Файл: осударственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) оказание нужного содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе нужного персонала; оказание нужного содействия гражданам в поиске подходящей

4) осуществление мероприятий по ведению активной политике занятости населения; в сфере содействия занятости населения

5) осуществление выплат гражданам социального характера, которые являются признанными в определенном порядке в качестве безработных, согласно Федеральному закону и иного рода российским нормативно-правовым актам; в сфере содействия занятости населения

6) осуществление контроля за обеспечением гарантий государства в сфере занятости населения[19]. в сфере содействия занятости населения

Безработица может сказаться на всей стороне государства экономического характера. Вместе с тем безработица является способной нанести травму людям психологического характера, которые стали безработными. Данные люди ощущают себя как неполноценные и ненужные, лишние в данном обществе. в сфере содействия занятости населения

Безработица достаточно сильно воздействует на молодых людей, которые заканчивают вузы, ссузы и т.д. Закончив учебу, молодежь старается подыскать для себя подходящую по квалификационному уровню работу, однако, между тем, они могут получать отказ по причине отсутствия некоторого опыта профессиональной подготовки[20]. в сфере содействия занятости населения

Немногие специалисты говорят о том, что последствия безработицы могут зайти до момента такого типа, как смерть или тюрьма. Это можно прокомментировать тем, что безработные люди, которые состоят в негативном настрое психологического характера, настроены очень пессимистичным образом и могут принять сторону криминогенной среды. Именно в связи с этим в каждом государстве проблема безработицы выступает на первом месте. К последствиям безработицы также можно отнести уменьшение уровня доходов в семье, обострение отношений семейного характера и социальную напряженность в данном обществе[21]. в сфере содействия занятости населения

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы ведут к очень серьезным издержкам социально-экономического характера. Самое главное последствие негативного плана представляет собой нерабочее состояние граждан, которые являются трудоспособными, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению экономического потенциала[22]. Следовательно, можно утверждать, что безработица является тормозом развития общества, а вместе с тем способствует недоиспользованию производственных ресурсов. А в результате всего этого уменьшается рост экономики в государстве, останавливается темп прироста ВНП.


1.2. Теоретические аспекты государственной политики в сфере занятости молодежи

Рынок труда молодежи выступает в качестве особого социально-демографического сегмента отечественной экономики, который подчиняется собственным закономерностям, которые необходимым является принимать во внимание в политике занятости населения[23].

Представляя трудоустройство молодежи в качестве комплексной социальной системы, появляется необходимость выделения в ней важнейших структурных элементов. К такого рода элементам относят: подготовку молодежи к выбору будущей профессии осознанного характера; освоение соответствующей профессии; поиск места работы и непосредственным образом сама процедура трудоустройства; адаптация и трудового характера социализация молодежи в производственной сфере[24]. Представленные элементы трудоустройства являются одновременно и необходимыми этапами трудоустройства в качестве процесса социального характера.

Молодых людей (14-30 лет), которые выходят на рынок труда, различают согласно возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данного рода социальной группе могут быть выделены, по меньшей мере, три подгруппы, у каждой из которых имеются собственные черты специфического характера.

Молодежь возрастом от 14 до 18 лет представляет в основе своей учащхся школ, училищ, колледжей и вузов. Как раз в данный период человеком усваиваются важнейшие ценности жизни, нормы общественного поведения обществе, он стремится адаптироваться к имеющимся условиям. В качестве одной из самых важных задач данного периода выступает выбор будущей профессии[25].

Представители указанной возрастной группы незначительным образом вовлечены в деятельность, которая является трудовой. Но при этом в отличие от молодежи самых развитых государств, где возраст вступления в трудовую жизнь объективным образом возрастает, молодежь России вынуждена начинать отношения социально-экономического характера значительно раньше. Казалось бы, все это должно приводить к результатам положительного характера, потому что у подростка происходит выработка установки на труд, самостоятельности, инициативности[26]. Тем не менее, трудовая деятельность, которая является ранней, не предоставляет возможности в полной степени получить должный уровень образования, а это изначально предполагает низкий квалификационный уровень.


Второй категорией являются молодые люди возрастом 18-24 лет, которые завершают или уже завершили подготовку профессионального характера, а вместе с тем уже отслужили в армии. Данного рода группа является достаточно уязвимой на рынке труда страны, потому что у нее нет должного опыта профессионального и социального характера и, как следствие, она является менее конкурентоспособной[27]. Трудоустройству молодежи мешают качественный уровень полученного ею образования и невостребованность на рынке труда выпускников учебных заведений. Сегодня больше 50% выпускников не могут найти работу согласно собственной специальности, а это негативным образом оказывает влияние на становление человека профессионального характера и установление его жизненного пути.

