоставляя бюджетные системы России и США, можно заметить, что федеративное устройство их обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня характеризуются самостоятельностью, но в США она больше. Имеется практика межбюджетных трансфертов сверху вниз. Определенные ежегодные изменения претерпевает структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран. Расходная часть в существенной степени зависит от политики государства. За последние годы она характеризовалась социальной направленностью в обеих странах. В РФ данные расходы финансируются за счет средств федерального бюджета, в США - благодаря бюджетам штатов.


Имеются значительные отличия в бюджетном периоде. Структура доходов бюджета США отличается от российской тем, что: в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Основным налогом, образующим федеральный бюджет США, выступает индивидуальный подоходный налог[15].

Поскольку в состав государственных финансов входит государственный внутренний долг, то он подлежит отдельному рассмотрению. Формами долговых обязательств РФ являются кредиты, которые получены Правительством РФ, государственные займы благодаря выпуску ценных бумаг от его имени, гарантированные Правительством РФ прочие долговые обязательства.

Поскольку по договору Государственного займа заемщиком может быть РФ и ее субъекты, то различают государственный и общегосударственный долг[16]. Объем государственного внешнего долга России за 2015 г. и за январь-февраль 2016 г. отражен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Объем государственного внешнего долга РФ за 2015 г. и за январь-февраль 2016 г., млн. долл. США[17]

Дата

Общая сумма

Государственные гарантии России в иностранной валюте:

01.02.2015

54 305,5

12 070,3

01.03.2015

54 268,0

12 064,3

01.04.2015

53 481,4

12 064,2

01.05.2015

51 480,4

12 064,3

01.06.2015

51 453,7

12 062,8

01.07.2015

51 324,3

11 989,1

01.08.2015

51 289,8

11 983,7

01.09.2015

51 300,0

11 977,8

01.10.2015

50 226,4

11 977,8

01.11.2015

50 189,3

11 977,8

01.12.2015

50 128,6

11 976,3

01.01.2016

50 002,3

11 875,9

01.02.2016

49 995,5

11 875,9

На основе данных таблицы 2 можно отметить, что с 01.02.2015 г. по 01.02.2016 г. объем государственного внешнего долга РФ, в том числе государственные гарантии, сократились, что выступает, несомненно, благоприятным фактором экономического развития страны.


Анализируя государственный кредит Америки, необходимо тщательно рассмотреть внутренний долг США, состоящий из трех частей: потребительский долг, включающий в себя ипотечный долг для покупки домов, потребительский долг

для покупки домашней обстановки, автомобиля; общий государственный, федеральный, долги штатов и местные долги; деловой долг.

Последний является наиболее быстрорастущим, включает две группы юридических лиц: первую - нефинансовые компании, телекоммуникационные, энергетические, некорпорированные юридические лица и сельские фермы; вторую - банки, Федеральную национальную ипотечную ассоциацию ("Fannie Мае"), страховые компании.

Большая часть внутреннего долга представлена в виде облигаций и банковских ссуд[18].

Из рисунка 1 видно, что 41,49% приходится на крупнейшие внутренние держатели облигаций США, 34,16% - на крупнейшие иностранные держатели облигаций.

Рис. 2.1 - Составляющая государственного долга США

При этом на основе данных таблицы 2.3 следует констатировать, что среди внутренних держателей облигаций госдолга Америки преоладает Фонд системы социальной защиты

Таблица 2.3 - Крупнейшие держатели облигаций госдолга США трлн. долл.

Внутренние держатели:

Фонд системы социальной защиты

2,8

Федеральная резервная система

2,46

Остальные внутренние держатели

1,62

Иностранные держатели:

Китай

1,24

Япония

1,23

Бельгия

0,34

Остальные, в т.ч. Россия

2,77

Таким образом, понятие государственного кредита для США и России означает внутреннюю задолженность государства перед населением. Америка экономически успешна, однако, ее государственный долг гораздо выше, чем долг РФ, а это означает, что в США будет экономическая нестабильность. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ по сравнению с США более разнообразна, но наблюдается идентичность схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов.