Файл: осударственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- материально-технического и финансового характера поддержка деятельности молодежных учебных организаций, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, свыше 75% численности работников которых - молодые граждане; поддержка предпринимательства среди молодежи[40].

Результаты анализа данных статистики и социологических исследований демонстрируют, что в сфере труда молодежи остается большое количество нерешенных проблем. Они – следствие важнейшего противоречия в современном положении молодежи на рынке труда, которое проявляется в повышающемся разрыве между ее притязаниями трудового характера и возможностями по их удовлетворению[41]. В условиях нарастающего уровня дифференциации доходов у населения молодежью одной из первых отвергается низкий уровень оплаты труда, нередко отдавая предпочтение нестабильным, но при этом высокодоходным видам деятельности, включая занятость в неформальном секторе экономики.

Вместе с тем, высокий уровень требований представителей молодежи к оплате труда делает достаточно проблематичным поиск подходящей работы. С одной стороны, это связано с отсутствием или недостаточностью практического опыта работы и необходимых профессиональных связей[42]. С другой стороны, по причине достаточно ограниченного круга вакансий на хорошо оплачиваемых местах работы, заполнение которых прямым образом связано с профессиональным опытом и налаженными связями. Данного рода противоречие в большинстве своем объясняет специфичность занятости молодежи и ее положение на рынке труда. Главная особенность - это растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи, а это само по себе является нежелательным и носит еще более негативный характер по причине того, что замедляется процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях, которые не престижны по той или иной причине для молодежи.

На сегодняшний день существует острая необходимость развития новых форм организации труда молодежи, которые адекватны духу рыночных отношений, стимулируют у молодых людей предприимчивость, позволяют им в практической деятельности приобщаться к работе в условиях рынка. Нерешенность проблемы приобщения к труду в подростковом возрасте, по сведениям психологических исследований, имеет непоправимые последствия негативного характера[43]. Выпускники школ, оканчивая учебные заведения, не знают, какого рода специальности в современных условиях являются востребованными на рынке труда, по причине чего, окончив через пять лет высшее учебное заведение, не могут не только трудоустроиться по специальности, но и найти место прохождения практики.


Законодательство в трудовой сфере Конституцией РФ относится к сфере совместного ведения РФ и ее регионов[44]. Все реформирование системы по разграничению полномочий между федеральными органами власти государства и органами государственной власти российских субъектов, которое осуществляется в последнее время, затронуло и сферу регулирования в правовом плане трудовых и иного рода непосредственным образом связанных с ними отношений, это вызвало изменение полномочий российских субъектов в данной сфере.

Сегодня регулирование вопросов занятости и трудоустройства регулируются Федеральным Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018)[45], который выступает в качестве центрального во всей системе актов законодательного характера в указанной сфере. Закон включает 7 глав и 39 статей. Данным Законом определяются экономико-правовые и организационные основы политики государства в сфере содействия занятости населения, включая и государственные гарантии по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы[46].

Подзаконными актами, которыми регулируются вопросы занятости населения, являются Указы Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 5.06.1992 г. (в ред. от 27.04.2000), «О самостоятельности федеральной службы занятости» от 14.06.1992 г.[47] Последним указом данного рода служба выделена из Министерства труда РФ в самостоятельный центральный орган исполнительной власти, который призван выполнять руководство по обеспечению политики государства в сфере занятости населения РФ.

В распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р «Основы государственной молодежной политики России до 2025 года» предполагается развитие моделей и форм по вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность, которая направлена на решение вопросов по самообеспечению молодежи. Для достижения данного рода целей будут реализованы разработанные мероприятия, которые направлены на[48]:

- вовлечение молодых людей в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и иного рода форм занятости молодежи;

- внедрение форм и технологий просвещения и ориентирования профессионального и социально-правового плана молодежи, помощи в составлении планов и развития эффективного характера карьеры молодежи на рынке труда;


- внедрение программ эффективного характера по развитию компетентности молодежи в социальном плане, которая необходима для продвижения на рынке труда;

- развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов по трудоустройству молодежи[49];

- создание условий для максимально гибкого включения молодежи в новые для себя виды их деятельности и на обеспечение ее прав и интересов, которые являются законными;

- поддержку и популяризацию разного рода инициатив и начинаний молодежи в сфере социально-экономического характера, сфере технологий и разработок научно-промышленных.

При этом предусмотрено оказание содействия в организации практики трудового характера и приобщение молодых людей к труду и решению задач по их самообеспечению[50]. При этом происходит поддержка мероприятий, которые направлены на построение самостоятельных взаимоотношений эффективного характера с участниками рынка труда, стимулирование развития молодежной творческой активности и ее ответственности за собственное будущее.

Усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовал мировой финансовый кризис, который был в конце 90-х годов и в 2008 году[51].

