Файл: Товарные запасы и управление ими в оптовой торговле, на пример реально существующей организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарными запасами в торговли
1.1. Понятие, виды товарных запасов и показатели их оценки
1.2. Планирование товарных запасов в торговле
Глава 2. Анализ управления товарными запасами мв ООО «Бытовая химия»
2.1.Характеристика предприятия
3.1.Внедрение метода АВС-управления товарными запасами
Глава 2. Анализ управления товарными запасами мв ООО «Бытовая химия»
2.1.Характеристика предприятия
ООО «Бытовая химия» работает на российском рынке парфюмерии, косметики и бытовой химии.
Компания представляет своим покупателям следующие торговые марки:
1) эксклюзивные: Bratz, Nova, Surcare, Yplon, Astera-Aroma, Tom&Jerry, Revlon, Nepia, Bourjois (гели для душа), Opilca;
2) собственные: EGO, Lili White, Пляж, Fresh Zone, Fresh Express, ДЖАЙВ, Acula.
В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «Бытовая химия».
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности «Бытовая химия» в 2014-2015 гг.[43]
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарооборот, тыс. р. |
||||
в действующих ценах |
241143,30 |
250671,78 |
9528,48 |
103,95 |
в сопоставимых ценах |
241143,30 |
236482,81 |
-4660,49 |
98,07 |
Валовой доход, тыс. р. |
39508,51 |
42517,11 |
3008,60 |
107,62 |
в % к товарообороту |
16,38 |
16,96 |
0,58 |
103,52 |
Издержки обращения, тыс. р. |
32623,14 |
33480,47 |
857,33 |
102,63 |
в % к товарообороту |
13,53 |
13,36 |
-0,17 |
98,73 |
Прибыль от реализации, тыс. р. |
6885,37 |
9036,64 |
2151,27 |
131,24 |
в % к товарообороту |
2,86 |
3,60 |
0,75 |
126,26 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
61 |
64 |
3 |
104,92 |
Товарооборот на 1 работника (производительность труда), тыс. р. |
3953,17 |
3916,75 |
-36,42 |
99,08 |
Фонд оплаты труда, всего |
16945,8 |
20029,44 |
3083,64 |
118,20 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. р. |
23,15 |
26,08 |
2,93 |
112,66 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. |
19 |
12 |
-7,00 |
63,16 |
Фондоотдача, р. |
12691,75 |
20889,32 |
8197,56 |
164,59 |
Фондорентабельность, % |
36238,79 |
75305,33 |
39066,54 |
207,80 |
Общая площадь, кв. м. |
1381,6 |
1381,6 |
0,00 |
100,00 |
Товарооборот на 1 кв. м. площади, тыс. р. |
174,54 |
181,44 |
6,90 |
103,95 |
По представленным в таблице 1 данным видно, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. отмечается увеличение объема товарооборота в действующих ценах на 9 528,48 тыс. руб. или 3,95% при снижении его величины в сопоставимых ценах на 4 660,49 тыс. руб. или 1,93%. Это говорит о том, что в целом отмечается тенденция снижения объема покупательского спроса на товары, предлагаемые Компанией. Рост товарооборота в действующих ценах обусловлен только повышением отпускных цен.
На этом фоне сумма полученного валового дохода увеличилась на 3 008,60 тыс. руб. или 7,62%, также отмечается рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту на 0,58%.
Увеличение объемов деятельности предприятия, повышение стоимости услуг сторонних организаций, размера окладов сотрудникам и другие факторы привели к росту суммы издержек обращения на 857,33 тыс. руб. или 2,63%. Однако снижение уровня издержек обращения по отношению к товарообороту говорит о повышении эффективности их формирования.
В результате сложившейся динамики валового дохода и издержек обращения сумма прибыли от продажи возросла на 2 151,27 тыс. руб., а ее уровень к товарообороту повысился на 0,75%, что свидетельствует о повышении уровня рентабельности основной деятельности Компании.
