Файл: осударственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре безработных молодежь составляет:

- 2016 год: 685/4063*100 = 16,9%;

- 2017 год: 558/3456*100 = 16,1%.

Как можно отметить, доля молодежи среди безработных сокращается на 0,8%, это может свидетельствовать о том, что больше молодых людей нашли работу.

При этом как положительный момент работы ГКУ ЦЗН ЛО можно заметить повышение доли трудоустроенной молодежи в общей численности трудоустроенных граждан.

На рисунке 2 представлено количество трудоустроенных граждан ГКУ ЦЗН ЛО.

Рисунок 2 - Численность трудоустроенных граждан за 2016-2017 годы, в том числе молодежи в Ленинградской области[62]

Наблюдается рост численности трудоустроенных граждан по Ленинградской области на 1607 чел. (20652-19045), в том числе трудоустроенной молодежи – на 1050 чел. (12001-10951)[63]. При этом возросла доля трудоустроенной молодежи:

- 2016 год: 10951/19045*100 = 57,5%;

- 2017 год: 12001/20652*100 = 58,1%.

Можно отметить. что проводимая политика в сфере занятости молодежи Ленинградской области становится более эффективной.

В 2017 году в РФ в среднем каждый день публиковалось более 31 тыс. вакансий для молодежи и практически более 290 тысяч резюме молодых специалистов. Доля вакансий для молодежи в среднем составляла почти 11% всех вакансий, что составляет каждую 9-ю вакансию.

Уровень безработицы в России среди молодежи 15-24 лет за 2015-2017 гг. в среднем равен 16%. Это в 2,5-3 раза выше, чем в среднем по РФ. Число вакансий для молодых специалистов в РФ в 2017 году было на почти 10% больше, чем в 2016 году[64].

Число резюме для молодежи в РФ в 2017 году стало выше на 35% в сравнении с 2016-м годом.

При этом на одну вакантную должность в среднем в 2017 году претендовали порядка 8 молодых специалистов.

На рисунке 3 представлено распределение спроса на молодых специалистов по округам РФ за 2017 г.

Как можно увидеть, больше всего возможностей для специалистов-молодых людей открыто в Москве и Московской области - порядка 14% всех вакансий данного региона.

Рисунок 3 – Распределение спроса на молодых специалистов по округам РФ в 2017 г., % от совокупного числа вакансий в РФ[65]

При этом Санкт-Петербург и Ленинградская область отстают от выше названного региона – находятся на 3-м месте – всего 13% от всех вакансий по России.

Однако можно отметить, что ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области намного лучше, чем в других регионах.


Уровень проникновения вакансий для молодых специалистов в округах РФ представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровень проникновения вакансий для молодых специалистов в округах за 2017 год[66]

Как можно увидеть, после Москвы и Московской области идет Санкт-Петербург и Ленинградская область – уровень проникновения вакансий для молодых специалистов составляет 12,6%. Это выше среднего показателя по России, который составляет чуть более 8%[67].

По резюме молодых специалистов видна немного иная картина (рис. 5).

Как можно увидеть, Санкт-Петербург и Ленинградская область находятся на 5-м месте среди регионов России – здесь уровень проникновения резюме молодых специалистов составляет 16,1% (при среднем по России – 15,8%[68]).

Рисунок 5 – Уровень проникновения резюме молодых специалистов в округах РФ за 2017 год, %[69]

В 2017 году в службу занятости Ленинградской области обратились 14158 чел. в возрасте 14-29 лет, из них: трудоустроены 12001 чел. (84,8%)[70].

Молодые граждане получили комплекс государственных услуг в рамках государственной социальной политики по содействию занятости молодежи[71]:

- по профессиональной ориентации – 23645 чел. возрастом 14-29 лет;

- по профессиональному обучению – 476 чел. возрастом 16-29 лет;

- по психологической поддержке – 243 чел. возрастом 16-29 лет;

- по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда – 263 чел. в возрасте 16-29 лет;

- по содействию самозанятости безработных граждан – 95 чел. в возрасте 18-29 лет;

- по временному трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, которые имеют среднее профессиональное образование и ищут работу впервые, – 26 чел.[72]

Для учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций проведены 35 ярмарок профессий, учебных мест и вакансий с целью оказания услуг профориентационного характера по выбору сферы деятельности, профессии, а вместе с тем и учебного заведения.

В ярмарках принимали участие 3603 школьника и свыше 100 профессиональных образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга[73].

Также в рамках программы проводилась работа по реализации мероприятия «Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке», в части возмещения за счет средств областного бюджета Ленинградской области свыше половины расходов работодателей на выплату заработной платы трудоустроенным несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и трудоустроенным выпускникам образовательных организаций, которые не имеют опыта работы по полученной специальности, в течение 3-х лет после окончания образовательных организаций высшего или среднего профессионального образования труд.


Был проведен опрос в Санкт-Петербурге и нескольких округах и районах (Приозерском, Тихвинском, Всеволожском) молодежи в количестве 632 чел. на предмет: «Какие основные проблемы Вы бы выделили в сфере занятости молодежи в современных условиях?».

На рисунке 6 представлены результаты ответов на данных вопрос.