Молодые люди, которые принадлежат к первым двум подгруппам, как правило, в первый раз выходят на рынок труда и отличаются более низким уровнем образовательного и профессионального плана, они не имеют стажа работы[28]. Всеми данного рода факторами обуславливается более низкий уровень их конкурентоспособности. Вместе с тем как раз на данный период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили собственную профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы[29]. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к своей профессиональной деятельности. При этом безработица данной категорией молодежи воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям.

Различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основе своей работодатели не заинтересованы в молодежном труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве. Ощущается нехватка квалифицированного уровня молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве[30]. Это может сделать более сложными вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством некоторых реформ и вызвать кризис в определенного рода сферах. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, а это может вызвать деградацию трудового потенциала государства. Для государства это значит потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, которая способна эффективным образом принимать участие в развитии страны.


В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства являются чрезвычайно значимыми для молодых людей, с другой стороны - реализовать собственные потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому молодому человеку[31].

Положение в обществе молодежи устанавливается такого рода факторами, как: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить нужное образование, сделать карьеру, обеспечить собственные гражданские права и гарантии в социальном плане. Молодежную безработицу выделяют при рассмотрении проблем занятости населения по причине особого рода остроты ее последствий негативного характера[32].

Молодые люди могут быть характеризованы определенного рода неустойчивостью жизненных установок, отсутствием стажа на производстве и опыта трудовой деятельности и, как следствие, относительно низким статусом в профессиональном плане. По причине перенасыщенности рынка труда в качестве более конкурентоспособных категорий населения молодежь выступает как достаточно выраженная группа риска[33]. Вместе с тем, в отличие от иных социально уязвимых групп населения (к ним относят инвалидов и женщин), молодежь – самая перспективная категория рабочей силы. Притом, что еще полностью не сформироваласт как субъект трудовой деятельности, она является самой восприимчивой ко всем изменениям, имеет определенного рода способность к постоянной смене функций трудового характера, огромные возможности в профессиональном росте, самый продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

Молодежь в самой большой степени оказалась подверженной воздействию проявлений негативного характера новой социальной реальности в условиях рыночных отношений. Среди социальных ценностей труд зачастую оказывается на одном из последних мест[34]. Достаточно распространенным является убеждение в том, что труд - не источник жизненного успеха. Резкая социальная дифференциация молодежи согласно уровню их материальной обеспеченности вызвала неравенство шансов ее в получении тех видов труда, которые являются более престижными и финансово обеспеченными. Государство, которое призвано обеспечить равенство данного рода шансов у подрастающего поколения, к сожалению, пока данную проблему успешно не решает[35].


Изменить ситуацию в данном вопросе не представляется возможным без кардинального изменения всей государственной экономической, социальной и правовой политики. Пока же она - главная питательная почва, которая формирует негативного характера отношение к труду добросовестного характера, к труду в качестве очень важной социальной ценности, которая способствует развитию личности. В данной связи примечательным является такой факт: в государственной молодежной политике среди важнейших приоритетов отсутствует направление, которое связано с вопросами труда и занятости молодежи[36].

В анализе важнейших проблем в области трудоустройства молодежи могут быть выделены два важнейших подхода. Суть первого состоит в узкоотраслевой трактовке трудоустройства. Трудоустройство сводится в основе своей к приему на работу и мерам по уменьшению уровня безработицы. Второй подход представляет трудоустройство значительно несколько шире, как комплексную и системную проблему социального характера. Ее решение преследует более широкие задачи социального характера, а именно: 1) предоставить возможность молодым людям полностью развить собственные способности, 2) найти молодежи место в жизни, 3) найти молодежи собственное призвание[37].

В качестве актуальной и сложной социальной проблемы социально российского общества выступает оптимизация рынка труда и системы профессионального образования. Старые методы такого рода оптимизации не годятся, а новые еще только на стадии формирования[38].

В качестве основных направлений деятельности государственных органов по обеспечению экономической самостоятельности молодежи, которые предусмотрены в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, выступают такие:

  • создание условий для занятости молодежи[39];
  • содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан;
  • образование и реализация программ социальной адаптации и повышения уровня конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
  • обеспечение поддержки финансового характера мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь, для тех лиц, которые не достигли 18-летнего возраста, особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы (к ним относят детей-инвалидов, детей-сирот, детей, которые остались без попечения родителей), и молодых граждан из бывших военнослужащих Вооруженных сил РФ – то есть ветеранов боевых действий, а вместе с тем молодежи, которая проживает в сельской местности и районах Крайнего Севера;