Файл: Совокупный спрос. Обоснование траектории кривой совокупного спроса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но решение данной проблемы предполагает определение исходной ситуации формирования цены в данной отрасли и других отраслях производства. Эта проблема в теории Маркса получает решение на основе определения исходной ситуации неравновесия отрасли, которая используется для объяснения формы движения цен в отдельных отраслях производства или механизма формирования и изменения неравновесных цен. В неоклассической теории процесс формирования и изменения спроса в отрасли остается без объяснения, так как в ней отсутствует объяснение механизма формирования и изменения цен.

В теории Маркса решается данная проблема, которая не получает решения в неоклассической теории. Это решение основано на разграничении понятий равновесной и неравновесной цены и предполагает исходное определение уровня или величины равновесной или средней цены.

Проблемы формирования спроса имеют и другой немаловажный аспект. У неоклассических авторов принимается, что формирование спроса в исходной неравновесной ситуации в отрасли и его последующие изменения происходят вне связи с процессами формирования и изменения спроса в остальных группах отраслей общественного производства. Эта особенность неоклассической теории спроса выражается в определении "прочих равных условий" функции спроса. Названные авторы не дают объяснения содержания определения "прочих равных условий", принимаемых в неоклассической функции спроса, которые определяют макроэкономические условия процесса формирования спроса в отдельной отрасли общественного производства. Т.е. у названных авторов отсутствует прямое определение или характеристика ситуации формирования спроса, предложения и цен в тех отраслях производства, которые входят в состав "прочих равных условий" при построении отраслевой функции спроса.

Из констатации данного положения логично сделать вывод, что ситуацию формирования спроса, предложения и цен в этих отраслях общественного производства необходимо рассматривать как ситуацию "равновесия" этих отраслей. Но констатация данного положения означает, что процесс формирования спроса в отдельной отрасли в определении неоклассической теории реализуется в отрыве от процессов формирования спроса в других отраслях общественного производства. Условия "равновесия" в этих отраслях предполагают формирование спроса в размерах, которые соответствуют размерам предложения.

Но это определение величины спроса в данных отраслях находится в противоречии с определением размеров спроса по "формуле" взвешенных предельных полезностей. Из данной "формулы" следует, что величина спроса у индивидов в "дополняющих" данную отрасль группах отраслей должна формироваться как функция цены в выделенной отрасли, но безотносительно к размерам предложения. Но условия "равновесия" этих отраслей или равенства в них спроса и предложения предполагает выполнение прямо противоположного условия или условия о том, что величина спроса должна изменяться в этих отраслях при изменении цен в выделенной отрасли.


Из этого следует то, что в определении размеров спроса в неоклассической теории содержится очевидное противоречие, которое выражается в том, что предлагаемое определение размеров спроса на основе правила или "формулы" "взвешенных" предельных полезностей не может быть реализовано при выполнении "прочих равных условий", принимаемых при построении функции спроса.

Т.е. получается, что определение "прочих равных условий" в функции спроса означает, что спрос в отдельной отрасли общественного производства должен формироваться как бы по "остаточному" принципу по отношению к тому спросу, который покупатели данной отрасли предъявляют на других отраслевых рынках. Но это определение механизма формирования спроса проблматично совместить с определением механизмов формирования и изменения спроса, которые действуют в реальной рыночной экономике.

В теории Маркса принимается, что спрос в отрасли 1 формируется параллельно и одновременно с формированием спроса в отраслях 2, 3, 4,..., n. Это означает, что, во-первых, отдельные индивиды, исходя из данных цен в различных отраслях производства и величины своих доходов, определяют те отрасли, в которых они готовы выступать в роли покупателей, или те производимые продукты, на продукцию которых они готовы предъявлять свой спрос. Т.е. в теории Маркса принимается, что действует некоторый механизм выбора потребителями отдельных отраслей, на рынках которых они выступают в роли покупателей, и этот выбор реализуется в условиях существующих ценовых ограничений. В неоклассической теории, напротив, не раскрывается механизм "включения" и "выключения" индивидов с рынка выделенной отрасли, что находит свое выражение в определении числа покупателей как некоторой данной или исходной величины, определение которой выводится за пределы построенной модели формирования спроса.

Во-вторых, в теории Маркса принимается, что спрос в различных отраслях общественного производства формируется не так, что его объемы оказываются связанными условиями формирования "равновесия" в выделенных отраслях, как это принимается в неоклассической теории. Т.е. в теории Маркса величина спрос на потребительские товары определяется в форме, которая исключает выполнения условий достижения состояния "равновесия" тех групп отраслей, параметры которых входят в определение "прочих равных условий" функции спроса выделенной отрасли. Итак, мы выделили проблемы в положениях неоклассической теории спроса и показали отличия в определении исходной ситуации формирования спроса в трактовке неоклассической теории и теории Маркса. В теории Маркса в противоположность определениям неоклассической теории объяснение механизма формирования спроса в одной группе отраслей, выпускающих потребительские товары, предполагает рассмотрение в качестве начальной "точки" этого процесса ситуацию одновременного формирования предложения по ценам, равным стоимости во всех отраслях рыночной экономики. Это определение отправного пункта в объяснении процесса формирования спроса в теории Маркса выражает специфику ее подхода к объяснению формы взаимосвязей предложения, спроса и цен, но не выделяется у названных марксистских авторов.


