ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 720

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Катастрофа – авария, сопровождающаяся гибелью людей.Классификация чрезвычайных ситуаций:

a) природного характера:

-стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи);

-техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических,биотехнологическихобъектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах);

- антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы

под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной

деятельности;

- социально-политические конфликты (военные, социальные);

-по масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, региональные, национальные и глобальные;

б) по скорости распространения опасности (темпу развития): внезапные, быстро распространяющиеся, умеренные, плавные «ползучие» катастрофы.

Основные последствия ЧС:

    • разрушения;

    • затопления;

    • массовые пожары;

    • химические заражения;

    • радиоактивные загрязнения (заражение);

    • бактериальное (биологическое) заражение.

    Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери) является следствием взаимодействия многих явлений.

    Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:

    • ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;

    • нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности;


    • низкая трудовая дисциплина;

    • стихийные бедствия, военные конфликты.

    Наиболее характерными последствиями аварий являются взрывы, пожары, обрушение зданий, заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

    9.2.2 У с л о в и я в о з н и к н о в е н и я и с т а д и и р а з в и т и я

    ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й. Характерными условиями возникновения ЧС являются:

    а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы, в которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность);

    б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения


    в) экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания), способствующих повышению факторов риска.

    В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

    а) первая – стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

    б) вторая – инициирование чрезвычайного события;

    в) третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска – энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

    г) четвертая – стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

    9.2.3 П р и н ц и п ы и с п о с о б ы о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о с т и ж и з н е д е я т е л ь н о с т и в ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и я х. Основными принципами защиты населения в ЧС являются:

    а) заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий на всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержания их в готовности для использования, а также подготовку и проведение мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);

    б) дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий. Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источника опасных и вредных факторов, а также от местных условий;

    в) комплектность проведения защитных мероприятий для создания безопасных и здоровых условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях обстановки. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов средств защиты от последствий стихийных бедствий. производственных аварий и катастроф, а также современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

    В современных условиях безопасность жизнедеятельности при ЧС достигается путем проведения комплекса мероприятий, включающих три основных способа защиты:

    а) эвакуация населения из мест (районов) где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов;


    б) использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;

    в) применение коллективных средств защиты.

    Наряду с этим для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных условиях осуществляются:

    - обучение населения действиям в ЧС;

    - своевременное оповещение об угрозе и возникновении ЧС;

    - защита воды, продуктов питания от заражения радиоактивными, токсичными и бактериальными веществами;

    - радиационная, химическая и бактериологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль;

    - профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия;

    - требуемые режимы работы и поведения населения в зонах риска;

    - санитарная обработка людей, дегазация, дезактивация и дезинфекция материальных средств, одежды и обуви, зданий и сооружений.

    9.2.4 О с н о в н ы е с ц е н а р и и у п р а в л е н и я в ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и я х. Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, землетрясений в Армении показывает, что схема выхода из ЧС одинакова при всех ее видах:

    - создается правительственная комиссия;

    мобилизуются части и невоенные формирования гражданской обороны, армия, противопожарные подразделения, милиция, добровольцы, иногда без соответствующей подготовки и экипировки;

    - путем героических усилий ликвидаторы добиваются определенной локализации аварии или катастрофы;

    - предпринимаются первоочередные (далеко не исчерпывающие) меры по спасению населения и его жизнеобеспечению, в некоторой степени стабилизируется ситуация. При этом полная информация в масштабах ката

    строфы и величине потерь, особенно в первоначальный момент времени отсутствует или преуменьшается, в силу чего ресурсы, выделенные из центра, других государств, не могут компенсировать нанесенный ущерб. С течением времени негативные последствия ЧС накапливаются, а потребность в компенсационных ресурсах возрастает. В дальнейшем формируется программа неотложной помощи, которая из-за недостатка ресурсов, отсутствия действенных механизмов реализации и контроля не выполняется в полном объеме.

    Последствиями подобного сценария управления являются:

    • углубления социальных конфликтов за счет накопления величины не компенсируемого ущерба;

    • рост недоверия масс к правящим структурам;

    • деградация генофонда.