Рисунок 6 – Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие основные проблемы Вы бы выделили в сфере занятости молодежи в современных условиях?»[74]

Таким образом, основными проблемами в государственной социальной политики в сфере занятости молодежи в регионе были названы:

- отсутствие в образовательных учреждениях профессионального образования студенческих центров занятости и трудоустройства выпускников;

- отсутствие регионального молодежного центра занятости;

- не оказывается содействие в развитии молодежного предпринимательства;

- недостаток мер по информационно-консалтинговым услугам для безработных граждан из числа молодежи, особенно желающих открыть собственное дело и др.

Нужно представить основные направления улучшения государственной политики в сфере занятости молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

2.2. Основные направления улучшения государственной политики в сфере занятости молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

В РФ в сложившейся ситуации социально-культурной и политической сфере процесс оптимизации государственной политики в сфере занятости современной молодежи России (особенно на региональном уровне) должен быть осуществлен по таким направлениям:

– улучшение качественного уровня образования с целью гармонизации отношений в обществе;

– усиление степень государственного взаимодействия с разного рода молодежными организациями и их объединениями;

– комплексность обеспечения процесса ориентации молодежи в профессиональном плане, которая включает развертывание системы направленного информирования молодежи;


– улучшение развития предпринимательства молодежи[75].

При всем этом нельзя не говорить о специфичности молодежи в отношениях, которые связаны с трудом и занятостью. Полученные эмпирическим путем сведения демонстрируют, что молодежи несколько сложнее психологически, чем людям среднего возраста, обращаться в государственные учреждения службы занятости населения. Вместе с тем несколько сложнее вовлекать молодежь в занятость временного характера и общественные работы по причине очевидной непрестижности таких видов деятельности, которые включены в состав общественных работ и мероприятий по временной занятости[76].

В связи с этим особенно важным является принимать во внимание специфичность молодежи и применять в указанной работе такого рода подходы[77]:

1. Осуществление предоставления услуг по трудоустройству в такого рода форме, чтобы молодежь не отказывалась от их получения по соображениям некоторой непрестижности в среде молодежи.

2. Обеспечение присутствия составляющей гражданско-патриотического характера общественных работ и занятости молодежи, которая является временной, с целью восприятия их в качестве участия в решении задачи государственного масштаба, удачный старт их карьеры, а не проявления некоторой безысходности.

3. Задействование собственного потенциала молодежных объединений и общественных организаций, которые действуют в сфере государственной молодежной политики, с целью решения задач по обеспечению определенного уровня занятости молодежи, при всем этом указанные организации должны быть некоторыми посредниками между молодежью и работодателем, а вместе с тем, при необходимости и службой занятости.

В перспективе долгосрочного характера с целью решения задач по снижению уровня напряженности на рынке труда региона для молодежи, в рамках компетенции органа по работе с молодежью Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно задействовать[78]:

– пропаганду и содействие органам образования в более широком внедрении ориентации в молодежной среде в профессиональном плане;

– пропаганду среднего профессионального образования в качестве формы реализации права молодежи на образование, в целях равномерности распределения обучающегося контингента согласно видам образования и предложениям по их занятости;

– поддержку разного рода программ обучения предпринимательству профессионального характера с целью образования предпринимательских компетенций;


– создание условий с целью самореализации молодежи, которая является талантливой;

– организацию обмена информационными сведениями с учреждениями профессионального образования по поводу состояния и перспектив развития рынка труда, требований к подготовке специалистов и их качественному уровню;

– исследование возможности проведения разработки проекта федерального закона с целью внесения в порядке инициативы законодательного характера в Гос. Думу Федерального Собрания РФ в таких аспектах:

а) по разработке и принятию нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок квотирования рабочих мест для молодежи, который включает в себя и критерии установления количества квотируемых рабочих мест с учетом условий труда в организации, а вместе с тем определяющих орган, который осуществляет контроль за исполнением квоты для молодежи;

б) внесение разного рода изменений в части законодательного закрепления возможности прохождения стажировки выпускниками не только по месту жительства, но и в иной местности, а вместе с тем повышения размера возмещения затрат на оплату труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в определенном субъекте РФ;

в) внесение разного рода изменений в Закон о занятости, которые устанавливают определенного рода возможность регистрации граждан в органах службы занятости в качестве безработных не только по месту их проживания, но и по месту пребывания[79].

1. При реализации программ летней занятости подростков и молодежи необходимым является обратить особого рода внимание на необходимость обеспечения занятости подростков с девиантным поведением как приоритетной, а вместе с тем воспитанников детских домов и домов-интернатов.

2. Стимулировать учреждения среднего профессионального образования к развитию на их базе разного рода студенческих центров занятости и трудоустройства выпускников, а вместе с тем оказывать содействие развитию движения студенческих трудовых отрядов.

3. Образовать региональный молодежный центр занятости с целью объединения усилий в направлениях работы студенческих центров занятости и трудоустройства выпускников, студенческих трудовых отрядов, развития предпринимательства среди молодежи и т.п.

4. Оказывать нужное содействие в развитии молодежного предпринимательства.

5. Проводить меры по услугам информационно-консалтингового плана для безработных граждан из молодежи, которые желают открыть собственный бизнес.