Файл: Совокупный спрос. Обоснование траектории кривой совокупного спроса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость проверки значимости каждого коэффициента регрессии возникает при численности объектов анализа менее 30 единиц, поэтому проверка осуществляется путем расчета /-статистики. Далее производится сравнение эмпирического значения с критическими значениями по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости 0.05 и числа степеней свободы вариации равного 9 (k = 12-2-1). В нашем случаем tma6n = 2.26, поэтому построенная многофакторная модель адекватна, коэффициенты значимы. Модель пригодна для принятия решений и прогнозов (табл. 3).

На основе регрессионного анализа получено уравнение регрессии, описывающее зависимость результативного признака (совокупный спрос на картофель) от факторов (объем производства картофеля и среднедушевой денежный доход): у = 176.343 + 0.813 x1 – 0.005 x5.

Таблица 2.3 - Проверка гипотезы о статистической значимости коэффициентов регрессии, характеризующих степень значимости факторных признаков от совокупного спроса на картофель в Иркутской области за 2004-2015 гг.

Показатели

7-пересечение

Переменная X1

Переменная X5

Коэффициенты

176.343

0.813

-0.005

Стандартная ошибка

93.95

0.13

0.00

t-статистика

2.88

6.07

3.12

P- Значение

0.09

0.00

0.01

Нижние 95%

-36.18

0.51

-0.01

Верхние 95%

388.86

1.12

0.00

Затем необходимо получить прогнозные значения факторов, используемых в модели, для построения прогноза результативного признака.

На основании полиномиального тренда второго порядка получим следующие уравнения:

  • для производства картофеля во всех категориях хозяйств Иркутской области: у = 811.7 + 3.842" t2 - 59.129 t (R2= 0.78);
  • для среднедушевого денежного дохода населения Иркутской области: у = 1204.8 + 22.376 t2 + 1131.9" t(R2= 0.99).

На основе прогноза выявлены наиболее вероятные показатели производства картофеля и среднедушевого денежного дохода, которые приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Прогнозные значения объемов совокупного спроса на картофель, производства и среднедушевого денежного дохода населения Иркутской области на 2015-2016 гг.

Показатели

Годы

2015

2016

Объем производства картофеля, тыс. т

692.3

736.9

Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб.

19701.0

21437.1

Совокупный спрос на картофель, тыс. т

640.7

668.3


Используя прогнозные значения факторов и уравнение регрессии, рассчитаем объемы совокупного спроса на картофель. Прогнозные значения совокупного спроса на картофель на 2015-2016 годы увеличиваются за счет повышения объемов производства картофеля и снижаются за счет увеличения среднедушевых денежных доходов населения. Таким образом, совокупный спрос на картофель в 2016 году увеличится до 668.3 тыс. т, что на 8.2% выше, чем в 2015 году. Необходимо отметить, что один из факторов оказывает отрицательное влияние на результативный признак. Совокупный спрос на картофель снижается при увеличении среднедушевых денежных доходов населения.

На основании проведенных исследований нами выделены основные направления по увеличению предложения картофеля и повышению спроса на него:

  1. Диверсификация производства картофеля, увеличение ассортимента картофеля и продуктов его переработки.
  2. Развитие индустриального крупнотоварного производства картофеля на базе высокотоварных коллективных хозяйств, а также уменьшение доли хозяйств населения (с использованием ручного труда) в производстве картофеля.
  3. Стимулирование спроса на картофель и продукты его переработки путем информирования потребителей о качестве и полезных свойствах картофеля как диетического продукта.
  4. Развитие фирменной торговли путем применения современной упаковки для картофеля (сетка-мешок, сетка-рукав, вакуумная упаковка и др.).
  5. Развитие закупок картофеля на тендерных площадках для государственных нужд (школы, детские сады, больницы, армия, колонии и т.д.), развитие сети пунктов общественного питания.

Заключение

Итак, подведем итоги проведенного анализа. Если в соответствии с аксиомами упорядоченности и ненасыщения ввести в рассмотрение графы бинарных отношений предпочтения и безразличия и с их помощью проанализировать утверждения аксиомы транзитивности, то обнаруживается, что только одно из них (X f Z, если X f Y а Y f Z) истинно. Все же остальные, содержащие хотя бы одно условие, содержащее отношение безразличия, могут быть истинными лишь для некоторых наборов. В общем же случае для любых наборов они ложны.