    В настоящее время подобный сценарий неприемлем, так как неспособность отдельных государств справиться с ликвидацией крупных ЧС неизбежно ведет к возникновению вторичных последствий.

    9.2.5 Х а р а к т е р и с т и к а ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й т е х н о г е н н о г о х а р а к т е р а. Транспортные аварии. Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:


    • удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период;

    • ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, тупики и подъездные пути;

    • необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;

    • затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;

    • труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения пожарной техники;

    • наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;

    • необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;

    • трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии;

    • организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;

    • организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности.

    Внезапное обрушение сооружений и зданий. Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким-то побочным фактором. Например, большое скопление людей, активная производственная деятельность в разгар рабочего дня, проходящий подвижной состав. В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы. и сопровождаются большими жертвами.

    Аварии на электроэнергетических сетях. Подобные аварии приводят к ЧС, обычно, из-за вторичных последствий и при условии наложения на них каких-либо чрезвычайных условий. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии на электроэнергетических сетях в зимнее время года, а также удаленных и труднодоступных районах. Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холодные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев.

    Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.

    Аварии на очистных сооружениях. Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким отрицательным воздействием на обслуживающих пер-

    сонал и близлежащие населенные пункты, но и большими залповыми выбросами отравляющих, токсичных и просто вредных в больших количествах веществ в окружающую среду.

    9.2.6 В о з д е й с т в и е у д а р н о й в о л н ы. Ударная волна представляет собой область сжатого воздуха, образовавшаяся в результате резкого расширения воздушных масс, вследствие взрыва и распространяющаяся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Количественной характеристикой ударной волны является избыточное давление Рф (Па). Избыточное давление фронта является разностью давления фронта и атмосферного давления.


    Избыточное давление фронта в основном воздействует на крупногабаритные объекты (здания, сооружения). На мелкие предметы с малой массой более сильное воздействие оказывает скоростной напор или поток воздуха, который движется вслед за фронтом ударной волны с большой скоростью. Скоростной напор может сместить устройство, опрокинуть и вызвать инерционное разрушение.

    9.2.7 В о з д е й с т в и е с в е т о в о г о и з л у ч е н и я. Световое излучение - вид лучистой энергии, включающее инфракрасное, ультрафиолетовое и видимое излучение. Материалы из органических веществ оплавляются или темнеют при попадании на них тепловой энергии величиной до 60-70 кал/см2, а при большей энергии могут воспламениться.

    Для защиты оборудования от светового излучения следует устанавливать его за экранами, окрашивать в светлые тона, уязвимые элементы покрывать огнезащитной краской, горюче-смазочные материалы следует хранить в металлической таре.

    Таким образом, для защиты устройства от воздействия светового излучения необходимо окрасить внешнюю поверхность корпуса краской светлых тонов или расположить его в месте недоступном для прямого попадания светового излучения.

    9.2.8В о з д е й с т в и е э л е к т р о м а г н и т н о г о и м п у л ь с а. Электромаг­нит­ный импульс представляет собой электрические и магнитные поля, возникающие в результате воздействия гамма - излучения на атомы окружающей среды и образования потока электронов и положительных ионов. Продолжительность его действия составляет несколько десятков миллисекунд.

    При отсутствии специальных мер защиты электромагнитный импульс может вызвать повреждение радиоэлектронной аппаратуры и нарушения работы электрических устройств.

    Для данного устройства, устанавливаемого в автомобиле т не имеющего антенных устройств, а также длинных линий связи, основную опасность представляет импульс, прошедший по цепи питания. Для защиты прибора от электромагнитного импульса в нем предусмотрены плавкие вставки в цепи питания.

































    Заключение


    В ходе дипломного проектирования была разработана система автоматического регулирования освещения дороги автомобиля. Система была рассчитана на устойчивость. Расчет показал, что данная система устойчива и удовлетворяет заданным параметрам по быстродействию и точности. Также было проведено технико-экономическое обоснование, которое показало, что разработанная система дешевле и конкурентно-способней, чем существующие аналоги. В результате, можно сделать вывод, разработанная САР освещения дороги автомобиля может применятся в автомобильной промышленности как в России, так и за рубежом.

    512