Глава 2 Специфика формирования совокупного спроса в России

2.1 Макроэкономические модели совокупного спроса и особенности их применения в России

Современный этап развития экономической науки и практики, который характеризуется глобальным экономическим кризисом, породил множество дискуссий по поводу целесообразности применения существующих моделей хозяйствования. Одним из спорных вопросов экономической теории является вопрос о целесообразности государственного вмешательства в экономику. На данный вопрос невозможно ответить без углубленного анализа теории совокупного спроса.

Основы теории совокупного спроса представлены прежде всего в работах Дж. М. Кейнса и его последователей — видных кейнсианцев, посткейнсианцев и нео- кейнсианцев Е. Домара, П. Самуэльсона, С. Фишера, Э. Хансена, Дж. Хикса, Р. Харрода, а также их оппонентов М. Фридмена, Ф. Хайека, О. Уильямсона.

Весомый вклад в научные исследования совокупного спроса внесли также К. Эклунд, В. Коссов, А. Левин, А. Оукен, В. Парето, Дж. Сакс, Е. Слуцкий, В. Швырков, Й. Шумпетер и многие другие ученые.

Среди современных российских и зарубежных ученых, которые работают над данной проблемой, следует назвать Л. Абалкина, Н. Антохонову, В. Бабича, Е. Балацкого, В. Беседина, В. Бобока, С. Богачева, И. Бондарь, В. Висящева, В. Гееца, С. Губанова, Б. Данилишина, С. Дзарасова, И. Евдокимову, М. Зверякова, Б. Квас- нюка, Т. Ласкову, С. Любимцеву, И. Осадчую, Б. Панасюка, А. Савченко, М. Сай- кевич, А. Сорокина, Л. Шинкарук.

Осуществление рыночных преобразований в странах с трансформационной экономикой требует теоретического анализа наиболее значимых из существующих моделей совокупного спроса, которые большинством исследователей принимаются как базовые в макроэкономической теории.

Такой анализ необходим для теоретического обоснования модели развития, которая бы дала возможность осуществить необходимые реформы и достичь экономического роста в странах с трансформационной экономикой.


Наиболее распространенным в теории является определение совокупного спроса (aggregate demand) как общего количества товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители (частные предприятия, государственные организации, домашние хозяйства, зарубежные покупатели и др.) при разном уровне цен в стране.

Общепринятым также является изображение совокупного спроса в виде кривой AD зависимости спроса от цены. Следовательно, совокупный спрос также представляют как шкалу, графически изображаемую в виде кривой, определяющей различные объемы товаров и услуг, то есть реальные объемы производства, которые внутренние потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВВП, который приобретут покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП они купят. Таким образом, уровень цен и реальный объем ВВП, на который предъявлен спрос, находятся в обратной, или отрицательной, зависимости друг от друга[8].

Кривая совокупного спроса (рис. 2.1) имеет отрицательный наклон, что отражает обратную зависимость уровня цен и закупок реального национального продукта. Соответственно, рост уровня цен обусловливает уменьшение спроса и наоборот.

Рис. 2.1 - Кривая совокупного спроса (AD)

Кривая AD показывает изменение суммарного (общего) уровня расходов домашних хозяйств, частных предприятий и организаций, государственных учреждений и иностранных агентов в зависимости от уровня цен на товары и услуги. Графическое представление этой кривой показывает, что при росте уровня цен в стране объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет низким и, соответственно, при уменьшении уровня цен в стране объем реального ВВП будет высоким.

Совокупный спрос AD отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. На самом деле совокупный спрос — это некая абстракция, результат агрегирования спроса на отдельные товары. Поэтому он не может иметь натурального измерения.

Кривая совокупного спроса (AD) не может быть получена путем суммирования индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые — остаются без изменения.


Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, которые объясняют отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более ценных товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение размера спроса на один товар компенсируется соответствующим ростом размера спроса на другой товар.

Наиболее значимый вклад в исследование совокупного спроса внес выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс. Теория Дж.М. Кейнса — это прежде всего теория эффективного спроса, основная идея которой состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг.

Кейнс настойчиво отвергал положение классической экономической школы о том, что «предложение рождает спрос», которое он именовал законом Сэя. Исходя из этого, Кейнс сделал вывод о том, что стабилизационная политика государства должна быть направлена на управление совокупным спросом.

Кейнс доказал, что не любой желаемый спрос всегда эффективен и что, следовательно, в каких-то частях экономики может возникнуть избыточное предложение, не покрываемое избыточным спросом в других ее частях. Кейнс разделил совокупный спрос на два подмножества;

Д = Д1 + Д2,

где Д1 — это все расходы, которые зависят от уровня совокупного дохода и, таким образом, от уровня занятости, а Д2 представляет собой ту часть спроса, которая от дохода не зависит.

Так Кейнс сформулировал свой «основной психологический закон», согласно которому предельная склонность к потреблению всегда меньше единицы. Кейнс фактически заявил, что спрос никогда не совпадает с предложением, иначе говоря, закон Сэя неприменим.

Доказав, что система рыночных отношений не является совершенной, Кейнс указывает на необходимость государственного вмешательства в экономику. Но это вмешательство должно носить экономический характер[9].

По Кейнсу, совокупный спрос складывается из 4 следующих компонентов.

Потребительские расходы (С). Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения (в физическом выражении), и наоборот.