С одной стороны, имеющийся свободный диплом предоставляет возможность сделать выбор интересующего места работы молодого человека, а не «трудиться», где было ранее положено в СССР по распределению. С другой стороны - крайняя ограниченность вакансий, высокий уровень конкуренции и отсутствие опыта трудовой деятельности ведет к росту уровня безработицы среди лиц, который в первый раз выходят на рынок труда[52]. В кризисных условиях проблема роста уровня конкурентоспособности не в последнюю очередь решается компаниями посредством сокращения затрат на рабочую силу. Снижение численности занятых на отечественных компаниях коснулось, в первую очередь, самых менее конкурентоспособных групп населения, в качестве одной из которых выступает молодежь, а это серьезным образом ограничило ее возможности к реализации способностей на рынке труда потенциального характера.

Ситуация, которая складывается на отечественном молодежном рынке труда, в большинстве своем находится в зависимости от деятельности служб занятости в сфере трудоустройства. В современных условиях они являются способными обеспечить рабочими местами только небольшую долю молодых людей, которые обращаются к ним[53]. Это, в первую очередь, связано с высоким уровнем напряженности на рынке труда в условиях кризиса экономики, во вторую очередь, с тем, что у выпускников большого числа ВУЗов нет опыта трудовой деятельности, а низкий уровень стартовой заработной платы в сочетании с установкой на быстрое получение должности с высоким уровнем оплаты выступает в качестве тормоза при их трудоустройстве.


Попросту не существует универсальных рецептов по преодолению безработицы среди молодежи[54]. Правительства большого количества государств осознают остроту проблему в сфере молодежной безработицы и направляют большое количество финансовых средств на адаптацию молодежи к рынку труда.

2. Характеристика государственной социальной политики в сфере занятости молодежи на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.1. Молодежь на рынке труда и основные направления
государственной социальной политики в сфере занятости
молодежи в регионе

В Ленинградской области основным органом занятости населения является ГКУ ЦЗН ЛО[55]. В 2017 году рынок труда Ленинградской области развивался стабильно с проявлением тенденции постепенного снижения регистрируемой безработицы.

Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи Ленинградской области проводится на основе Постановления Правительства Ленинградской области от 07.12.2015 г. №466 «Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области»[56].

В Подпрограмме №1 «Активная политика содействия занятости населения на рынке труда Ленинградской области» в качестве основной задачи указано повышение трудовой мотивации инвалидов молодого возраста в процессе содействия их трудоустройству (сроки реализации 2016-2024 гг.). В качестве результатов реализации подпрограммы ожидается, что удельный вес занятых инвалидов, относящихся к молодежи, которые нашли работу в течение 3-х мес. после прохождения профессионального обучения, будет не менее 40%[57]. Предусмотрено образование центров деловой активности на территориях всех муниципальных районов и городского округа Ленинградской области.


В подпрограмме №4 «Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в качестве основной задачи указано привлечение талантливой молодежи с целью получения образования в образовательных учреждениях, которые расположены на территории Ленинградской области[58].

В рамках реализации данной задачи предусмотрено:

- предоставление возможности участия в олимпиадах детям из числа переселяемых соотечественников для определения талантливой молодежи и ее привлечения с целью обучения в образовательных организациях Ленинградской области;

- использование возможностей 11 многопрофильных ресурсных центров, которые созданы в регионе на базе образовательных организаций профессионального характера, которые подведомственны комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, с целью подготовки рабочих кадров и специалистов, включая и из числа молодежи (8 - по укрупненным группам специальностей согласно направлениям развития промышленности, 3 - согласно направлениям развития агропромышленного комплекса).

Начиная с апреля 2017 года, наметилась тенденция постепенного снижения безработицы[59].

Безработица сократилась как к началу 2017 года, так и к соответствующему периоду года.

Поддержанию стабильной ситуации и недопущению резкого роста безработицы на рынке труда Ленинградской области способствовала реализация мероприятий Государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области» (далее – госпрограмма) (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года № 466).

С начала 2017 года Ленинградская область продолжала сохранять среди субъектов РФ позицию региона с низким уровнем регистрируемой безработицы[60].

В 2017 году зарегистрировано безработными 9672 человек, а что на 1266 человек меньше, чем в 2016 году (10938 человек).

На рисунке 1 представлена численность безработных за 2016-2017 годы, в том числе безработной молодежи в Ленинградской области (на конец года).

Рисунок 1 - Численность безработных за 2016-2017 годы (на 31 декабря), в том числе безработной молодежи в Ленинградской области[61]

Как можно увидеть из данных рисунка 1, численность зарегистрированных безработных снизилась в Ленинградской области на 607 чел. (3456-4063), в том числе молодежи – на 127 чел. (558-685). Налицо улучшение ситуации на рынке труда Ленинградской области.