Это означает, что аксиома транзитивности в случае хиксовских (любых) наборов благ в общем случае не совместима с аксиомами полной упорядоченности и ненасыщения. В этой связи гипотеза Хикса о способности потребителя ранжировать по предпочтению наборы благ, состоящие из любых, а не только из взаимосвязанных благ, как это полагал Парето, не может рассматриваться адекватной и служить базисом для построения теории потребительского спроса.


Видимо не случайным является тот факт, что порядковая теория оказалась неэффективной, о чем уже говорилось выше, для решения задач, касающихся индивидуального и совокупного спроса, а многие из порядковых функций полезности просто не удовлетворяют требованиям корректной записи математических выражений с именованными величинами.

Следует отметить, что на языке репрезентативной теории измерений порядковый подход к построению функций полезности, вопреки распространенному мнению, все же подразумевает измерение полезности, но по шкале более низкого (лишь второго) уровня - шкале порядка. Кардиналистский же подход, подразумевает измерения по шкале четвертого уровня - по шкале отношений. Отметим так же, что с результатами измерений по шкале порядка допустимыми являются лишь ограниченное число математических операций.

В качестве альтернативы порядковой теории в настоящее время находит распространение другой подход к построению функций полезности - на базе анализа торговой статистики (в рамках так называемой обратной задачи теории потребительского спроса). Однако, по нашему мнению, количественный подход не исчерпал всех своих возможностей. Психофизическому обоснованию дифференциального уравнения кардиналистской полезности, его решению и интерпретации посвящена наша следующая работа.

Список литературы

  1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. СПб., 2011, 506с.
  2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики» 2015. - 416 с. (стр.239).
  3. Бобок В.К. Значение макроэкономической теории Кейнса для современной рыночной экономики // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 1. С. 5—21.
  4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х томах / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб, Экономическая школа, 2015. Т. 1. 349 с..
  5. Горбунов В.К. Математическая модель потребительского спроса. М., «Экономика», 2015, 176 с.
  6. Государственный комитет статистики Украины. URL: http:// www.ukrstat.gov.ua (дата обращения: 20.06.2016).
  7. Дмитриев А.Г., Козелецкая Т. А., Герман Е.А. Теория потребительского спроса: Психофизическое обоснование дифференциального уравнения кардиналистской полезности; интерпретация решения. // Журнал экономической теории (вредакции)
  8. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2013, 861с.
  9. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2015. 339 с.
  10. Микроэкономика: практический подход: учебник/ кол. авт.; под ред. проф. А.Г.Грязновой и проф. А.Ю.Юданова. М., 2012,704с.
  11. Политическая экономия (экономическая теория): Учебник/ Под общей редакцией д.э.н., проф. В.Д.Руднева. М., 2013, 856с.
  12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник для бакалавров. М., 2013, 543с.
  13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 20.11.2015).
  14. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред и вступ. ст. Р.М. Энтова. - М., Издательская группа «Прогресс», 2014, 488 с. (Экономическая мысль Запада)
  15. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В. Чечеле- вой. - М.: Издательство "Экзамен", 2011, 592 с.
  16. Энтов. Р.М. Экономическая теория Дж.Р. Хикса. // Вступ. ст. к кн. Дж.Р. Хикс. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ.ред и вступ. ст. Р.М. Энтова. - М., Издательская группа «Прогресс», 2014, 488 с. (Экономическая мысль Запада).
  17. Afriat S.N. The construction of utility function from expenditure data // International Economic Reviev/ 1967. V.8. Varian H. The nonparametric approach to demand analysis. // Econometrics, 1982,V. 50, № 4. Non- parametric test of consumer behaviors. // The Review of Economic Studies. 1983, № 50.
  18. Debreu G., Theory of Value, Cowles Foundation Monograph, 17, New York, John Wiley and Sons, Inc., 1959.
  19. Stevens S.S. On the theory of scales of measurement.. \\ Science, 1946, v.103. p.677-680. Кнорринг В.Г. Развитие репрезентативной теории измерений. // Измерения, контроль, автоматизация. №11-12, (33-34), 1980 г. Hall A.D. A methodology for systems engineering. D. Van Nostrand Company, Inc. 1965, 440 p. (Перевод. А. Д.Холл. Опыт методологии для системотехники. М. Изд. " Сов .радио", 1975 г. 449 с.)