Среднесписочная численность работников возросла на 3 человека или 4,92%, что на фоне менее значительного роста товарооборота в действующих ценах привело к снижению производительности труда на 36,42 тыс. руб. или 0,92%. Также отмечается увеличение размера фонда заработной платы на 3 083,64 тыс. руб. или 18,20% и среднемесячной заработной платы 1 работника на 2,93 тыс. руб. или 12,66%, фондоотдачи на 8 197,66 тыс. руб., фондорентабельности на 39 066,54%, товарооборота на 1 кв. м. общей площади на 6,90 тыс. руб.
2.2. Анализ товарных запасов
В таблице 2 представлен анализ динамики и эффективности использования товарных ресурсов.
Таблица 2
Оценка состояния и эффективности использования товарных ресурсов ООО «Бытовая химия» в 2014-2015 гг. [44]
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
241143,30 |
250671,78 |
9528,48 |
103,95 |
Сумма прибыли от реализации, тыс. руб. |
6885,37 |
19036,64 |
12151,27 |
276,48 |
Объем поступления товаров, тыс. руб. |
242918,99 |
257603,68 |
14684,69 |
106,05 |
Сумма среднего товарного запаса, тыс. руб. |
33825,255 |
38179,05 |
4353,80 |
112,87 |
Сумма товарных ресурсов, тыс. руб. |
276744,25 |
295782,73 |
19038,49 |
106,88 |
Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами |
1,148 |
1,180 |
0,032 |
102,82 |
Показатель эффективности использования товарных ресурсов по объему товарооборота, руб. |
0,871 |
0,847 |
-0,024 |
97,26 |
Показатель эффективности использования товарных ресурсов по сумме прибыли, руб. |
0,025 |
0,064 |
0,039 |
258,68 |
Интегральный показатель эффективности использования товарных ресурсов |
0,147 |
0,234 |
0,086 |
158,62 |
На фоне роста объема товарооборота на 9 528,48 тыс. руб. или 3,95%, прибыли от реализации на 12 151,27 тыс. руб. или в 2,76 раза объем товарных ресурсов предприятия возрос на 19 038,49 тыс. руб. или 6,88%.
В целом уровень обеспеченности деятельности предприятия товарными ресурсами является достаточно высоким и повысился в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 0,032.
Однако эффективность использования товарных ресурсов по отношению к товарообороту снизился на 0,024, а по отношению к прибыли от реализации - повысился на 0,039. Интегральная оценка также говорит о повышении эффективности использования ресурсов на предприятии.
В таблице 3 представлен анализ размера товарных запасов в сумме и в днях оборота.
Общая величина товарных запасов по сумме выросла на 6 931,90 тыс. руб. или 19,97%. В целом для предприятия характерно довольно значительное увеличение суммы товарных запасов практически по всем товарным группам: темп роста имеет минимальное значение по группе «Солнцезащитные средства» - 107,94% и максимальное значение по группе «Средства для лица» - 137,74%. И только по группе «Декоративная косметика» отмечается снижение суммы товарных запасов на 936,83 тыс. руб. или 16,11%.
В днях оборота отмечается аналогичная динамика: при общей величине размера средних товарных запасов на 7,99 дня отмечается рост их суммы по парфюмерии на 11,91 день, средствам для волос на 11,28 дней, средствам для лица на 17,83 дня, средствам для тела на 13,06 дней, косметике для мужчин на 4,41 дня, товарам для детей на 11,08 дней, средствам гигиены на 15,72 дня, хозяйственным товарам на 15,72 дня, сопутствующим товарам на 25,16 дней, бытовой химии на 10,64 дня, краскам для волос на 5,05 дня и солнцезащитным средствам на 2,06 дня. И только по декоративной косметике отмечается снижение размера товарных запасов на 9,79 дня.
Таблица 3
Состояние товарных запасов ООО «Бытовая химия» в сумме и днях оборота в 2014-2015 гг. [45]
Товарная группа |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
|||
тыс. р. |
дни |
тыс. р. |
дни |
тыс. р. |
дни |
||
Парфюмерия |
2612,19 |
58,21 |
3315,69 |
70,12 |
703,50 |
11,91 |
126,93 |
Декоративная косметика |
5814,38 |
54,63 |
4877,55 |
44,84 |
-936,83 |
-9,79 |
83,89 |
Средства для волос |
2742,69 |
57,56 |
3564,78 |
68,84 |
822,09 |
11,28 |
129,97 |
Средства для лица |
2452,29 |
53,84 |
3377,89 |
71,67 |
925,60 |
17,83 |
137,74 |
Средства для тела |
2436,63 |
49,12 |
3161,03 |
62,18 |
724,40 |
13,06 |
129,73 |
Косметика для мужчин |
1078,45 |
46,77 |
1274,77 |
51,18 |
196,32 |
4,41 |
118,20 |
Товары для детей |
2166,37 |
48,27 |
2803,41 |
59,36 |
637,04 |
11,08 |
129,41 |
Средства гигиены |
2367,85 |
48,39 |
2831,31 |
56,52 |
463,46 |
8,13 |
119,57 |
Предметы гигиены |
2813,69 |
54,45 |
3715,52 |
70,17 |
901,83 |
15,72 |
132,05 |
Хозяйственные товары |
1914,77 |
61,53 |
2303,34 |
69,29 |
388,57 |
7,77 |
120,29 |
Сопутствующие товары |
1015,42 |
45,11 |
1701,38 |
70,27 |
685,96 |
25,16 |
167,55 |
Бытовая химия |
3798,15 |
43,78 |
4822,69 |
54,42 |
1024,54 |
10,64 |
126,97 |
Краски для волос |
2315,63 |
58,85 |
2616,98 |
63,90 |
301,35 |
5,05 |
113,01 |
Солнцезащитные средства |
1184,59 |
43,12 |
1278,66 |
45,17 |
94,07 |
2,06 |
107,94 |
Итого |
34713,10 |
51,82 |
41645,00 |
59,81 |
6931,90 |
7,99 |
119,97 |
Такая динамика размера товарных запасов в днях оборота обусловлена изменением подходов к определению объемов закупа товаров: в целях снижения уровня транспортных расходов были увеличены размеры единовременно закупаемых партий товаров.
В таблице 4 представлен анализ структуры товарных запасов.
Наибольший удельный вес в общей сумме товарных запасов Торгового Дома приходится на декоративную косметику - 16,75% в 2014 г. и 11,71% в 2015 г. Причиной этого является то, что по данной группе отмечается наиболее широкий ассортимент товаров, относительно более высокие цены.
Таблица 4
Структура товарных запасов «Бытовая химия» в 2014-2015 гг. [46]
Товарная группа |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение |
|||
тыс. р. |
уд. вес, % |
тыс. р. |
уд. вес, % |
тыс. р. |
уд. вес, % |
|
Парфюмерия |
2612,19 |
7,53 |
3315,69 |
7,96 |
703,50 |
0,44 |
Декоративная косметика |
5814,38 |
16,75 |
4877,55 |
11,71 |
-936,83 |
-5,04 |
Средства для волос |
2742,69 |
7,90 |
3564,78 |
8,56 |
822,09 |
0,66 |
Средства для лица |
2452,29 |
7,06 |
3377,89 |
8,11 |
925,60 |
1,05 |
Средства для тела |
2436,63 |
7,02 |
3161,03 |
7,59 |
724,40 |
0,57 |
Косметика для мужчин |
1078,45 |
3,11 |
1274,77 |
3,06 |
196,32 |
-0,05 |
Товары для детей |
2166,37 |
6,24 |
2803,41 |
6,73 |
637,04 |
0,49 |
Средства гигиены |
2367,85 |
6,82 |
2831,31 |
6,80 |
463,46 |
-0,02 |
Предметы гигиены |
2813,69 |
8,11 |
3715,52 |
8,92 |
901,83 |
0,82 |
Хозяйственные товары |
1914,77 |
5,52 |
2303,34 |
5,53 |
388,57 |
0,01 |
Сопутствующие товары |
1015,42 |
2,93 |
1701,38 |
4,09 |
685,96 |
1,16 |
Бытовая химия |
3798,15 |
10,94 |
4822,69 |
11,58 |
1024,54 |
0,64 |
Краски для волос |
2315,63 |
6,67 |
2616,98 |
6,28 |
301,35 |
-0,39 |
Солнцезащитные средства |
1184,59 |
3,41 |
1278,66 |
3,07 |
94,07 |
-0,34 |
Итого |
34713,1 |
100,00 |
41645 |
100,00 |
6931,90 |
0,00 |